• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

6 февраля — Свв. Петр Креститель, Павел Мики, священники, и их сподвижники, мученики – память

Сегодня Церковь отмечает литургическую память святых Петра Крестителя, Павла Мики и их сподвижников, мучеников. Петр Креститель родился в Испании в 1542 году. Он вступил в Орден Братьев Меньших и, став священником, проповедовал Евангелие на Филиппинах. В 1593 году с пятью другими братьями он отправился в Японию. Там они проповедовали Евангелие словом и делом, строя больницы и церкви. Вместе с семнадцатью францисканцами из Третьего Ордена их приговорили к смертной казни. Вместе с ними были убиты иезуит Павел Мики и два катехизатора. Папа Пий IX канонизировал японских мучеников в 1862 году.

1. Прибытие францисканцев в Японию

Существует предположение, что христианство достигло японских островов уже в VIII веке. Однако настоящую евангелизацию начал на этой земле св. Франциск Ксаверий, который прибыл в Японию 15 августа 1549 г. За два года его деятельности было крещено 1500 японцев, а в 1587 г. христиан было уже 205 000. Их окормляли 43 священника при помощи 73 семинаристов и монахов, из которых 47 было японцами.

Япония в ту эпоху была аморфной федерацией множества княжеств, признававших формально главенство императора. Фактически власть принадлежала сёгунам.  Одним из них был Тоётоми Хидэёси (1535-1598). 

Сначала благоволивший христианам, позднее он, руководствуясь политическими соображениями, издал в 1587 г. декрет о полном запрещении проповеди Евангелия и публичного отправления христианского культа. Декрет, однако, не предписывал миссионерам покинуть страну. Они остались и, в условиях навязанных ограничений, продолжали дело евангелизации.

Тем временем амбициозный сёгун Тоётоми Хидэёси, мечтая о великой японской империи, начал угрожать принадлежавшим Испании Филиппинам. Губернатор Филиппин, желая избежать опасности и выиграть время, 30 мая 1593 г. отправил с богатыми дарами посольство, во главе которого стоял известный своей святостью о. Петр Баптист Бласкес (1542-1597). Он и другие послы: о.Бартоломео Руис, Франсиско Сан-Микеле и переводчик Гонсальво Гарсия (1562-1597) были францисканцами-дискальцеатами («босыми»), представителями наиболее строгой ветви Ордена.

Преодолев трудности пути, они предстали пред грозным ликом сурового сёгуна, который был тронут простотой братьев. Хидэёси не только заключил мирный союз с Филиппинами, но и позволил четырем францисканцам остаться в Японии и основать там католическую миссию, обещав им всяческую материальную помощь.

2. Деятельность миссионеров

Миссионеры направились в тогдашнюю столицу Киото, где, после многих трудов и личного вмешательства сёгуна, построили монастырь и храм, посвященный Матери Божьей Ангельской. Рядом с монастырем монахи основали две больницы, рассчитанные на 50 мест. Вокруг поселилось много христиан, возникло новое поселение –ЛосАнджелес.

В следующем году губернатор Филиппин снова направил к сёгуну послов, трех францисканцев, которые получили разрешение остаться в Японии. Это позволило основать новую миссию – в Нагасаки. Там была возведена часовня и лепрозорий.

В 1596 г. прибытие еще двух францисканцев позволило открыть третью миссию в Осаке. Из-за царящей там бедности, ее называли «Вифлеемом». Везде, где возникали миссии, рядом строились больницы, школы, приюты для сирот. Вокруг поселялись христиане. За три года количество новообращенных, связанных с францисканскими миссиями, достигло 20 000.

Наиболее ревностных и зрелых христиан принимали в Третий Орден св. Франциска. Они были катехизаторами и переводчиками, а также заботились о материальных делах миссии.

О работе миссии читаем в письме современника: «Я видел образованнейших монахов, которые, стоя на коленях перед прокаженными, очищали их раны…. Они немногословны; они творят небывалые дела, служа Богу и духовному благу ближних. Их истинно францисканская жизнь, бедная и смиренная, уподобляет их первым последователям святого Франциска.  После молитв и Мессы они лечат больных и прокаженных, выслушивают исповеди, читают проповеди, крестят и совершенствуют свои познания в японском языке».

