Удивительным фактом является то, что изображений Рождества с Франциском не так уж и много. При всей любви к этому святому художники редко делали его персонажем своих картин, посвященных Святой Ночи. Трудно сказать, было ли это связано с коммерческими соображениями: и картины Рождества, и изображения Ассизского Бедняка хорошо продавались, так зачем же их объединять? Или же живописцы просто не знали о необычном Сочельнике в Греччо, положившем начало многовековой традиции создания рождественских яслей.
Пожалуй, самым известным изображением является фреска Джотто (см. выше).
Но есть и другие примеры использования этого сюжета. Вот некоторые из них.
Беноццо Гоццоли родился в 1420 году во Флоренции. Его учителем считается фра Анжелико, вместе с которым он трудится над созданием фресок для монастыря св. Марка. Потом он участвовал в создании рельефов для бронзовых дверей флорентийского баптистерия, а с 1450 г. художник перебирается в Умбрию, где по заказу папы Николая V создает фрески в монастыре Св. Фортунато в Монтефалько.
Св. Фортунато Сполетский жил в IV веке. Он был священником этого одного из самых древних городов Умбрии. Впервые Сполето упоминается в середине III века до РХ, когда речь идет о том, что его жители отразили натиск войск Ганнибала. Христианство пришло сюда рано и ко времени жизни здесь священника Фортунато оно стало главной религией местных жителей. Св. Фортунато жил в предместье Сполето и был по совместительству фермером. Однажды копаясь в земле, он нашел две монетки, которые решил отдать нищему. Встретив такого человека на дороге, он протянул ему монеты и тут они засияли так, словно были сделаны из чистого золота. Фортунато не изменил своего решения и отдал их бедняку. Больше никаких сведений об этом святом не сохранилось. Жители города запомнили его как покровителя бедных, который совершал чудеса, как во время своей земной жизни, так и уйдя в дом Отца.
В VIII веке вокруг приходской церкви близ Сполето, в местечке Монтефалько, где по преданию и жил святой, началось строительство крепости. Земли несколько раз меняли своих владельцев, епископы и папы решали судьбу этих мест, пока в 1442 провинциал Братьев Меньших (обсервантов) бр. Антонио из Монтефалько не основал здесь монастырь. Францисканцы получили храм св. Фортунато, построенный в 1336-1340 годах, и с 1450 года начали роспись сводчатых стен. С одобрения Папы вся храмовая декорация была посвящена жизни св. Франциска.
Беноццо Гоццоли, создавая эскизы, а затем и фрески, основывался на одном из житий св. Франциска, написанном св. Бонавентурой. Он последовательно изображал события из жизни Серафического Отца. Нижний ряд фресок – юность, верхние ряды – зрелые годы. Только посмертные чудеса было решено не изображать на стенах храма.
Беноццо Гоццоли, создавая эскизы, а затем и фрески, основывался на одном из житий св. Франциска, написанном св. Бонавентурой. Он последовательно изображал события из жизни Серафического Отца. Нижний ряд фресок – юность, верхние ряды – зрелые годы. Только посмертные чудеса было решено не изображать на стенах храма.
На фреске, посвященной Рождеству в Греччо, св. Франциск стоит на коленях в центре композиции и прижимает Младенца Христа. Он одет в дьяконское облачение, а в глубине изображения мы видим стоящего у алтаря священника. На фреске определенным образом смещена перспектива, так чтобы «точка схождения» была далеко за спинами изображенных персонажей. Гоццоли это делает для того, чтобы передать духовную близость Франциска и Младенца к зрителю. Кажется, что изображение словно устремлено к созерцающему. В то же время оно очень статично и напоминает хорошо выстроенную фотографию. «Неподвижность» персонажей так же появляется не случайно, она настраивает на длительное созерцание. Не будем забывать, что в XV веке большинство посещавших этот храм, включая монахов, не умели читать, поэтому их молитвенное размышление вполне могло основываться на священных изображениях на стенах.
Фламандский художник Яков ван Орст жил в XVII веке в городе Брюгге. Это территория современной Бельгии. В эпоху средневековья Брюгге был процветающим портом и центром пересечения торговых путей Ганзейского союза. Но к XVII веку его значение сошло на нет, и он стал тихим провинциальным городком.
