• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Знаки Царства Небесного

Андрей Буко OFMConv

Изобразительное искусство часто использует символы, такие, например, как лилия или сердце, чтобы указать нам на некую иную реальность, которую трудно выразить другими средствами. На основе этих символов я хочу поразмышлять о знаках Царства Небесного, которые мы можем встретить как в иконографии святого Антония Падуанского, так и в его жизни, и, возможно, сделать какие-то выводы для нашей собственной жизни.
Существует много разных изображений св. Антония, но в определенное время, начиная с XVII–XVIII вв., сформировался и прижился очень распространенный образ св. Антония с Младенцем Иисусом на руках. Он стал самым популярным, и так есть и по сей день, особенно в Европе: в какой храм ни зайди, обязательно в каком-нибудь уголке или при каком-нибудь алтаре можно увидеть этот образ на картине или в скульптуре. Нашему сознанию трудно отойти от этого традиционного образа, но в иконографии св. Антония он не единственно значимый.
Давайте заглянем в очень древнюю базилику, важную для всего христианства – базилику Санта Мария Маджоре в Риме. Она носит титул папской великой базилики, одной из главных базилик Рима. Ее строительство началось в 352 г. и было связано с тем, что одновременно и Папе, и знатному римлянину явилась во сне Богородица и повелела на этом месте построить храм. Богородица обещала, что на месте, где нужно построить храм, в августе выпадет снег. 5 августа снег действительно выпал, и началось строительство храма. В этой базилике сохранились очень древние мозаики. В центральном нефе, чуть ниже апсиды, находятся мозаики V в. на сюжеты Ветхого Завета. А в мозаике самой апсиды центральное место занимает сюжет Коронования Богородицы Царицей Неба и Земли, и в этом изображении встречаются фрагменты как V в., так и более поздние – XIII в. Возможно, из-за того, что мозаикам была необходима реставрация, а может, так произошло потому, что у Папы появилась новая идея, и он решил немного переделать изображение.
В XIII в. Якопо Торрити воссоздал эту мозаику, дополнив фрагменты V в. по указанию Папы Николая IV, который правил с 1288 по 1292 г. Что в них интересного? С правой стороны от Христа и Богородицы рядом с Иоан­ном Крестителем и Иоанном Богословом стоит св. Антоний Падуанский. С левой стороны мы видим апостолов Петра и Павла и св. Франциска Ассизского. Интересно, по какой причине в такой значительной папской базилике появились образы св. Антония и св. Франциска. Все очень просто: Папа Николай IV – первый Папа-францисканец в истории. Взойдя на Апостольский Престол, он захотел именно таким образом подчеркнуть заслуги св. Франциска и св. Антония перед Церковью. Причем напомню, что св. Антоний умер в 1231 г., значит, тогда прошло неполных 60 лет после его смерти и канонизации (он был канонизирован спустя 10 месяцев после смерти, это самая быстрая в истории канонизация).

На мозаике мы видим св. Антония, предстоящего в молитве, обращенного ко Христу и Богородице, но сама мозаика открывает нам Небесный Иерусалим, то, что происходит за этим видимым занавесом, подобно тому как Иоанн Богослов приоткрывает нам в книге Откровения видение будущего. Все ангелы и святые предстоят в молении перед Христом, а Христос венчает Богородицу, Которая является образом Церкви. Святой Антоний тоже воздевает руки в жесте моления. Больше никаких дополнительных атрибутов у него нет, причем выглядит он достаточно непривычно для нас: художник почему-то изобразил его в образе седовласого старца.
Но это не самое раннее изображение св. Антония. Более древней можно считать икону-диптих 1260–1270 гг. авторства Бонавентуры Берлингьери. Он написал немало алтарных икон в византийской стилистике со св. Франциском и сценами из его жития. На одной стороне диптиха изображено Распятие Христа, а на второй – Богородица с Младенцем и предстоящими. Среди предстоящих мы опять видим Иоанна Крестителя, апостолов Петра, Андрея и Иакова, а также святых Франциска и Антония. Здесь Антоний опять предстает перед нами с воздетой рукой – жестом моления. Он также возносит молитвы Богу о нас, но в его второй руке уже появляется книга.