3. Угрозы и заключение

Перед бурно развивающейся миссией появились трудности. Одним из препятствий было сопротивление буддийских духовных властей. Другим – тот факт, что миссионеры всегда воспринимались как чужеземцы, сколько хороших дел бы они не совершали. Дальнейшее их служение зависело от отношений европейских государств (имевших колонии в Азии) с Японией. Неприязнь протестантской Голландии к католической Испании здесь проявлялась в виде интриг, беспощадной борьбы за сферы влияния, а японские власти все это использовали для своих политических целей. Кроме того, юридически все еще продолжал действовать декрет сёгуна Тоётоми Хидэёси 1587 г. Открытая, широкая деятельность францисканцев, в отличие от тайной деятельности иезуитов, привлекала на сторону первых много сторонников, но также и врагов. Вскоре им представился случай.

Испанское торговое судно «Сан Фелипе» с ценным грузом на борту было серьезно повреждено во время бури 20 октября 1596 г. и причалило к одному из японских островов. Присутствие на корабле вооруженных солдат  Тоётоми Хидэёси использовал для предъявления Испании обвинения в агрессии и захватнических планах. Судно было захвачено японцами. В результате этих событий испанцы, проживающие на японских островах, миссионеры, а так же обращенные ими японцы стали врагами государства.

В Торжество Непорочного Зачатия 1596 г. все три францисканские монастыри были закрыты, а все монахи были подвергнуты домашнему аресту. Смертной казни удалось избежать монахам из Нагасаки и Осаки. В Киото 2 января 1597 г. 24 узника были приговорены к смерти через распятие. Казнь должна была состояться в Нагасаки. Среди осужденных было 6 францисканцев из Первого Ордена: Петр Баптист Бласкес, Мартин д’Агирре (1567-1597), Франсиско Бланко (+1597), Филипо лас Касас Иисуса (1535-1597),

Франсиско Сан-Микеле (+1597), Гонсальво Гарсия (1562-1597), 3 японских иезуита: Павел Мики (1556-1597), Иоанн Соан Гото (1578-1597), Иаков Кисаи (1533-1597) и 15 францисканских терциариев. По дороге к месту казни к ним присоединились еще два члена Третьего Ордена.

4. Мученики терциарии

Косимо Такея

Родился в обедневшей семье самураев. Крещение принял от иезуитов. Жил с семьей в Мияко (Киото). Когда в 1593 г. в город прибыли францисканцы, помогал им строить храм, монастырь и больницу. Служил братьям в качестве переводчика, катехизировал  детей и взрослых, ухаживал за больными. Со  всей семьей вступил в Третий Францисканский Орден. Желал, чтобы его сын также стал хорошим катехизатором и получил образование у францисканцев. Находился в группе арестованных 8 декабря монахов и катехизаторов.

Михаил и Фома Козаки

Михаил был ревностным христианином, деятельным катехизатором и активным членом Третьего Ордена. Вместе с пятнадцатилетним  сыном Фомой, также терциарием, был арестован в монастыре в Осако.

Павел Ибараки

Крещение принял благодаря своему брату Льву Карасумо. Вступил в Третий Орден, служил братьям в качестве переводчика. Проводил активную катехизацию в Мияко (Киото). Его арестовали  31 января и присоединили к группе осужденных.

Лев Карасумо

О нем известно лишь то, что он был терциарием, переводчиком и катехизатором. Арестован 31 января.

Людовик

Ему едва исполнилось 11 лет. Когда 31 января 1596 г. он оказался в группе арестованных. Дядя отдал его на воспитание францисканцу отцу Петру-Баптисту Песаро. Священник, убедившись в необычайных способностях мальчика, держал его при себе, поручая  помогать в катехизации и прислуживать на Мессе. Арестованный, не терял спокойствия духа. Некоему самураю, желавшему спасти его от смерти ценой отречения от веры, ответил: «Глупец, и ты должен стать христианином, если хочешь избежать смерти души!»

Антоний из Нагасаки

Его родителями были католики – отец-китаец и мать-японка. Они воспитали сына в духе истинного благочестия. Антоний был министрантом в храме францисканцев. Братья, видя искренность его намерений и глубину веры, приняли мальчика в Третий Орден, не взирая на возраст. Вместе со своим духовником, отцом Иеронимом Иисуса, переехал сначала в Киото, затем в Осако. На момент ареста ему было только тринадцать. Антоний мог избежать смерти, но захотел остаться с арестованными францисканцами. 2 января 1597 г. он был приговорен к казни.

Матфий из Мияко (Киото)

Катехизатор и терциарий. Во время ареста францисканцев добровольно занял место отсутствующего христианина с таким же именем.

Бонавентура из Мияко (Киото)

Его отец был католиком, а мать язычницей. Бонавентура был крещен, но под влиянием матери обратился к язычеству. Стал буддийским священником (бонзой). Покаялся под влиянием францисканцев. В покаянной одежде, с головой, посыпанной пеплом и веревкой на шее просил он прощения за свои грехи. Был принят в Третий Орден. Стал катехизатором. Вместе с остальными францисканцами был арестован и осужден. По дороге в Нагасаки успел написать два письма: в первом призывает отца оставаться твердым в вере, а мать принять крещение. Во втором напоминает матери и ее родственникам, что никто не может спастись, если не станет христианином.

