• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Притча о десяти девах: не опоздать на встречу с Женихом

Дариуш Харасимович OFMConv

В Церкви мы окружены тайной: Сам Господь, Святая Троица – тайна; молитва и вера – тайна. Не случайно части молитвы Розария мы тоже называем тайнами. Конечно, мы привыкаем к этому определению и забываем, что размышляем именно о тайнах жизни Господа. С помощью притч Господь тоже говорит с нами о тайнах Царства Небесного.
Привычка к Богу, к святости, ощущение, что все уже познал – это самая большая проблема для верующего. Но именно во время земной жизни должно зарождаться наше восхищение, удивление Богом. Ведь в вечности мы будем непрестанно Его славить и Им восхищаться.
Попытаемся с помощью притчи о мудрых и неразумных девах (Мф 25, 1-13) больше узнать о грядущем Господе Иисусе Христе, пробудить в себе богословское любопытство, чтобы внимательнее взглянуть на нашу веру и духовную жизнь, чтобы не ограничиваться заученными молитвенными формулами, а стремиться в молитве к созерцанию.
Притчу о десяти девах нужно читать в контексте Второго пришествия Иисуса Христа, Страшного суда. Она говорит о том, что время земной жизни ограничено, и в ее конце нас ожидает встреча со Спасителем. Как мы переживаем нашу земную жизнь, время ожидания встречи с Господом? Организуем ли мы нашу жизнь так, чтобы она подготовила нас к этой встрече?
Мудрые девы попали на пир с женихом и радовались вместе с Ним. А для неразумных дев все завершилось печально. Эта притча побуждает нас переживать время нашей земной жизни – наш личный Адвент – так, чтобы не случилась с нами беда, как с неразумными девами.

ЖЕНИХ
Господь мог бы совсем по-другому рассказать о Себе, об ожидании Его пришествия. Но Он избирает образ жениха.
За двадцать семь лет священнического служения мне редко доводилось встречать атеистов, чаще всего я сталкивался с незрелостью веры. Вот как рассуждает человек с незрелой верой: «Бог – не моя любовь, Он – помощь, инструмент для достижения моих целей. Самый прекрасный инструмент, всемогущий. У меня – своя жизнь, и я знаю, чего хочу достичь. Но мои силы невелики, поэтому мне нужна помощь всемогущего Бога в разных сферах и делах. В семейной жизни чтобы все было хорошо, чтобы Господь благословил мою работу, моих близких, помог исполнить все мои мечты». На первый взгляд, что плохого в таком подходе? Ведь человек верит в Бога, общается с Ним, пытается соблюдать заповеди Божьи. Но это очень напоминает евангельскую историю о богатом юноше, который тоже вроде бы делал все правильно (Мф 19, 16-30). Он так и сказал Иисусу: «Все это сохранил я от юности моей». И тогда Иисус, который видел сердце юноши, сказал ему: «Приходи и следуй за Мною». Юноша не смог этого сделать. И вот таких людей, которые не смогут пойти за Богом до конца, довольно много. Они воспринимают Бога не как любовь всей своей жизни, не как Жениха, а как помощь для своей жизни. Но если Бог – лишь помощь в жизни, то в чем тогда ее смысл? Если бы кто-то сказал: «Бог – смысл и цель моей жизни, и Он мне помогает», – это другое дело. Но если человек думает только о помощи Божьей, значит, он видит в Боге лишь средство для достижения своих целей.
В нашем пути к Богу важно, чтобы Господь был смыслом нашей жизни, нашей единственной любовью, даже если у нас есть семья, дети, друзья. Все земное пройдет. «Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут»,– говорит Господь (Мф 24, 35). Конечно, в вечности наши близкие не потеряют для нас значения. Но мы будем воспринимать эти отношения в более совершенной перспективе, где Бог будет всем во всём.