[Для просмотра изображения кликните по картинке]


Книга, Священное Писание, – это первый символ, о котором хотелось бы сказать. Наверное, ее не совсем можно назвать знаком, а скорее путеводителем к Небесному Царству, поскольку она не столько эту реальность являет, сколько к ней ведет. Книга как символ обозначает знание, учение, проповедь. Поэтому апостолы изображены со свитками своих посланий, которые они адресовали всей Церкви. А свв. Франциск и Антоний изображены со Священным Писанием, поскольку это Слово Божие, которое они прежде всего сами изучали, постигали, им жили, а затем проповедовали. Слово Божие, которое является ключом ко входу в Царство Небесное. Христос в полемике с книжниками и фарисеями говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5, 37).
Еще одно очень древнее изображение св. Антония находится в Падуе. Оно датируется 1326 г. Спорят о том, кто является автором этой фрески. Есть предположения, что ее, возможно, написал сам Джотто, другие говорят, что его ученики. Что в ней особенного? Сейчас техника позволяет делать многие вещи. По сохранившемуся черепу восстановлен прижизненный облик св. Антония. Выглядел он, конечно, совсем не так, как обычно его изображают. Но с этой фреской есть все же некоторое сходство. Есть сведения, что св. Антоний в последние годы жизни страдал водянкой, этим можно объяснить его полноту. Святой изображен все так же с книгой, но только жест его – уже не столько моления, сколько благословения. Св. Антоний был священником, он начинал свой монашеский путь у августинцев, где получил прекрасное образование.
Хабит св. Антония на этой фреске удивительного цвета: он золотой, прямо сияющий. При взгляде на это изображение приходят на ум слова из книги Откровения Иоанна Богослова, где он описывает видение Небесного Иерусалима: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр 19, 7–9).
И еще – слова из посланий апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4, 7.8)». «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор 5, 1.2)».
Самые ранние изображения св. Антония – всегда с Книгой, которую он изучал постоянно. Св. Франциск, который отстаивал бедность, был против того, чтобы братья имели собственные часословы и другие книги, так как они были очень дороги. Но св. Антоний попросил разрешения иметь свое Священное Писание, поскольку это был его основной источник вдохновения, проповеди и вообще – его главное орудие служения. Франциск разрешил, ответив Антонию кратким наставлением, это краткое письмо сохранилось до наших дней: «Брату Антонию, моему епископу, брат Франциск шлет привет. Хочу я, чтобы ты читал братьям святую теологию, лишь бы среди этих трудов ты не угасил дух молитвы и благочестия».
Есть также датированное 1335 г. изображение св. Антония авторства Мазо ди Банко. Это часть полиптиха, состоявшего из 5 частей. Две работы утрачены, третья, центральная, хранится в Лувре, а две, на одной из которых представлен и св. Антоний, находятся в США. Св. Антоний представлен обнимающим Библию, он обеими руками прижимает ее к груди. У св. Антония было очень почтительное, почти мистическое почитание письменного Слова, ибо главное, что он видел в письменности – это возможноcть запечатлеть осязаемым образом имя Спасителя. Поэтому он с большим почтением относился к Священному Писанию, как и Франциск, который, находя кусочки бумаги с какой-либо надписью, бережно их собирал и хранил, потому что, как он говорил, из этих букв и слов можно сложить Божественные имена.
На изображении 1475 г. авторства падуанца Козимо Тура св. Антоний, читающий Священное Писание, изображен в интересной позе: он поднимает полу хабита, будто готовится куда-то идти. Так действительно приподнимаешь полу длинной одежды, если поднимаешься куда-то, так как она мешает сделать шаг. Антоний представлен с раскрытой книгой, вчитывающимся в Слово Божие, он готов к тому, чтобы подниматься, восходить и в то же время спешить. Спешить благовествовать это Слово Жизни, которое помогает ему восходить в Царствие Божие, открывающееся в Священном Писании.