В Брюгге практически не почувствовали влияния Реформации, поэтому Яков ван Орст, родившийся здесь примерно в 1603 году и учившийся живописи у своего старшего брата, писал картины, полные католических святых. Его принимают в Гильдию св. Луки, гильдию художников. Поработав несколько лет в родном городе, ван Орст отправляется в Рим, где совершенствует свое мастерство. Возвращается он оттуда еще и хорошим портретистом, работающим в манере Караваджо. Яков ван Орст возглавляет Гильдию св. Луки и становится родоначальником династии художников. И он, и его сын, и его внук будут создавать заалтарные образы и писать прекрасные портреты. Все трое они будут работать в сходной манере. Только, пожалуй, в работах Якова ван Орста-младшего будет больше преобладать религиозное искусство. Он довольно рано покинул Брюгге и осел во Франции, в Лилле, где основными его заказчиками стали храмы и монастыри.
В работах Якова ван Орста – старшего сцена Рождества не редкость. Одна из его картин на этот сюжет даже есть в Эрмитаже, «Поклонение пастухов».
Две его работы св. Франциском кажется продолжают одна другую. «Поклонение пастухов со св. Франциском» была написана в 1645 г. и сейчас находится в Вене. «Святое Семейство со св. Франциском» создана ровно через двадцать лет.
В «Поклонении» Франциск скромно стоит у стены, давая возможность пастухам приблизиться к Младенцу и восхититься Им. Он почти незаметен за спиной Марии. Его хабит сливается со стеной. В этой сцене он не столько участник, сколько созерцатель. Франциск словно заглянул в молитвенном размышлении в евангельский рассказ. Во второй же картине Франциск – один из главных участников. Теперь он на первом плане. Все заплатки на его одежде хорошо видны, раны на руках тщательно прописаны. Кажется, что наконец-то пастухи вместе со своими овцами ушли и подле Святого Семейства остался только св. Франциск. Мария наклоняет к нему Младенца, а на лице святого отражается благоговение и радость от созерцания.
Эдвард фон Штейнал родился в Вене в 1810 году. Он отправился учиться в Рим и попал под влияние известной общины назарейцев. Некоторое время Эдвард жил с ними. Его живописная манера впитала в себя черты этого течения, но образ жизни назарейцев оказался неприемлем для молодого австрийского живописца. Из Рима фон Штейнал направляется во Франкфурт, где сразу получает несколько крупных заказов. Его жизнь складывается очень удачно. Работы хорошо покупают, его приглашают принять участие в росписи Кельнского собора и собора в Страстбурге, приглашают преподавать.
Среди работ Эдварда фон Штейнала есть и редкое изображение рождественской сцены со св. Франциском. Художник не просто изобразил события Святой Ночи, но максимально приблизил их к зрителю. Вместо пастухов у яслей, в которых лежит Спаситель, простой люд. Это те, кто пришел на Мессу Рождества. Среди собравшихся — св. Франциск и его братья. Ассизский Бедняк словно возносится над толпой, желая привлечь их внимание не только к тому, что происходит на алтаре, но и в гроте, к которому прислонен алтарь. Франциск призывает к созерцанию и радости.
В 1921 году в епархии Крема в Италии появилось еще одно изображение Рождества в Греччо. Выполнено оно художником из города Лоди (итальянская провинция Ломбардия), Паоло Замбеллини для храма, принадлежащего капуцинам.
Капуцины пришли в город Крема в 1574 г. Тогда местный епископ пригласил их, чтобы окормлять заключенных и приговорённых к смертной казни. Братья также получили старую церковь св. Лаврентия, которую через семь лет снесли, чтобы возвести храм в честь св. Франциска. В начале XX века и эта церковь пришла в негодность. И тогда было принято решение строить новое здание. Оно выполнено в индустриальном духе того времени: кирпичные фасады, симметричные окна. В основу проекта был положен один из готических храмов Ломбардии. На строительство и оформление храма ушло в общей сложности двадцать лет.
На фреске, выполненной Замбеллини, всего несколько персонажей. В центре, словно освещённый светом прожектора, св. Франциск, склонившийся над яслями с Младенцем. У него за спиной — священник в орнате и монах с открытой книгой в руках. Тут же животные… А где же люди, пришедшие на Мессу? Они примостились в самом углу изображения. Эта группа из трех человек призвана уравновесить композицию. Но, на самом деле, верными, пришедшими разделить с Франциском радость Рождества, призваны стать зрители, стоящие перед этим изображением. Свет, коснувшийся Франциска и Младенца, словно изливается наружу и стремится достигнуть каждого, кто созерцает эту фреску.
Анна Гольдина