Если Бог – наша единственная любовь, тогда мы будем скучать по Нему, искать Его. Я стараюсь быть хорошим братом для своей сестры и всегда первым, рано утром, поздравляю ее с днем рождения. Как-то она сказала: «Удивительно, что ты всегда помнишь обо мне». Я ответил: «Кто любит – тот помнит, кто любит – тот скучает». Это лакмусовая бумажка для человеческой любви. Вы думаете, что с Богом – по- другому? И речь не идет о чувствах. В отношениях с Богом речь идет о вере, об интуиции веры. У многих святых не было чувств по отношению к Богу, но они просто стремились к Нему, к исполнению Его воли.
Психологи говорят, что у человека есть две главные потребности: любить и быть любимым. Оказывается, что только любить кого-то для нас недостаточно. Если существует хотя бы один человек, который нас действительно любит, то это созидает нас. Если нет такого человека, то все сложнее. Например, сироты не имеют родителей. Хорошо, если в детском доме есть воспитатель, который дает им человеческую близость, ласку и тепло. Без этого жизнь становится очень сложной, без любви мы живем только по инерции.
Ничего более прекрасного, чем человеческая любовь, на земле не существует. В отношении Бога – то же самое. Ничего более важного, чем любовь к Богу, не существует.
Интересно, что в нашей притче есть жених и много дев, как будто это собирательный образ людей. Жених – один, и все идут к нему. Если Господь дает нам такой образ, это важно. Какое самое близкое определение Бога для вас: Творец, Всемогущий, Отец, Искупитель, Спаситель, Вседержитель? И Жених – можем добавить. Как я думаю о Боге? Только как об Отце? Но ведь мы на земле не живем для отца и матери. Конечно, если они болеют и нуждаются в нашей постоянной помощи, это требует нашего особого участия. Но если все хорошо, то у человека – свой путь: своя семья, или научная деятельность, или монашеское призвание. Есть мужчины, которые всю жизнь держатся за мамину юбку: не построили «своего дома», никого не оберегают, не любят, сами постоянно находятся под опекой. Это ненормально, такой союз рано или поздно принесет большие беды, взрослый человек должен эту “пуповину” разорвать. И так же не могут быть главным смыслом жизни отношения в семье, профессия или научная деятельность. Мы призваны жить для Бога. Нужно строить связь с Тем, кто действительно является смыслом жизни.
Бог – это личность, Святой Дух – личность, Иисус Христос – личность, это нам легче всего понять, потому что Он стал человеком. Мы имеем дело с Личностью, которая называет Себя «Женихом». Некоторые люди даже не смеют подумать, что Бог – это их любовь. Для них Бог имеет чисто функциональное значение: спасти, дать вечную жизнь, Царство Небесное. И человек не понимает: «Как я могу строить отношения с Богом – кто такой Бог и кто – я?» Но Бог этого хочет. Если бы не хотел, не оставил бы нам Священное Писание, говорящее о Нем. Не дал бы нам пример апостола Иоанна, который лежал на груди у Иисуса Христа на Тайной вечери. Не дал бы нам примеры других святых, которые были просто влюблены в Господа всем сердцем. Как святой Франциск Ассизский, который уже на земле был с Богом одним целым. Как Тереза Авильская, которая произносила только первое слово «Отче» в молитве Господней и так сильно им проникалась, что не могла продолжать. Она понимала, что любовь Бога – личностная, сильная и исключительная.
Господь любит каждого человека исключительной любовью, как жених любит свою невесту. Он избрал образ жениха, чтобы сказать нам о Своей великой любви, которая есть смысл нашей жизни. Эта извечная любовь нас сотворила, и для нее мы живем.

ДЕВЫ
Дева – это образ человека. Святой Августин в «Исповеди» писал: «Боже, Ты сотворил нас для Самого Себя. И не успокоится сердце человека, доколе не придет к Тебе». Это правда о человеке. Он на разных путях ищет своего осуществления, счастья, но не находит до тех пор, пока не придет к Богу как к смыслу и цели своей жизни. Каждый из нас – «дева», каждый сотворен Богом и для Бога.
Смотрите, как интересно получается: Девой является Богородица, Церковь – тоже Дева, Невеста Христова; и «девой» является каждый верующий в особом понимании этого слова. Дева Мария полна благодати, Она и Дева, и Матерь, этого не понять умом, как умом не понять тайну двух природ Иисуса Христа – истинного Бога и истинного человека. Дева Мария – образ Церкви и образ идеального христианина. Мария жила только для Бога, это пример для каждого из нас.