С еще большим усердием вчитывающимся в Священное Писание изобразил св. Антония художник Маркантонио Бассетти, венецианец, живший в первой половине XVII в. Сам автор вдохновлялся искусством Караваджо, поэтому в своих работах подражал его стилистике. На этой картине св. Антоний изображен подпирающим голову, очень сосредоточенным, он весь погружен в Библию, в которой есть закладки и отмеченные места, он вчитывается в нее с особым вниманием и увлеченностью, причем делает это с надетым на голову капюшоном. Монахи обычно надевают на голову капюшон, когда хотят уединиться или сосредоточиться. Сам св. Антоний писал так: «Христос держит святых под печатью Своего Провидения, чтобы они не появлялись тогда, когда того сами захотят, но всегда были готовы к часу Им (Христом) установленному. А когда услышат в своем сердце голос Его приказа, тогда выйдут из укрытия, оставив созерцательную жизнь, чтобы посвятить себя апостольской деятельности». Здесь св. Антоний изображен как созерцатель, он к этому всегда тяготел, поэтому и избрал Орден августинцев в начале своего монашеского пути. Загоревшись жаждой мученичества и миссионерства, он был приведен Богом в Орден францисканцев, но и там все равно часто предавался созерцанию. В последние годы своей жизни он даже попросил построить ему келью на ореховом дереве, где проводил часы и дни, вчитываясь в Слово Божие.
Св. Антоний был прекрасным знатоком библейских текстов, на русском языке изданы его проповеди, и, читая их, можно это ощутить; настолько прекрасным, что Папа Григорий IX назвал его «Arca Tes­ta­menti» – «Ковчег Завета». Ков­чег Завета был местом пребывания славы Божией, ман­ны Небесной. Этим титулом величают и Деву Марию – в силу того, что Она носила Христа. А святого Ан­тония – в силу той мудрости, которая заключена в Священном Писании. В Ковчеге Завета также лежали скри­жали Завета, которые были основой ветхозаветного Закона. Позже, в 1946 г., св. Антонию был присвоен титул Учителя Церкви, который получают не многие святые. В академической среде св. Антония называют Еван­гельским Доктором.
В работе Доменико Беккафумми «Увенчание Пресвятой Девы Марией Небесной славой» (1539 г.) св. Антоний вместе с Папой настолько внимательно вчитываются в Священное Писание, как будто хотят буквально войти в эту книгу. Книга есть у каждого из изображенных на этой картине святых. Над ними совершается увенчание Девы Марии небесной славой. Слово Божие приоткрывает нам Небесный Иеру­салим, чтобы мы могли понять замысел Божий, понять, что Он хочет привести всё в небесную славу. Святые, углубляясь в Слово Божие, видят эту небесную славу, и она становится источником утешения и надежды.
Крест и раны Распятого. На хорошо известной росписи 1313–1318 гг. в капелле Св. Мартина в базилике Св. Франциска, авторства Симоне Мартини, рядом с Франциском, приоткрывающим рану в своем боку, изображен св. Антоний – вновь с книгой. Вторая рука Антония поднята: это либо жест предстояния в молении, либо указание на рану св. Франциска. Эта роспись созвучна с одним редким изображением 1530 г. работы Пьетро Паоло Агабити из церкви Сан Франческо аль Монте, которое, вероятно, использовали во время процессий. Помимо хоругвей в процессиях носят также иконы на подставках-алтарях. Эта картина использовалась как вотивная во время таких шествий, и поэтому изображение на ней – дидактическое, с цитатами. По обе стороны от св. Франциска изображены св. Антоний и св. Бернардин Сиенский с монограммой Имени Христа. Его всегда можно узнать по этой монограмме, так как он распространял почитание Имени Иисуса. А св. Антоний изображен таким образом: он кладет пальцы одной руки в рану св. Франциска, а другую руку подносит к груди и восклицает: «Что это за раны, блаженнейший Отец, в твоем святейшем теле?». Франциск же, как бы отвечая на этот вопрос, обращается к Бернардину и говорит следующие слова: «Благодаря этим ранам я примирился в доме моего Бога», – то есть примирился с Богом и могу пребывать в доме моего Небесного Отца.