Иоахим Саккакибара

Родился в Осако в 1557 г. Когда заболел, жена-христианка стала уговаривать его креститься. Однако он отказывался, ссылаясь на то, что сначала ему следует хорошо изучить то, во что веруют христиане. Когда его состояние резко ухудшилось, принял. Крещение. После чего быстро выздоровел. Принял хабит Третьего Ордена св. Франциска….

Франциск из Мияко (Киото)

По профессии был врачом. Благодаря проповеди францисканцев принял Крещение и вступил в Третий Орден. Разделил жизнь братьев вплоть до мученичества в Нагасаки.

Фома Идауки

Терциарий. Крещение принял от иезуитов, а когда прибыли францисканцы, помогал им в организации лепрозориев.  Ухаживал за больными.

Иоанн Кисака

Родился в Киото, был прямым и честным человеком. Согласно своей совести, практиковал язычество. Когда услышал, что францисканцы провозглашают новую веру, пришел к ним и попросил подробно рассказать о ней. Убедившись в истинности христианства. Попросил о Крещении и принятии в Третий Францисканский Орден. Служил больным. Под его влиянием крестился его сын. Разделил с францисканцами их судьбу вплоть до мученической смерти.

Габриэль из Дуиско

Почти ничего неизвестно о его жизни. Кроме того, что он происходил  из Киото и был францисканским терциарием. Схваченный с остальными францисканцами, стал мучеником.

Павел Сузуки

Благодаря уже упоминавшемуся Льву Карасумо, принял Крещение. Как терциарий занимался апостольской деятельностью и ухаживал за больными в окрестностях Киото. Вел суровую, аскетичную жизнь. Был арестован с остальными францисканцами и осужден на смерть.

Франциск Фахеланте (Донато)

После Крещения вступил в Третий Орден.  Был одним из тех христиан, которые сопровождали арестованных, стараясь им помочь и ободрить. Начальник конвоя без формального приказа присоединил его к группе осужденных.

Петр Сукехиро

Родом из Мияко (Киото). Работал вместе с монахами. Вместе Франциском Фахеланте был в группе христиан, сопровождавших осужденных. Один из солдат, видя его служение, вынужден был признать: «Воистину христиане люди отважные, связанные друг с другом узами истинной любви». Как и Франциска, начальник конвоя присоединил его к осужденным.

5. Мученичество

3 января 1597 г. все арестованные были приговорены к смерти и отсечению части уха. После вынесения приговора,  их, связанных, провезли по улицам в специальных повозках – в устрашение христианам и на посмешище народу.

Долгая дорога, которую следовало пройти пешком, должна была повергнуть осужденных в отчаяние и устрашить христиан. Приговор должен был быть приведен в исполнение в Нагасаки. 5 февраля добрались до места казни

Там самому младшему из осужденных, 11-летнему Людовику, вновь было обещано помилование в случае его отречения от веры. Мальчик ответил: «Могу ли я оставить Христа, Который уже открывает мне врата Небес и посылает Ангелов, чтобы возложить на мою голову сияющий венец славы? Заберите ваши земные богатства, меня привлекают только небесные».

Также родители 13-летнего Антония пытались склонить сына  к отречению. Тот сказал: «Уповаю, что Бог поможет победить в этой битве. Ваши усилия бесполезны». Антоний возвратил родителям голубое кимоно и остался в терциарском хабите (которые носили терциарии в разные времена несмотря на то, что являлись мирянами). Убеждал их не скорбеть, а гордиться тем, что их сын – мученик.

Местом мученичества был холм, с которого открывался вид на порт. Сам же холм был виден с любого места в городе. Позже его стали называть Святой Горой.

Осужденных привязали веревками к кресту, а шею приковали к нему железным обручем. Так они, вознесенные над землей, ожидали смерти. Когда мученики запели гимн “Te Deum”, иезуитский епископ города благословил из дома каждого из них. 15-летний терциарий Фома Козаки запел псалом 112

Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.

Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

К мученикам были допущены два иезуита, которые подходили к каждому из распятых и готовили к смерти. Воины двумя ударами копья пронзали им сердце и открывали им славу небесную.

Подготовлено по Материалам для постоянной формации для Францисканского Ордена Мирян в Польше на 2004 г., о. Алоизий Паньчик OFM, духовного ассистента ФОМ в Польше.

Сергей Колесников

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.