Церковь Христова ведет нас на «пир» Жениха. Благодаря Церкви мы обеспечены всем необходимым, чтобы Жених не прошел мимо нас.
Каждый из нас приглашен быть «девой» в том плане, чтобы жить только для Господа. На земле у нас разные призвания. Но если живем в семье – живем для Бога, живем как монахи – для Бога, кто-то живет в безбрачии – тоже для Бога. Если мы сбиваемся с этого пути, то нас наполняют тоска, боль и одиночество. Каждый из нас на основании крещения и того, что Бог нас сотворил, должен жить для Господа и только распознавать – на каком конкретном пути и что для этого надо делать.
Чем старше супруги, тем больше они понимают, что живут не друг для друга. А вместе, держась за руки, смотрят на Христа и идут к Нему. Поэтому Иисус говорит, что в Царствии Небесном не будут выходить замуж и жениться. Когда саддукеи Его спрашивают, чьей женой будет женщина, которая имела семь мужей, Иисус отвечает им: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22, 29-30). На небесах Бог будет всем для всех. Мы не знаем подробностей о небесном «пире», но знаем, что там будет Жених. И каждый из нас на этот «пир» приглашен. Наша жизнь начинается на земле, но имеет продолжение в вечности. И всегда Бог – Жених, а мы – Невеста. Господь – любовь и смысл для жизни любого человека: ребенка или взрослого, мужчины или женщины.
Наше служение Богу тоже нужно рассматривать как путь любви. На небе будет только любовь. Не надо будет утешать, не будет больных и бедных. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2, 9)…
В этой притче есть девы мудрые и неразумные. Мы все бываем как мудрыми, так и неразумными, глупыми. Господь с уважением относится к людям, даже грешникам, но есть один момент в Евангелии, когда Он называет человека «безумным» (Лк 12, 13-21). Глупый богач говорит: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: “душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12, 18-20).
Можно стать безумным глупцом в глазах Божьих: когда не живешь для Бога, а живешь для какого-нибудь кумира. Кумиром могут быть материальные блага, «насыщенная» земная жизнь. Для Бога это мерзость, потому что Он – наш Жених, наше счастье. Не полные магазины, не карманы, набитые деньгами, не блестящая карьера. Когда человек умирает, с собой он ничего из этого не заберет. И Господь говорит «безумный» о тех, кто не возлагает свою надежду на Бога.
Что нам мешает быть «мудрой девой»? Прежде всего наш материализм, взгляд на Бога как на помощь в осуществлении своих целей, но не как на смысл нашей жизни.
В чем еще может выражаться неразумность? Много людей веруют незрело. Это касается каждого из нас, так как мы грешники. Эта незрелость проявляется в том, что мы не прикладываем усилий, чтобы жить для Господа, быть с Ним. Мы вроде бы верим в Бога – и всё. Сколько я встречал таких людей: особо не молятся, лишь иногда в храм зайдут, чтобы свечку поставить, или только на Пасху – и все. Но это значит, что человек не живет для Бога, Сам Бог человека не интересует.