Занавес, который мы видим на этой картине, тексты, выразительные жесты – все это имеет несколько театральный характер. Можно предположить, что таков был замысел художника, так как икона использовалась, как уже было сказано, для дидактической проповеди францисканцев-обсервантов, в чьем монастыре она и хранится. Здесь мне сразу вспоминается эпизод из Евангелия, когда Христос является Своим ученикам и приглашает Фому вложить персты в Свои раны: «Иди вложи персты свои в рану в Моем боку и будь верующим, а не неверующим». «Блаженны не видевшие, и уверовавшие», – говорит Христос (ср. Ин 20, 27–29). Это тоже неким образом явление Царства Небесного и его будущей славы, поэтому Франциск так отвечает: «Это те раны, которыми я примирился с Богом и могу пребывать в доме моего Небесного Отца…» Св. Антоний как бы созерцает эти раны, которые были на самом деле не ранами Франциска, а ранами Христовыми, вкладывая в них руку.

[Для просмотра изображения кликните по картинке]

Еще одно изображение св. Антония, приписываемое Беато Анджелико, представляет его достаточно необычно: помимо того, что он держит в руках книгу, он держит еще и крест. В византийской иконографии крест в руках держат только мученики. Как мы помним, Беато Анджелико был доминиканским монахом, и думаю, что он прекрасно знал Фому Аквинского. Бытует легенда о том, что Фома Аквинский в конце своей жизни, написав «Сумму теологии», в какой-то момент решил ее сжечь, назвав «соломой», и, указывая на крест, сказал: «Вот книга», – призывая братьев не столько мудрствовать, сколько размышлять над ранами Христа. Возможно, Беато Анджелико, проникшись симпатией к евангельским познаниям св. Антония, хотел передать, что мудрость, которую св. Антоний черпал в Священном Писании – это мудрость Креста, мудрость Христа Распятого. И крест нам открывает врата в Царство Небесное.
Мало того, этот сюжет можно встретить и в более поздних работах. Например, у неизвестного автора испанской школы XV в. сохранились две иконы: св. Франциск, получающий стигматы, и св. Антоний Падуанский. Здесь Младенец Иисус изображен, как щит, на груди святого Антония, держащим в руках крест.
У св. Антония можно прочитать такие сильные слова (у него было много таких): «Христос, Который есть ваша жизнь, висит перед вами, чтобы вы могли смотреть на крест, как в зеркало. Там вы сможете узнать, насколько смертельными были ваши раны. Никакое лекарство не могло их залечить, кроме Крови Сына Божьего. Если вы присмотритесь, то сможете понять, насколько велики ваше человеческое достоинство и ваша ценность. Ни в каком другом месте человек не может лучше понять, сколько он стоит, чем глядя на себя в зеркало креста».
Св. Антоний сравнивал крест с зеркалом, в которое нам нужно чаще смотреться, потому что там мы видим наше собственное достоинство и там находим поддержку и утешение нашим ранам, которые омываются ранами Христа.
Работа еще одного автора, Амброджо Бенцони, 1530 г., представляет св. Антония также с крестом и с книгой в руке, держащим Младенца Иисуса с лилией, словно со щитом и мечом. Св. Антоний здесь представлен как рыцарь. Он изображен на фоне пейзажа, будто находится в пути. Одновременно Антоний созерцает Младенца, сидящего на книге. Но крест держит высоко, как меч.
Есть еще одно подобное изображение 1500–1520 гг., где Антоний также изображен в пути и с крестом в руках. Автор этой работы – Жерар Давид. Ее очень хорошо иллюстрирует фрагмент из Послания к Ефесянам (Еф 6, 11–18), св. Антоний облечен во «всеоружие Божие», о котором здесь говорится: «Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности. И обув ноги в готовность благовествовать мир…». Антоний представлен на образе как благовестник, идущий проповедовать Слово Божие. «… А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых». Св. Антоний изображен с крестом как духовным мечом, который есть «Слово Божие». Скорее всего, на всех этих работах крест является символом миссионерства св. Антония, который был готов по указанию Христа проповедовать Царство Божие всем, к кому Бог его посылал.
Лилия. С этим символом мы уже встречались в предыдущих изображениях. Одно из значений лилии в иконографии — это чистота и борьба с дьяволом в течение всей жизни. Если мы обратимся к житию св. Антония, то увидим, что дьявол мучил его до самых последних дней, как и отца Пио из Пьетрельчины, это была ежедневная битва св. Антония.

