• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Итоговый документ Синода: Церковь открыта для всех

29 октября в Ватикане был обнародован Сводный доклад по итогам октябрьской Генеральной ассамблеи Синода епископов на тему синодальности.

Результатом первой сессии стал сорокастраничный документ из трёх частей, наметивший путь для работы второй сессии в 2024 году. Среди затронутых вопросов – роль мирян, роль женщин, служение духовенства, бедность, миграция, злоупотребления в Церкви, экология, экуменизм, миссия Церкви в цифровом пространстве. На эти и другие вызовы Вселенская Церковь пыталась дать ответ в малых рабочих группах и в регулярных докладах.

Четырёхнедельная работа ассамблеи «проходила в то время, когда в мире бушуют старые и новые войны, с абсурдной драмой бесчисленных жертв».

«Плач бедных, вынужденных мигрантов, жертв насилия и разрушительных последствий изменения климата доносится до нас не только через СМИ, но и голосами многих людей, лично вовлечённых со своими семьями и народами в эти трагические события», – говорится в Предисловии.

Часть I. Внимать каждому, начиная с жертв насилия

Как и в «Послании Народу Божьему», синодальная ассамблея подтверждает свою «открытость к выслушиванию и сопровождению каждого, включая жертв злоупотреблений и травм в Церкви» (1e). На пути к примирению и возданию справедливости это «требует устранения структурных условий, которые сделали возможными злоупотребления, и конкретных жестов покаяния».

Лик синодальной Церкви

Первым шагом является синодальность, – этот термин, по признанию самих участников Синода, «неизвестен многим членам Народа Божьего и вызывает у некоторых недоумение и тревогу» (1f), особенно среди тех, кто опасается отхода от традиции, ослабления иерархической природы Церкви (1g), потери власти или, напротив, закостенелости и нехватки смелости для перемен. Однако термины синодальный и синодальность «указывают на способ бытия Церкви, выражая общение, миссию и участие». Речь идёт о внимании к различиям и продвижении активного участия всех, начиная с пресвитеров и епископов: «Синодальная Церковь не может обойтись без их голоса (1n), – подчёркивается в документе. — Необходимо понять причины сопротивления синодальности со стороны некоторых из них».

Миссия

Синодальность идёт рука об руку с миссией, поэтому «христианские общины должны жить в братстве с членами других религий, убеждений и культур, избегая, с одной стороны, риска самореферентности и самосохранения, а с другой – потери идентичности» (2e). В этом новом «пастырском стиле» многим представляется важным, чтобы «литургический язык стал более доступным для верующих и в большей степени воплощал в себе многообразие культур» (3l).

В центре внимания – неимущие

Много места в итоговом документе уделено бедным, которые просят Церковь о любви, понимаемой как уважение, принятие и признание (4a). «Для Церкви выбор в пользу бедных и отверженных является богословской категорией» (4b), – отмечается в документе, причисляющем к бедным также мигрантов, коренные народы, жертв насилия, злоупотреблений (особенно женщин), жертв расизма и работорговли, людей с зависимостями, представителей меньшинств, брошенных стариков, эксплуатируемых работников (4c). «Самые уязвимые из уязвимых, которым требуется постоянная защита, – это нерождённые дети и их матери», – говорится в тексте ассамблеи, «внимающей крику новых неимущих, порождённых войнами и терроризмом, а также коррумпированностью политических и экономических систем».

Участие верующих в политике и заботе об общем благе

Церковь должна «публично осуждать несправедливость» отдельных людей, правительств и компаний, активно участвуя в политике, ассоциациях, профсоюзах, народных движениях (4g). С её стороны требуются консолидированные действия в области образования, здравоохранения и социальной помощи, без какой-либо дискриминации или исключения кого-либо (4k).

Мигранты

В центре внимания – мигранты и беженцы, многие из которых несут на себе раны от переселения, войны и насилия. Однако именно они «становятся источником обновления и обогащения для принимающих их общин и возможностью установить прямую связь с географически удалёнными Церквами» (5d). Перед лицом всё более враждебного отношения к ним Синод поощряет «практику открытого их приёма и сопровождения в созидании нового жизненного проекта и подлинного межкультурного общения между народами». Основополагающим в этом смысле является уважение к их литургическим традициям и религиозной практике, а также к языку. Например, такое слово, как «миссия» в условиях, когда «возвещение Евангелия было связано с колонизацией и даже геноцидом, несёт в себе болезненное историческое наследие» и препятствует общению (5е). Благовестие в подобных ситуациях требует признания допущенных ошибок и нового отношения к этим вопросам, подчёркивается в документе.