Неразумные девы из притчи вроде бы хотели встретить жениха, попасть на пир, но не всё сделали, чтобы осуществить этот замысел. Если мы хотим быть мудрыми учениками Христа, которые попадут на «пир», то нужно предвидеть трудности, разные ситуации. Господь говорит об этом в Евангелии: «Будьте мудры, как змеи, и чисты, как голуби» (Мф 10, 16). Что мы могли бы делать лучше, дабы быть с Господом? Где помеха для нашей встречи с Господом, в чем проявляется наша незрелость? Начинать нужно всегда с того, что Господь – цель нашей жизни. Когда мы хороним близких, нам грустно и тяжело, но это не может быть моментом уныния. Ученик Христа даже в самых сложных обстоятельствах должен спасаться верой. Мы не живем для человека, не живем для собственного благополучия, а живем для Бога. И пытаемся, как Иоанн Креститель, готовить для Него путь. Путь справедливости, мира, мостов между людьми, если в нашей компетенции – благополучие для них. Но в перспективе цель жизни – Господь. Если мы забываем об этом, могут произойти страшные трагедии. Лет десять назад самолет, летевший из Барселоны в Мюнхен, разбился в Пиренеях. Оказалось, что один из пилотов переживал разрыв с девушкой и так страдал, что хотел показать это всему миру: закрылся в кабине и сознательно направил самолет на скалы. Такие трагедии происходят, когда Бог – не самый главный для человека, когда человек не живет для Жениха. И другие люди становятся жертвами его неразумности. Важно обнаружить, что мешает нам правильно относиться к Богу: возможно, Он лишь идея, но не кто-то живой для нас, или же мы верим в Него, но не живем для Него, или не смотрим на все в перспективе того, что идем к Богу.
Мудрые девы в притче добились успеха – попали на пир. Дар мудрости мы получаем в крещении. Мудрость – это всеобъемлющая благодать. Она дается и простому человеку, и образованному. Мудрость – это не знание. Сатана знал очень много, но использовал это знание против Господа Бога, и с нами он так постоянно поступает. Мы можем выиграть у него только на поле мудрости. Мудрый человек, мудрая «дева», на все смотрит в перспективе веры. Вера и мудрость – это дары Духа Святого. Мудрость – это когда понимаешь, что для Бога живешь, а все остальное – лишь путь к Нему. Понимаешь, что твое главное призвание – быть с Богом. Мы его собственность – это надо осознать и сохранить глубоко в сердце. Задача монахов – напоминать миру о том, что на основании акта сотворения и крещения мы все принадлежим Богу. Все остальное в жизни, в том числе люди, окружающие нас – это дар и помощь, чтобы мы могли попасть на «пир». Наши родные, друзья, знакомые – это огромный дар, но не наш Жених. К супругу или супруге нельзя относиться как к своей собственности. Ошибка в том, что многие считают супруга своей «второй половинкой». «Вторая половинка» каждого человека – это Господь. А супруг – это друг с особым статусом.
Мудрый человек все это понимает и на все события своей жизни смотрит как на путь к Богу, который он должен завершить на «брачном пире».
Мудрый человек размышляет так: «Как мне жить, чтобы попасть на «брачный пир», в Царство Божие? Что мне делать для этого? Какие у меня есть таланты, способности, чтобы послужить Богу?» Существуют дары ведения, разума, совета, мудрости, страха Господня, набожности. Святой Дух дает нам эти дары, чтобы мы могли, пользуясь ими, прожить нашу жизнь для Бога и войти в Дом Отчий, стать святыми, ведь там только святые могут находиться. А святость – это ничто иное, как любовь к Богу.

СВЕТИЛЬНИКИ И МАСЛО
События притчи разворачиваются ночью. Богословы отмечают, что в это время происходят все важные события истории Спасения. Христос рождается ночью, в ночную стражу пастухов. И ночью Господь воскресает. Ночью к Христу приходит Никодим, чтобы получить ответы на жизненно важные вопросы. Ночью Иисус обращается к Отцу в молитве в Гефсиманском саду. Ночью Израиль выходит из Египта, освобождаясь от рабства. Ночью же происходит и Тайная вечеря.
Что может означать ночь? Когда Иуда пришел к решению предать Христа за тридцать сребреников, тоже была ночь. В таком контексте ночь – это время греха, уныния. Наша жизнь на земле – это тоже своего рода ночь, мы здесь еще не дома. Это ночь поисков, ожидания, борьбы с грехом, время слабостей и разочарований, потому что мы видим все не четко, а «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор 13, 12), как говорит апостол Павел. И лишь потом увидим «лицом к лицу». В этом контексте что символизируют светильники? Веру и Слово Божие. Во мраке этого мира Слово Божие – «светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 118, 105). Оно помогает отличить добро от зла, распознать опасности.
