• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Основы

Постижение Бога

Благодаря своей особенной близости к Богу, святой Франциск обрел глубокое понимание Его сущности.

Франциск и его братья-францисканцы в первую очередь видят в Боге непостижимую, самую чистую и самую высокую Любовь, “Бог – Всевышний, Святой, Всемогущий; Бог – это Любовь; Бог – любящий Отец; Бог – живой и истинный”.

Для францисканца Бог – это непостижимая Тайна, недоступная для человеческой мысли и фантазии. Величие, святость и таинственность Бога пробуждали в сердце Франциска страх Господень.

Кроме того, в понимании францисканцев Бог – это наивысшее, вечное Благо, от которого происходит всякое другое благо. Являясь любящим Отцом и вечной Добротой, Бог призывает человека к общению и дружбе с Самим Собой.

Непоколебимая вера в “живого и истинного” Бога, Который присутствует и действует в жизни человека, позволяет францисканцам полностью уповать на Божественное Провидение. В том случае, если человек открыт для действия Бога, Господь совершает в его жизни чудеса: исцеляет и просвещает его, прощает ему грехи и спасает от смерти.

И наконец, для францисканца Бог – это мир, покой и радость – всё то, что люди называют счастьем.

Францисканское отношение к человеку

Францисканцы по примеру святого Франциска поклоняются Богу-Создателю, Который ради любви вызвал, к жизни всякое творение. Человек, созданный “по образу и подобию Божию”, получил великий дар в лице Иисуса Христа – Богочеловека. Уподобление Сыну Божию – это высокое призвание, дарованное каждому человеку. Препятствием на пути этого призвания становится грех, являющийся проявлением непослушания в отношении Бога. Францисканская духовность указывает на три источника греха, первым из которых является плоть. Говоря, что нужно ненавидеть плоть, полную грехов и пороков, святой Франциск имеет в виду не физическое тело, а нашу эгоистическую натуру, наше сердце, в котором рождаются греховные мысли и желания.

Вторым источником греха является мир. Святой Франциск говорит, что последователь Христа должен оставить мир не потому, что Бог создал этот мир дурным, а из-за того, что человек по своей природе слаб и грешен, вследствие чего легко может поддаться многочисленным искушениям. Оставить мир означает оставить всё, что противно воле Божией.

Третий источник греха – это дьявол, который всеми путями старается отдалить человека от Бога и завладеть его сердцем. Дьявол использует нашу предрасположенность к греху, нашу эгоистическую и самолюбивую натуру, которая противится воле Божией. Поэтому человек должен научиться владеть собой, стремясь к жизни “духом Господним”. Для этого человеку даровано таинство покаяния, которое помогает ему отречься от себя и устремиться к Богу.

Всю свою жизнь, вплоть до самой смерти, человек должен идти путем покаяния. Францисканцы должны не только каяться сами, но и проповедовать покаяние. Во францисканском понимании покаяние – это не просто аскеза, проявляющаяся в посте, молчании или самоумерщвлении, но и образ жизни, в центре которой находится не собственное “я”, а Бог.

Стремление к духовным целям не означает пренебрежение к человеческому телу – святой Франциск с большим уважением относился к нему. Благодаря человеческой плоти Бог стал видимым для нас. Кроме того, наше тело дает нам возможность принимать Иисуса Христа в Святых Дарах, а также подражать нашему Спасителю, Который был распят за нас.

Человек призван к любви и святости как в духовном, так и в физическом аспекте.

Евангелие – краеугольный камень жизни францисканца

Миссия святого Франциска тесно связана с Евангелием. В поисках жизненного пути Франциск прочитал в Евангелии слова Иисуса о том, что надо оставить все и идти за Ним, не беря “ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха” (Мф 10, 10). Эти слова предопределили выбор святого Франциска; он решил: “Это как раз то, что мне надо; это – то, чего я ищу и хочу делать”.

Франциск и его духовные дети находят в Евангелии ответы на свои жизненные запросы. Францисканец должен ежедневно читать Евангелие, постигая его умом и сердцем, а также делиться плодами своих размышлений в беседах с братьями и в проповедях.

Но важнее всего, чтобы францисканец стремился воплотить Святое Евангелие в своей жизни, поскольку тот, кто познает Евангелие ради собственной выгоды или для того, чтобы продемонстрировать свою эрудицию, совершает тяжкий грех.

Евангелие – это “дух и жизнь” для братьев святого Франциска. Франциск часто повторял: “Я хочу, чтобы мои братья были учениками Евангелия” (Бонавентура, XI, 1). Это означает, что францисканцы должны подражать Иисусу, Который из любви к нам стал нашим Братом и Другом. Если мы стремимся уподобиться Ему, то Он становится нашим Учителем – Путем, Истиной и Жизнью.

Евангелие – это не доктрина или идеология, а Жизнь. Начало францисканского Устава звучит так: “Устав и жизнь меньших братьев таковы: соблюдать Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа” (I, 1).

Бедность, скромность и смирение – основные ценности францисканской жизни

Чистота – сердце, свободное для любви

“Меньший брат” желает полностью отдать Богу свою душу и плоть. Он сознательно отказывается от супружеской жизни и чувственных удовольствий ради того, чтобы всегда быть даром, благоприятным Богу, чтобы теснее соединиться с Христом и сделать свое сердце безраздельно принадлежащим Господу.

При этом монах-францисканец не отказывается от любви, а выбирает ее совершенную форму. Лишаясь определенных радостей жизни, он обретает высшую ценность: Иисуса Христа.