[Для просмотра изображения кликните по картинке]


Рафаэль Санти на фреске, написанной в 1502 г., изобразил св. Антония с книгой и лилией как духовным мечом вместо креста. Еще более выразительна работа 1702 г. анонимного автора из Борго Санта-Катерина. Св. Антоний изображен на ней тоже со Священным Писанием и лилией. Лилия – еще один знак Царства Небесного. Лилия обозначает очищенную от грехов душу, она также является символом возрождения, бессмертия и воскрешения. В иконографии с лилией изображаются и св. Иосиф, обручник Девы Марии, и св. Казимир (в кафедральном соборе Вильнюса есть икона, где он держит по ветке лилии в каждой руке – знак его особой чистоты). В руках Антония лилия – это символ обновленной жизни, жизни чад будущего века, очищенной от всяких грехов. «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20, 34–36).
Бернардино Луини, ученик Леонардо да Винчи, в работе 1510–1512 гг. изобразил св. Антония с лилией так, будто она вставлена в Библию, словно она произрастает из Слова Божия. Духовные силы для чистоты жизни и борьбы с дьяволом, которые символизирует лилия, св. Антония черпал в Слове Божием. Так же, как Христос во время искушения в пустыне, он все искушения лукавого отвергал именно Словом Божиим: «Ибо написано…». И дьявол вынужден был отступить. Чистота св. Антония имеет источник именно в Слове Божием, которое он созерцал.
Эль Греко тоже очень интересно и по-своему изобразил св. Антония, вчитывающегося в Священное Писание. Лилия в его руке — как перо, словно Антоний что-то пишет ею. И при этом как будто из книги появляется Младенец Иисус. Эль Греко очень странно Его изобразил: каким-то миниатюрным, даже кукольным. Это завораживает, невольно начинаешь задумываться, почему Младенец изображен именно так. Св. Антоний вглядывается, всматривается в него. Младенец изображен в мандорле – в иконографии она обозначает славу. Мандорла имеет форму гостии. Во время каждой Литургии Слово Божие и Евхаристия приоткрывают нам Царство Небесное. И св. Антоний на изображении словно весь погружен в созерцание как Слова Божьего, так и Христа в Евхаристии. Евхаристия – еще один знак Царства Небесного.

[Для просмотра изображения кликните по картинке]

Это не случайно, поскольку св. Антония отличало особое почитание Евхаристии. Нам известно чудо, связанное с этим. Один из еретиков-вальденсов вступил с Антонием в полемику по поводу присутствия Христа в Евхаристии. Антоний решил устроить «соревнование»: он предложил еретику привести на следующий день своего осла, но не кормить его, и принести корзину с сеном или овсом. Антоний же пришел с Пресвятыми Дарами. Осел в присутствии Пресвятых Даров даже не притронулся к пище, но стал на колени перед Гостией в руках св. Антония. Есть миниатюра, изображающая это чудо. На ней из глаз осла будто вытекает слеза… Сразу вспоминается Книга пророка Исайи, где в 1-й главе есть такие слова сокрушения: «Слушайте небеса и внимай земля, потому что Господь говорит. Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против меня. Вол знает владетеля своего и осел – ясли Господина своего, а Израиль не знает Меня, народ мой не разумеет».
В некоторых храмах можно встретить статую св. Антония с Младенцем Иисусом, держащим хлеб, это связано с традицией благотворительности, которая, в свою очередь, возникла благодаря одному случаю из жизни св. Антония. У некой женщины сын упал в воду и захлебнулся. Когда она принесла своего сына св. Антонию с просьбой сотворить чудо, по молитве святого младенец вернулся к жизни. За это женщина обещала, что пожертвует для бедных столько хлеба, сколько весит ее ребенок. Обычно рядом со статуей святого в храме находится ящик, в который можно опустить пожертвование на помощь для бедных. Хлеб на изображении держит сам Христос, потому что Он источник всякого блага, Он Евхаристия. Антоний не своею силою творит чудеса, через него чудеса творит Христос и посылает всякое благо Своим детям. Это созвучно с еще одним очень редким изображением св. Антония XV в. из музея Навар­ры во Франции, автор его неизвестен. Помимо открытой книги святой держит блюдо с виноградной лозой. Можно предположить, что лоза изображена как символ Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви». А в книге у Антония написаны его слова: «Пусть умолкнут слова и начнут говорить дела». Христос сказал: «… без меня не можете делать ничего», а принесете много плода, когда «будете пребывать во Мне» (ср. Ин 15).
Следующий знак Царства Небесного — огонь. Сохранилось немало изображений, на которых св. Антоний помимо книги держит в своих руках языки огня. Если вы знакомы с русским изданием первого жития св. Антония – «Легенды Assidua», то, наверное, помните работу Беноццо Гоццолли, воспроизведенную на обложке – это алтарная фреска XV в. из римского храма Санта Мария ин Арачели. Святой изображен на ней со Священным Писанием и огнем.