Мы прежде всего должны жить сверхъестественным духом, руководствоваться верой. Мир считает сумасшествием, что мы, например, любим своих врагов. А мы должны не отвечать злом на зло, даже молиться о врагах. Мы стремимся жить по примеру Господа и по Его заповедям, руководствуемся разумом и верой, нашей волей стремимся управлять так, чтобы совершать добро, а не зло; помним, что мы паломники на этой земле.
Яркий светильник для нас – Церковь, здесь – наша семья. Даже когда святые страдали от церковных властей, они ни на шаг не уходили от Церкви. Святой Франциск Ассизский называл Церковь Матерью. Он говорил, что даже если священник – грешник, то он встанет перед ним на колени и будет целовать ему руки, потому что только через служение священника на землю приходит Господь. Если мы в Церкви – мы всегда в свете, всегда с Господом.
Светильники символизируют также таинства. Когда самолет идет на посадку ночью, то посадочную полосу он видит благодаря огням, «светильникам». Таинства – это своего рода «дорожка» в вечность для нас, чтобы мы пришли к Богу. Благодаря таинствам мы держимся правильного курса в жизни. Это не происходит автоматически, но любое таинство – это залог Спасения.
Светильником для нас может быть и другой человек, брат в вере. Так апостол Андрей прибежал к Петру с вестью о том, что встретил Мессию. На пути каждого из нас есть такие люди, которые помогают прийти к Богу, это могут быть, например, родители, которые передают детям свою веру.
Разумные девы несли с собой не только светильники, но и сосуды с маслом, из которых пополняли светильники. Что такое «масло» в нашей жизни? Это молитва, живая связь с Господом.
А когда «светильники» – таинства, вера, другие люди – оказываются бесполезными? Когда человек все принимает автоматически, когда он не имеет личной связи с Господом. Допустим, он был крещен в детстве, а потом забросил молитву. Его светильник веры, вначале ярко горевший, потихонечку затухает. Мы, священники, видим примеры, когда человек после крещения думает, что все «само будет работать». Но не работает, наш светильник веры нуждается в поддержке. Поэтому во время крещения священник спрашивает родителей и крестных, обещают ли они поддерживать крещаемого своей молитвой, делом, примером; воспитывать в вере, если речь идет о детях. Все это и есть «масло». Бог хочет, чтобы мы сами пошли за Ним, захотели принадлежать Ему, Он не тащит нас насильно. Поэтому после крещения человек должен возрастать в молитве. Молитва – это самая важная действительность нашей жизни.
Искупление не зависит от нашей воли, дел и жизни. Бог стал человеком, умер и воскрес и этим открыл нам дверь в Царство Небесное, дверь на вечный «пир». А спасение – это наше действие, наше движение в сторону Господа Бога.
Чтобы спастись, нам надо быть постоянно в живом контакте с Господом, наша воля и наше сердце должны быть «пропитаны» молитвой.
«Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак 2, 20). Ответ веры – это добрые дела, и они тоже нас созидают. Иисус не только говорил о любви, но взошел на крест и нас искупил. Мария идет помогать Елизавете, замечает в Кане на свадьбе, что закончилось вино – это все конкретные дела. Апостолы побуждали Павла «помнить о бедных» (Гал 2, 10). Когда Папа Римский куда-то приезжает, то обычно в первом ряду на встрече с ним – инвалиды, больные, они всегда имеют привилегии в Церкви. Дела милосердия и любви – это тоже «масло» для наших светильников.
«Маслом» можно назвать и живой интерес к Богу, развитие своей веры, порыв сердца к познанию Бога. Благодаря такому любопытству человек обретает спасение. Посмотрите на библейского Закхея. Он был богат, имел власть, но хотел «видеть Иисуса, кто Он» (Лк 19, 3). А завершается история тем, что спасение пришло к нему в дом. Интерес к Богу может принести прекрасные плоды.
Можно найти и другие значения аллегории «масла». Когда любишь, всегда есть момент жертвы. И в любви человеческой, и в любви к Богу. Готовность к жертве – это знак любви и также «масло» для светильника веры. Благодать Божия – это тоже «масло». Она все «склеивает», «смазывает» в нашей жизни. Благодаря ей оживает Слово Божие, мы начинаем слышать Господа, обретаем живую веру.