Борьба с расизмом и ксенофобией

Церковь призвана тщательно заботиться «о воспитании культуры диалога и встречи, а также противостоять расизму и ксенофобии, особенно в рамках программ подготовки пастырей» (5p). Необходимо «выявлять системы, которые создают или поддерживают расовую несправедливость в Церкви, и бороться с ними» (5q).

Восточные Церкви

Итоговый документ обращает внимание на Восточную Европу и недавние конфликты, вызвавшие приток многочисленных верующих с католического Востока на территории с латинским большинством. Во имя синодальности поместные Церкви латинского обряда должны помогать мигрировавшим восточным верующим сохранять свою идентичность, не подвергаясь процессам ассимиляции (6с).

На пути к христианскому единству

В отношении экуменизма говорится о «процессах покаяния и исцеления памяти» (7с), а затем цитируется выражение Папы Римского об «экуменизме крови», т.е. о христианах разных конфессий, «которые вместе отдают свои жизни за веру во Христа» (7d), и вновь выдвигается предложение об экуменической мартирологии (7о). В итоговом документе подчёркивается: сотрудничество между всеми христианами является ресурсом «для исцеления от культуры ненависти, разделения и войны, которая натравливает друг на друга разные группы, народы и нации». Не забыт и вопрос о так называемых смешанных браках – предпосылки для взаимной евангелизации (7f).

Часть II. Миряне и семьи

«Миряне и мирянки, богопосвящённые мужчины и женщины и рукоположённые священнослужители имеют равное достоинство» (8b): этот тезис неоднократно звучит в Сводном докладе. Также подчёркивается, что миряне «всё больше присутствуют и активно служат в христианских общинах» (8e). Миссии Церкви необходим вклад духовных просветителей и наставников, богословов, воспитателей, катехизаторов, защитников несовершеннолетних, администраторов (8e). Поэтому различные харизмы должны быть «выявлены, признаны и оценены по достоинству»: их недопустимо принижать, привлекая лишь для восполнения нехватки священников или, что ещё хуже, игнорировать, пренебрегать их участием и «клерикализовать» (8f).

Женщины

Церковь обязана проявлять твёрдую решимость в сопровождении и понимании женщин во всех аспектах их жизни, включая пастырские и сакраментальные. Женщины, говорится в документе, «требуют справедливости в обществе, отмеченном сексуальным насилием и экономическим неравенством, а также тенденцией относиться к ним как к объектам» (9с). Сопровождение и решительное продвижение женщин идут рука об руку.

Клерикализм и мачизм

Многие женщины, присутствовавшие на Синоде, «выразили глубокую признательность за труды священников и епископов, но также говорили о Церкви, которая ранит» (9f). «Клерикализм, мачизм и злоупотребление властью продолжают уродовать лицо Церкви и наносить ущерб единству». Поэтому необходимо «глубокое духовное обращение и структурные изменения, а также диалог между мужчинами и женщинами без подчинения, исключения или конкуренции» (9h).

Женский диаконат

Мнения по поводу допуска женщин к диаконскому служению (9j) разделились: для одних это неприемлемый шаг, несовместимый с Преданием; для других – возрождение практики ранней Церкви; третьи видят в этом «адекватный и необходимый ответ на знамения времени для возрождения жизненной силы и энергии Церкви». Некоторые утверждают, что эта просьба «представляет собой опасное антропологическое недоразумение, приняв которое Церковь приравняет себя к духу времени». Участники Синода рекомендуют продолжить «богословское и пастырское исследование вопроса о доступе женщин к диаконату», используя результаты специально созданных Папой комиссий и уже проведённых богословских, исторических и экзегетических исследований: «Если возможно, результаты должны быть представлены на следующей сессии ассамблеи» (9n).

Дискриминация и злоупотребления
В докладе подчёркивается настоятельная необходимость «обеспечить участие
женщин в процессах принятия решений и выполнения ответственных функций в
пастырской деятельности и служении», адаптируя соответствующим образом
каноническое право (9m). Необходимо также бороться со случаями дискриминации в
сфере занятости и несправедливой оплаты труда, в том числе и в Церкви, где
«богопосвящённые женщины часто считаются дешёвой рабочей силой» (9o). Следует
расширить доступ женщин к богословскому образованию и программам подготовки
(9p), а также способствовать использованию инклюзивного языка в литургических
текстах и церковных документах (9q).

Признавая богатство и разнообразие форм богопосвящённой жизни, документ предостерегает от «авторитарного стиля, не оставляющего места для братского диалога»: отсюда возникают случаи злоупотреблений различного рода, и эта проблема «требует решительного и адекватного вмешательства» (10d).

Диаконы и их подготовка

Участники Синода благодарны диаконам, «призванным служить Народу Божьему, выражать духовную близость людям, принимать и выслушивать каждого» (11b). Опасность всегда заключается в клерикализме, деформации священства, которой необходимо противостоять «с самых ранних стадий подготовки» благодаря живому контакту с людьми, с нуждающимися (11с). В этом же ключе выражается просьба о том, чтобы семинарии или другие пути подготовки кандидатов к служению были связаны с повседневной жизнью общин (11e), чтобы избежать «риска формализма и идеологий, которые ведут к авторитарному отношению и препятствуют подлинному росту призвания».

Безбрачие

В докладе затрагивается и тема безбрачия, по поводу которого на ассамблее высказывались разные мнения. «Все высоко отзываются о его пророческой ценности и свидетельстве уподоблению Христу; некоторые задаются вопросом, должна ли его богословская значимость для пресвитерского служения обязательно превращаться в дисциплинарное обязательство в латинской Церкви, особенно там, где это затруднено церковным и культурным контекстом. Эта тема не нова и требует дальнейшего рассмотрения.

Роль епископов

Немало внимания уделяется и роли епископа, который призван продвигать общую ответственность, то есть вовлекать другие субъекты епархии и духовенство, чтобы уменьшить перегрузку административными и юридическими обязательствами, которые часто мешают его миссии (12е). В то же время отмечается, что епископ «не всегда находит человеческую поддержку и духовную опору и что болезненное переживание определённого одиночества – не редкость» (12е).

Случаи злоупотреблений

Что касается проблемы злоупотреблений, которая «ставит многих епископов перед необходимостью совмещать роль отца и судьи» (12i), предлагается рассмотреть «возможность поручения судебной задачи другому канонически установленному органу» (12i).

Часть III. Подготовка

Участники Синода предлагают синодальный подход к образованию, способный «углубить тему аффективного и сексуального воспитания, сопровождать молодых людей на пути к зрелости и поддерживать эмоциональное взросление тех, кто призван к безбрачию и целомудрию в богопосвящённой жизни» (14g). В документе звучит призыв к более глубокому диалогу с гуманитарными науками (14h) для разработки «вопросов, вызывающих споры даже в Церкви» (15b); речь идёт о темах «гендерной идентичности и сексуальной ориентации, конца жизни, сложных супружеских ситуаций, а также этических проблем, связанных с искусственным интеллектом»: они ставят перед Церковью новые вопросы (15g). «Важно уделить этому размышлению необходимое время и вложить в него максимум сил, не поддаваясь упрощённым суждениям, которые вредят людям и Телу Церкви». «Многие указания уже были предложены Учительством Церкви и ждут реализации в соответствующих пастырских инициативах».

Выслушивание

В докладе в очередной раз звучит призыв искренне выслушивать «людей, которые чувствуют себя маргиналами или исключёнными из Церкви по причине своего семейного положения, идентичности и сексуальности» и которые «просят, чтобы их выслушали, чтобы их сопровождали и защищали их достоинство». Эти люди хотят вернуться домой, в Церковь, «быть выслушанными и уважаемыми, не боясь осуждения», заявляет ассамблея: «Христиане не могут не уважать достоинство любого человека» (16h).

Полигамия

В свете опыта, которым поделились некоторые африканские члены Синода, SECAM (Симпозиум епископских конференций Африки и Мадагаскара) призван содействовать богословскому и пастырскому исследованию темы полигамии и сопровождать людей, которые приближаются к вере, состоя в полигамных союзах (16q).

Цифровая культура

Наконец, в итоговом документе говорится о цифровой среде. Участники Синода призывают «обращаться к современной культуре во всех пространствах, где люди ищут смысл и любовь, включая мобильные телефоны и планшеты» (17с). При этом важно помнить, что Интернет «может также причинять вред и травмы, например, через травлю, дезинформацию, сексуальную эксплуатацию и зависимость». Поэтому неотложным является вопрос о том, «как христианская община может поддержать семьи, обеспечивая не только безопасность интернет-пространства, но и его духовную пользу» (17f).

Сальваторе Чернуцио – Град Ватикан

Источник: Vatican News

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.