Первый биограф св. Франциска Фома Челанский (XIII век) так написал о начале францисканского движения: «Множество людей, дворяне и чернь, духовные лица и миряне, ощутив прикосновение Божие, начали собираться вокруг св. Франциска, желая жить под его руководством… Он, как река, полная небесной благодати, орошал их дождем духовных даров, а поля их сердец украшал цветами добродетелей… По его призыву люди идут к спасению, следуя его примеру, Уставу и учению. Он всем указал дорогу спасения».
Св. Франциск и его сподвижники считали, что они посланы, чтобы обратить людей к Евангелию, проповедовать обращение к Богу и ближним, призывать к Братству. Уважая разнообразие жизненных путей, они объясняли людям, что не обязательно жить за монастырскими стенами, чтобы достигнуть полноты христианского совершенства, что можно прийти к святости, живя в семье и исполняя свою работу.
Св. Франциск, хотя и далекий нам по времени, близок современному человеку благодаря предлагаемым им ценностям, ибо они всегда будут актуальными и непреходящими, как актуально и непреходяще Евангелие. Известный шведский режиссер Ингмар Бергман сказал: «С личностью св. Франциска я познакомился еще в детстве. Мой отец был лютеранским пастором и очень любил св. Франциска. Он давал мне читать книги об этом святом… Св. Франциск, несомненно, является одним из наиболее интересных людей в истории и одновременно маяком для современного человека… Хочу подчеркнуть, что внимание к красоте его жизни и к его видению мира имеет огромное значение для современного человека. На взглядах и образе жизни св. Франциска может быть основана любая позитивная деятельность как отдельных людей, так и целых народов.»
Поэтому последователи св. Франциска Ассизского нужны современному миру в качестве света и символа христианских ценностей.
Люди, основавшие свою жизнь на духовности св. Франциска, составляют общину его последователей-мирян, насчитывающую сегодня боле двух миллионов членов.
Община францисканцев-мирян является средой духовного роста, где человек вырабатывает в себе — как св. Франциск — сердце ребенка по отношению к Богу, сердце матери по отношению к ближнему и сердце сурового судьи по отношению к себе самому.
Следуя практике первых христиан, братья и сестры Францисканского Ордена Мирян собираются через определенные промежутки времени, чтобы совместно переживать общение с живым Богом. В Деяниях Апостолов сказано: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян 2, 42). Содержание этой фразы можно выразить четырьмя словами: Библия, Братство, Евхаристия, Молитва.
В этом духовном огне совершается внутреннее обновление человека, его личное обращение. Участники встреч учатся иначе смотреть, иначе думать, иначе говорить — одним словом, иначе ходить по этой земле. Каждый понимает, что он не один, что он идет с другими, как паломник, в молитвенном единении со всей Церковью, в которой исполняет апостольское служение мирян. Он предан Церкви и готов к любой помощи в исполнении ее миссии. Его присутствие в мире свидетельствует о преобладании ценностей духовных над преходящими ценностями сего мира. Он сознает, что его честный, добросовестный труд является обязанностью перед Богом и ближними, что, трудясь, он улучшает жизнь и мир и сам духовно совершенствуется.
Стиль жизни последователей св. Франциска отличается простотой, смирением, доброжелательностью и готовностью служить ближним, личной культурой и вежливостью.
Дух францисканской бедности заключается в том, чтобы не быть только для себя и не иметь вещей и времени только для себя.
Францисканец-мирянин свидетельствует о христианской ценности брака, семьи и воспитания детей, становится на их защиту, поддерживает правду и справедливость, противостоит любым проявлениям безнравственности. Он является носителем мира и добра, надежды, оптимизма и радости. Францисканский Орден Мирян имеет определенную структуру, необходимую для его плодотворной деятельности. Каждая братская община имеет свой совет во главе с министром (настоятелем), выбираемый на 3 года.
Францисканский Орден Мирян включает в себя общины разных уровней (региональные, национальные и международные). Духовную опеку на разных уровнях осуществляют священники из Францисканского Ордена, однако в некоторых местных общинах это могут делать специально делегированные епархиальные священники.
Принятие во францисканский орден мирян производится в три этапа: постулат (знакомство с францисканской духовностью); новициат (однолетний период испытаний) и принесение вечных обетов.
Каждая местная община встречается раз в месяц, однако для более активной жизни общины рекомендованы более частые встречи, особенно, в малых группах (например, библейско-литургических, благотворительно-общественных, группах, занимающихся распространением литературы и т. п.).
Подробное описание жизненного пути францисканцев-мирян находится в обновленном уставе и конституции. с этими основными документами, утвержденными Церковью, следует познакомиться ближе, чтобы увереннее идти путем св. Франциска, реализуя его идеалы в современном мире.