• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Рождество со святым Франциском

Все знают, что Франциск Ассизский – святой Рождественских яслей. Вот как один из первых его биографов, Фома Челанский, описывает произошедшее в Греччо ночью 25 декабря 1223 года.

«Был в той земле человек по имени Иоанн, доброй славы, но еще лучшей жизни, и его святой Франциск отличал особой любовью, тем более, что тот, будучи в этих местах одним из самых знатных и уважаемых людей, презрел благородство плоти и посвятил себя достижению духовного благородства. И вот блаженный Франциск позвал его к себе примерно за две недели до праздника Рождества, как и раньше нередко бывало, и сказал: «Если ты хочешь, чтобы в этом году мы праздновали Рождество Иисуса в Греччо, предвари меня и приготовь все, что я тебе говорю: я хотел бы представить рождение Младенца в Вифлееме, и как бы увидеть телесными очами Его страдания из-за отсутствия того, что необходимо новорожденному, хочу увидеть, как был Он положен в ясли и лежал на сене, а рядом стояли вол и осел». Выслушав все это, тот человек, верный и богобоязненный друг, поспешил подготовить в указанном месте все необходимое, по замыслу, открытому ему святым.

И наступил день радости, время прославления! По сему случаю были созваны туда многие братья из разных мест; мужчины и женщины, жившие в этой земле, все, кто только мог, с радостью в душе готовили свечи и факелы, чтобы осветить ночь, в которую взошла наиярчайшая Звезда, осветившая все дни и все времена. Пришел, наконец, и Франциск: увидел, что все подготовлено, как он пожелал, и возрадовался. И вот, подготовляются ясли, наполняются сеном, приводят вола и осла. В этой трогательной сцене сияет евангельская простота, прославляется бедность, утверждается смирение. Греччо обратился в новый Вифлеем.

Ночь светла как полдень, прекрасна для людей и для животных! Собирались люди, необычной радостью приветствуя новую тайну. Лес откликается голосами, и величественные скалы вторят праздничным песням хора. Братья поют избранные хвалы Господу, и, кажется, тьма рассеяна радостью.

Святой Божий охвачен экстазом перед яслями, душа его трепещет от раскаяния и несказанного счастья. Затем пресвитер торжественно совершает Евхаристию над яслями, и Франциск вкусил неизведанное прежде утешение.

И вот, Франциск облачился в одеяния диакона, поскольку был диаконом, и громко запел святое Евангелие: голос его, сильный и сладостный, ясный и звучный, наполняет всех тоской по небу. Затем он обратился с проповедью к народу, и сладчайшими словами говорил им о Царе, рожденном в нищете, и о городке Вифлееме. Часто, когда он хотел произнести имя Иисуса Христа, то, воспламененный небесной любовью, называл Его «Вифлеемским Младенцем», а слово «Вифлеемский» произносил, растягивая и с такой нежной любовью, что оно звучало нежно, как блеянье овечки. И всякий раз, как Франциск произносил слова «Вифлеемский Младенец» или «Иисус», он облизывал губы, словно вкусив всю сладость этих слов.

И умножились дары, ниспосланные Всемогущим, и один из присутствовавших, муж добродетельный, сподобился чудесного видения. Привиделось ему, что в яслях лежит неживой младенец, а Франциск, склонившись над ним, пробудил его от глубокого сна. И вполне разумным кажется нам это видение, ведь по заслугам святого, Младенец Иисус был оживлен в сердцах многих, кто забыл Его, и мысль о Нем запечатлелась глубоко в их памяти. По завершении торжественного бдения, каждый вернулся в дом свой преисполненным несказанной радости».

Франциск Ассизский – святой яслей Господних. Но не символических яслей, окруженных ангелочками с переливающимися крыльями и блеющими овечками, коленопреклоненными пастухами и великолепными волхвами, выстроившимися в фантасмагорическую «очередь» у пещеры, где лежит новорожденный Царь иудейский. Для Франциска опыт яслей не исчерпывается тем, чтобы уравновесить невинные мечты детей и ностальгические сожаления взрослых. Для него ясли – трагедия любви, подвигшей Божиего Сына стать Сыном Человеческим ценой такого пришествия в мир, ценой первых слез, пролитых среди паутины, сена, дурных запахов скотного двора.

Святой Греччо, наконец, — святой горы Верны, носящий на своем теле стигматы искупительных страданий Распятого Христа.

Но духовность Ассизского Бедняка не замыкается, пусть и в необъятных, границах Вифлеема и Гогофы. Она вмещает в себя безграничную жизнь Пресвятой Троицы. И поэтому он поклоняется Христу именно там, куда Отец, во исполнение истории спасения, отправил Своего Сына.

Марко Адинольфи OFM

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *