• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Миссия святого Франциска и первых братьев (Часть II)

Дариуш Мазурек OFMConv
Генеральный делегат по вопросам миссионерской деятельности Ордена

Окончание, читать первую часть статьи

Ситуация в нехристианских странах
Церковь стремилась к миссионерской деятельности «ad gentes» еще до времен св. Франциска. Одним из самых сильных ее пропагандистов был святой Папа Григорий Великий. Благодаря его усилиям бенедиктинцы начали деятельность по всей Европе. Так, св. Августин Кентерберийский проповедовал Евангелие в Англии, св. Бонифаций – в землях, населенных германскими народами, св. Адальберт отправился в Венгрию и Богемию. Другая волна бенедиктинцев способствовала обращению Шотландии, Ирландии и Скандинавии. Следует также упомянуть о миссии святых Кирилла и Мефодия среди славянских народов. Как мы видим, «миссионерский дух» не был чуждым понятием в начале XII века, еще до появления св. Франциска. Однако причины евангелизации были другими. Некоторые благовестники были убеждены, что они должны способствовать обращению всех людей до того, как наступит конец света. Другие хотели полностью повиноваться повелению Христа проповедовать Евангелие.
Активность Церкви выражалась и в вооруженных конфликтах – из-за священной войны против ислама. Попытки евангелизации мусульман начались относительно поздно. В прошлом усилия Церкви по евангелизации были в основном направлены на народы Европы. А мусульмане считались врагами христианства. Примером тому была ситуация на Пиренейском полуострове, который тогда был в значительной степени оккупирован арабами. Церковь больше думала о том, как их победить и уничтожить, чем о том, как их евангелизировать. Только в ХIII веке всерьез задумались об обращении этих народов в христианскую веру. Папы Григорий IX и Иннокентий IV издали несколько булл, надеясь при посредничестве нищенствующих орденов привлечь мусульман к Церкви.
Во времена святого Франциска арабы доминировали в прибрежной части Северной Африки. Однако было одно заметное исключение. В 1212 году, после того как султан Марокко проиграл битву при Лас-Навас-де-Толосе, он предоставил больше свободы христианам, особенно испанским солдатам. Он разрешил им строить церкви и даже крестить марокканцев. Похоже, что это длилось недолго, потому что первые миссионеры-францисканцы были замучены в Марокко в 1220 году. В других странах, находившихся под исламским господством, таких как Египет, Палестина и Испания, власти предостерегали мусульман от принятия христианства под страхом смертной казни и тем же угрожали миссионерам, стремившимся их обратить.
Положение христиан на Святой Земле было очень тяжелым, так как эти территории также находились под исламским господством. Крестовые походы того времени были орудием противодействия этому господству. Решающим моментом для начала активной борьбы христиан стала оккупация мусульманами Иерусалима в 1187 году. Желание сохранить возможность паломничества в Святую Землю было для христиан важнейшей причиной этой борьбы, направленной на отвоевывание святых мест. Вербовка новых крестоносцев проводилась устно и письменно. Предпринимались даже попытки стимулировать народное воображение с помощью изображения Иисуса, залитого кровью. Это должно было указывать на то, что Мухаммед способствовал страданиям и смерти Господа. Различные рыцарские ордена, которые ранее помогали людям, особенно больным и тем, кто совершал паломничество в Иерусалим, также были включены в состав армий крестоносцев. Следует отметить, что тем, кто погиб при попытке освободить Святую Землю, гарантировалось спасение души. Мученическая смерть во время Крестового похода считалась верным путем в рай.
Такой была эпоха, когда появился св. Франциск с его желанием проповедовать Евангелие в нехристианских странах.

Идея идти к неверным
Франциск впервые покинул родную Италию в 1212 году. Им двигало желание поделиться Благой Вестью с неверными, даже если бы это стоило ему жизни. Его целью была Сирия. Однако корабль, на котором он находился, не смог добраться до порта из-за шторма и оказался на побережье Далмации. Впоследствии, в 1214 или 1215 году, Франциск попытался добраться до неверных в Марокко, на этот раз не по морю, а пешком, пройдя через близлежащие Францию и Испанию. Однако и это путешествие не удалось. На этот раз болезнь помешала его благородному намерению проповедовать в Северной Африке. Франциск хотел содействовать обращению халифа Мухаммада ибн Насра. К сожалению, он добрался только до Пиренейского полуострова, прежде чем был вынужден вернуться в Италию. Несмотря на препятствия, он не терял решимости и через несколько лет, в 1219 году, предпринял новую попытку. На этот раз он решил отправиться в Святую Землю. Однако там из-за крестоносцев обострился конфликт между мусульманами и христианами. Несмотря на поджидавшие его опасности, Франциску удалось лично встретиться с султаном Аль-Маликом аль-Камилем. Хотя Франциск не обрел венец мученичества, его отвага была очевидна – перед лицом султана он не побоялся даже пройти через огонь. Встреча с султаном проявила великое мужества Франциска, ведь она состоялась во время яростной битвы между последователями Христа и Аллаха. Горячая вера Франциска побудила его пойти на этот шаг.
Современник святого Франциска Жак де Витри так описывал это событие: «Когда сарацины схватили его на дороге, он сказал: “Я христианин. Отведите меня к своему господину”. Его потащили к султану. Когда этот жестокий правитель увидел Франциска, он признал его человеком Божьим и изменил свое враждебное отношение на кроткое. В течение нескольких дней он внимательно слушал Франциска, когда тот проповедовал ему и его приближенным веру Христову. Но, в конце концов, опасаясь, что некоторые из его воинов благодаря словам Франциска обратятся к Господу и перейдут в христианскую армию, султан приказал вернуть Франциска в христианский лагерь со всем почтением, обеспечив ему безопасность. На прощание он попросил Франциска: “Помолись за меня, чтобы Бог соизволил открыть мне закон и веру, которые Ему наиболее приятны”». Это посещение султана ясно показывает, что Ассизский Беднячок был чрезвычайно вдохновлен своим желанием проповедовать среди неверных. Однако он не использовал термины «миссия» или «миссионер», потому что такие понятия были чужды его времени и появились лишь в XVI веке.

Миссионерская ориентация жизни
Хотя первые попытки Серафического Отца проповедовать Евангелие неверующим были безуспешными, характерная для него «ориентация жизни», которую он сумел привить и своим братьям, была глубоко миссионерской.
Франциск смотрел на миссионерство сквозь призму жизни, погруженной в Евангелие, облеченной в смирение и бедность, черпающей силу в поклонении Господу и свидетельствующей о Благой Вести посредством братства. Он принял слова Иисуса как руководство в своей жизни. У Франциска не было материального достатка. Он был полон духовной радости. Глядя на Учителя, Франциск хотел как можно лучше осуществить в своей жизни полученную от Господа миссию. Основу для понимания этой миссии ему дало созерцание Христа – воплотившегося и распятого. Франциск побуждал братьев видеть в своем призвании прежде всего дар для спасения других: «Бог милостиво призвал нас не только для нашего собственного блага, но и для спасения многих. Мы должны ходить по миру, побуждая всех больше делом, чем словом, каяться в своих грехах и вспоминать заповеди Божии» (3 Comp. 10:36).
Из реальности смерти и воскресения Христа вытекает высшая истина. Франциск хотел жить этой истиной, приобретая души для Иисуса, чтобы Он мог даровать им спасение. Эта истина вдохновляла молитвы, проповеди и свидетельство Франциска. Он хотел внушить это желание и братьям, чтобы они шли сражаться за души, за которые в то же время боролся и дьявол. Этим Серафический Отец явил миру материнское лицо Церкви. Миссионерская деятельность, побуждаемая желанием любить людей, как мать любит своих детей, должна, в конце концов, принести плоды в виде обращенных. Через молитвы, проповедь и покаяние Церкви они рождаются к вечной жизни.