Подумайте, что в вашей жизни можно назвать «светильником» и «маслом»? Как это между собой связано? Что могло бы еще быть вашим «маслом» или «светильником», но вы не используете это?

БРАЧНЫЙ ПИР
Как мы представляем себе Царство Небесное, жизнь с Богом в вечности, то, для чего мы сотворены? Оказывается, мы сотворены для «пира»: для счастья и радости.
Часто верующие переживают свою веру как-то грустно, и пик этого – Великий пост. Им кажется, что это время – только для того, чтобы смотреть на свои грехи, копаться в прошлом, рассматривать все плохое в жизни, словно через лупу. Это не суть Великого поста, его суть – познание Господа Бога. Об этом нам говорит Слово Божие. Аскеза тоже есть, как и во время Адвента. Но во время Великого поста мы готовимся к великой победе. Нет ничего более радостного, чем Воскресение Иисуса Христа. Царство Небесное – это счастье с Богом, мы готовимся к великой радости. И мы постоянно должны этим жить, боль и сложные ситуации не должны сломить ученика Иисуса Христа, потому что нас ожидает «пир».
Иисус мог бы по-разному передать это счастье с Ним Самим, но Он избрал образ пира и отчего дома, как в притче о милосердном отце. Это место, где тебя принимают таким, какой ты есть, где тебя любят, ценят, где есть радость и смех. Там не будет слез, печали, чего-то обременяющего нас, а будет бесконечное счастье.
Пир – образ этого счастья и полноты. В Причастии Господь входит в нас, а мы – в Него, через таинства, видимые знаки невидимой благодати. Насколько же более полно мы будем пребывать в Господе, в Пресвятой Троице, в Царстве Небесном!
И еще один важный момент нашей притчи. Как жених мог сказать неразумным девам: «Не знаю вас»? Да, они совершили ошибку, опоздали. Но почему он не сказал: «Ладно, проходите, найдем место для вас в уголочке»? Важно толковать библейские фрагменты в совокупности со всем содержанием Библии. Если смотреть только на этот эпизод, можно подумать, что Бог немилосерден. Но есть в Евангелии и рассказ о раскаявшемся разбойнике, которого Иисус прощает в последний момент жизни. «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43), – говорит Господь. Есть притча о милосердном отце и много других эпизодов, когда Иисус прощает грешников и заблудших.
Что же Господь хочет сказать тем, что жених так сурово поступает с опоздавшими на пир? Господь хочет нас предупредить, что нельзя шутить с вечной жизнью, а нужно приложить все силы, чтобы сделать Господа «Альфой и Омегой» нашей жизни. Чтобы мы не откладывали исповедь, молитву, участие в Святой Месса на «потом». Я встречал людей, которые считают, что в храм нужно идти, когда уже состаришься, а пока молодой – в Боге нет необходимости. Это ужасное заблуждение. Не нужно откладывать встречу с Богом, кто знает, как пойдет жизнь. У Бога одна мечта – спасение человека. А сатана хочет нас разлучить с Богом. Тот, кто пренебрегает приглашением на «пир» в Царстве Божием, очень рискует.
В Евангелии есть другой рассказ о брачном пире, где человек входит на пир без брачной одежды (Мф 22, 11-14). И там такой же тон: «Как ты вошел сюда?» Даже более сурово с этим человеком поступают, чем с неразумными девами: «… возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 22, 13). Ничто несвятое не войдет в Царство Божие.
Какие же условия получения Царства Небесного? Жажда Бога, познание Христа – самое важное, об этом постоянно говорит апостол Павел в посланиях. Неразумные девы не очень-то жаждали увидеть жениха, иначе бы они подготовились – взяли бы масло с собой. Другое условие – покаяние. Разбойник на кресте покаялся в грехах, и это расположило к нему сердце Иисуса. Кто кается в грехах, приходит к Богу с сокрушенным сердцем, никогда не останется без милосердия. И в момент встречи с Господом душа поймет, как велика любовь ее Жениха.

Подготовлено по материалам духовных упражнений

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.