Однако помимо внешней чистоты (целомудрия) требуется также внутренняя, духовная чистота, выражающаяся в умении владеть своими чувствами, мыслями и желаниями. Духовная чистота свидетельствует о чистом сердце – то есть, сердце, полностью отданном Господу. Человек с чистым сердцем находится в гармонии с Богом, с ближними и даже с другими Божиими творениями. Он непосредственен и бесхитростен в своих отношениях с людьми и Богом.

Являясь выражением любви к Господу, чистота освобождает человека от различных форм эгоизма и от всевозможных пристрастий. Рдинственное желание человека с чистым сердцем – это прославлять Бога, а также служить Рму и своим братьям.

Святой Франциск, неоднократно подвергавшийся плотским искушениям, учил своих братьев, что самым лучшим средством для преодоления трудностей в этой сфере является любовь. Настоящая любовь к Богу и полное любви служение ближним побеждают любые искушения. Чистота делает человека способным дарить настоящую любовь.

Братство – конституционная ценность францисканской жизни

Святой Франциск считал братскую любовь важнейшей и высшей ценностью. Францисканское братство как форма воплощения любви к Богу и ближнему является конституционным принципом Ордена.

Францисканское братство определяют такие понятия, как: дружба, равенство, взаимное служение, сострадание, прощение, понимание, душевность, непосредственность. При этом настоятель исполняет роль слуги монашеской общины.

Живя в общине, человек должен “дарить” себя своим братьям, а они должны обогащать его, однако это не означает, что он целиком теряет свою индивидуальность, равным образом и община не должна концентрироваться вокруг какого-либо человека.

Братья должны принимать друг друга такими, какими они есть.

Братский дух должен поддерживаться молитвой, поскольку без ежедневного общения с Богом не может быть открытого общения с братом.

Братство – это не что-то устоявшееся, а то, что францисканцы должны ежедневно формировать в рамках своей общины. При этом братья должны стремиться к тому, чтобы стать действительно “меньшими”.

Послушание

Общинную жизнь братьев святой Франциск понимал как послушание, соединенное с любовью…

Францисканская простота и радость

Простота (или непосредственность) во францисканской духовности означает: отсутствие в человеке внутренней раздвоенности, вызванной грехом; прямодушие (нежелание использовать неоднозначные слова или ситуации для собственной выгоды); откровенные отношения с Богом и ближними; естественность и искренность.

Простота – это евангельская добродетель: “Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф 10, 16). Она подразумевает чистые помыслы, доверчивость и благоразумие.

Францисканская радость берет свое начало в сознании того, что Воскресший Иисус находится среди нас. Он относится к нам с любовью и заботой, как настоящий Брат и Друг.

Бог является олицетворением и источником постоянной радости для людей, и этой радостью мы призваны делиться с другими.

Облик францисканца не должен быть печальным. Печаль, которую порождают человеческие грехи, необходимо изливать перед Богом, а людям нести радость и оптимизм. Однако святой Франциск предостерегает от ложной радости: от глупого смеха, иронии и сарказма.

Цена нашей радости определяется в те моменты, когда мы сталкиваемся с трудностями, с непониманием, унижением или страданием.

Святая Церковь

Святой Франциск шел за Христом по пути, указанному Святой Церковью. В начале своего обращения в церкви св. Дамиана он услышал такие слова: “Франциск, почини Мою церковь”. Это поручение Господа касалось исправления в том числе и духовной Церкви.

Святой Франциск сам служил Церкви и требовал от своих братьев, чтобы они тоже были ей послушны и исповедовали ее учение на словах и в жизни.

Святой Франциск с глубоким почтением относился к Папе Римскому, к епископам и ко всему духовенству. Священство он считал высшим саном из тех, которых может удостоиться человек. Священник, совершающий таинство Евхаристии, заслуживает большого уважения – даже если сам он является грешником.

Богородица

Духовные последователи святого Франциска, следуя примеру своего учителя, с большой любовью и почитанием относятся к Пресвятой Деве Марии, Которая, родив Богочеловека, получила имя Божией Матери. Весь Орден Францисканцев святой Франциск отдал под покров Пресвятой Богородицы.

С особенной набожностью святой Франциск относился к празднику Успения Божией Матери, готовясь к нему с помощью двухнедельного поста. Его любимым храмом была церковь Ангельской Божией Матери.

Францисканцы почитают Пресвятую Богородицу как Непорочно Зачатую Деву. Это означает, что благодаря Божией благодати Она была зачата без первородного греха, вследствие чего никогда не находилась во власти дьявола.

Францисканская молитва

Молитва – это пребывание с Богом, общение с Ним. Бог, являющийся благим и совершенным, достоин постоянного восхваления, поэтому во время молитвы слова, прославляющие Бога, должны преобладать над просьбами.

Молиться можно даже одним словом, постоянно произнося имя “Иисус”, которое означает “Господь и Спаситель” и является кратчайшим выражением сути христианства. В этом имени заключена огромная сила.

Францисканец должен с радостным чувством читать Святое Евангелие и размышлять над ним, воздавать честь Иисусу в Святых Дарах, а также прославлять Бога в Его творениях, поскольку весь мир – это большая “икона” Божественной силы и доброты. Глядя на творения рук Божиих, мы должны испытывать чувство благодарности и восхищения.

Апостолат, выражающийся в жизни и слове

Святой Франциск хотел, чтобы его братья проповедовали обращение с помощью примера собственной жизни.

Францисканцы должны жить Евангелием и проповедовать его всем людям: христианам – для того, чтобы укрепить их любовь к Богу; неверующим – чтобы зажечь в них огонь веры.

“Меньшие братья” должны служить бедным, униженным и отверженным, не пренебрегая грешниками (в том числе, наркоманами и алкоголиками).

Францисканцы должны внедрить Евангелие в сферу культуры, науки и образования, а также быть готовыми к любому служению, к которому их призовет Святая Церковь.

Обсуждение закрыто.