Миссия в Уставе
Обновление апостольской жизни, которому Франциск и его братья способствовали, участвуя в пастырской деятельности всей Церкви, достигло как христиан, так и неверующих. Это обновление распространилось по миру того времени и продолжается до сих пор, придавая лику Церкви динамизм и миссионерское рвение. Сам Устав с его указаниями на францисканский образ жизни был в то время своеобразной новинкой. Одним из моментов, которые делали его новым, было упоминание монахов, желавших отправиться далеко от своей родины, чтобы показать любовь Христа неверующим. Благодаря такому подходу открытость францисканцев миру постепенно возрастала, простираясь за пределы их родины и охватывая остальную Европу, в том числе народы Восточной Европы, и Северную Африку. Размах миссионерской деятельности францисканцев не был ничем ограничен. Первые братья, готовые к мученической смерти, называли себя учениками Франциска и исповедовали, что они посланы по всему свету – не только к христианам, но и к сарацинам и евреям.
По словам святого Франциска, служение миссионера должно было распространяться на тех, кто не является христианином. Это подтверждается в обеих редакциях Устава: «Говорит Господь: “Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф 10, 16). Поэтому, если кто из братьев по Божественному вдохновению захочет пойти к сарацинам и прочим неверным, пусть идет с позволения министра и служителя» (Устав, не утвержденный буллой XVI, 1–3). «Те братья, кто по Божественному вдохновению захочет пойти к сарацинам и другим неверным, пусть испросят разрешения у министров своих провинций. Министры же пусть дают это разрешение только тем, кого сочтут способными для этой миссии» (Устав, утвержденный буллой XII, 1–2). Хотя для проповеди требуется согласие настоятелей, в Уставе особенно подчеркивается желание монаха, возникшее по вдохновению Божию, стать миссионером. Роль министра состоит не в том, чтобы проверить претендента на его готовность, а скорее в том, чтобы определить, руководствуется ли тот Божьим призывом. В этом контексте Франциск предостерегает настоятелей, чтобы они не противились вдохновению Божию, а скорее содействовали ему, позволяя монахам идти к неверующим. Это предостережение оправдано в той мере, в какой миссионерское призвание рассматривается как дар, который Сам Бог предлагает нам принять.

Миссионерское служение
Генеральный капитул 1217 года помог францисканцам реализовать свое желание идти к неверующим. Помимо разделения Ордена на провинции в Италии и по всей Европе, капитул постановил «достичь Ближнего Востока и основать провинцию Сирии–Палестины и Средиземноморского Востока». О прибытии монахов-миссионеров на Святую Землю свидетельствует тот факт, что в том же году брат Илья основал там Кустодию Святой Земли, которая была сердцем провинции Сирия–Палестина. Кустодия охватывала территорию между Константинополем, Сирией и Египтом. Уже в 1220 году в этой миссии на Ближнем Востоке было несколько братьев.
Францисканцы предприняли попытки основать миссии и в Северной Африке. Хотя в то время монахи уже жили на большей части территории Северной Африки, они не взаимодействовали с сарацинами, ограничивая свое служение опекой купцов, наемников и рабов-христиан. После капитула 1217 года брата Эгидия отправили в Тунис. Но первые попытки послать в эту страну других братьев потерпели неудачу: прибытие монахов вызвало такую неразбериху, что христианские купцы, торговавшие в этих областях, рекомендовали им вернуться на родину. Остался только один францисканец, а купцов окормляли доминиканцы. Никаких новых миссий в Египте основано не было. Францисканцы ограничили свое служение там помощью местным католикам. В начале 1220-х годов несколько францисканских миссионеров-первопроходцев отправились в Марокко, где им была дарована милость подтвердить истинность Евангелия своей кровью. Это произошло 16 января 1220 года, когда султан Юсеф-эль-Мостансиром приговорил миссионеров к смертной казни. Эта ранняя миссионерская экспедиция в Марокко, санкционированная капитулом 1219 года, не умерила, однако, стремления францисканцев проповедовать «народам Полумесяца». При жизни святого Франциска была еще как минимум одна экспедиция. В 1227 году несколько монахов, посланных с миссией братом Илией, были замучены в Сеуте.
Важным событием для миссии на Ближнем Востоке стала булла «Vineæ Domini», которую Папа Гонорий III обнародовал в 1225 году. Она содержала призыв к доминиканцам и францисканцам объединить усилия в обращении сарацин. В булле подчеркивалось, что евангелизация будет проходить в царстве Мирамолина (Марокко). В 1226 году Гонорий III предписал архиепископу Толедо послать в вышеупомянутое царство большее число монахов. Папа рекомендовал также назначить некоторых монахов епископами. В другой булле, изданной в том же году, Гонорий III предоставил определенные привилегии монахам-миссионерам. Он согласился с тем, что они могут «носить одежду по местным обычаям, отращивать волосы и бороды и пользоваться деньгами».
Источник: ofmconv.net

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.