Почему огонь, что он обозначает? Вот фрагмент проповеди св. Антония, скорее всего, это проповедь на Пятидесятницу: «Им (апостолам) явились языки огня, которые разделились и почили на каждом из них, потому что через языки змея, Евы и Адама смерть вошла в мир (ср. Прем 2). Язык змея впрыснул яд в Еву, язык Евы привил этот яд Адаму, язык Адама попытался обратиться против Господа. Язык – холодный орган, он всегда погружен во влажность, и поэтому он является мятежным злом и полон смертельного яда». Сравните с Посланием Иакова (Иак 3, 8). «Поэтому Святой Дух явился в форме языков огня, – продолжает святой Антоний, – чтобы противопоставить языки языку, а огонь – смертельному яду». Св. Антоний указывает на четыре свойства огня: он горит, очищает, нагревает и освещает. «Точно так же Святой Дух сжигает грехи, очищает сердца, устраняет оцепенение холода и просвещает». «Огонь также безжизнен и невидим по своей природе, но, когда в него помещают какой-то предмет, он принимает различные цвета, в зависимости от материалов, в которых он горит. Таким образом, Святого Духа нельзя увидеть, кроме как через существа, в которых Он действует. Святой Дух распределяет Свои дары каждому по Своему желанию, прививает Его благодать там, где Он хочет, как хочет, когда хочет, в том, в ком хочет, и в той степени, в которой Он хочет. Он соизволил вселить это даже в нас. Тому, кто в этот день вселил благодать в апостолов через языки огня, Ему всегда и хвала, и слава во веки веков. Аминь».
Можно предположить, что на всех подобных изображениях огонь, который держит св. Антоний – это огонь Святого Духа, которым горел он сам, и благодаря Ему проповедовал Царство Божие и направлял людей к нему, очищая их призывом к покаянию, согревая надеждой, просвещая истиной.
Еще один знак Царства Небесного – Младе­нец Христос. На картине Франсиско Сур­ба­рана «Видение святого Антония» (1627–1630 гг.) раскрытая книга отложена. Младенец – как и у Эль Греко, очень маленький, – является св. Антонию в приоткрывшихся небесах. Св. Антоний в восхищении созерцает этого Младенца.

[Для просмотра изображения кликните по картинке]

Младенец — знак любви святого к тайне Боговоплощения, ведь Христос соблаговолил стать одним из нас; и в то же время это символ чистоты. Часто в иконографии именно Младенец протягивает св. Антонию лилию.
Есть еще одна работа анонимного художника XVI в. с изображением св. Франциска, св. Антония и св. Клары. Это очень интересная икона: у каждого из святых в руках – Христос. Св. Клара изображена с Пресвятыми Дарами (в ее биографии есть чудо, когда, выйдя с Пресвятыми Дарами навстречу надвигающемуся войску, она смогла защитить монастырь и город от грабежа, насилия и гибели от рук сарацин). Св. Франциск держит в руках распятие со Христом, созерцая Которого, он удостоился обретения Его ран. Св. Антоний перед смертью лицезрел Христа в Младенце Иисусе. Поэтому он изображен держащим Младенца, Который сидит на книге, потому что именно в Слове Божием св. Антоний постигал Христа. Каждый из святых как бы по-своему идет со Христом в этот мир. Причем взгляд св. Антония устремлен на Христа, Который, в свою очередь, смот­рит на зрителя – то есть получается, что св. Антоний словно видел этот мир глазами Младенца Христа. А Младенец одной рукой держит лилию, а другой протягивает к св. Антонию сердце. Чье это сердце, мы не знаем – Младенца или св. Антония. Но это знак их особой связи и любви.
Это лучшая иллюстрация к тому, что сказано в Евангелии от Матфея: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф 18, 1–6.10).
Путь духовного детства описала в своем дневнике св. Тереза Младенца Иисуса, мона­хиня-кармелитка. Бог призвал ее к себе очень юной, в возрасте двадцати четырех лет. Св. Антоний прожил тоже не очень долгую жизнь, ему было отмерено на земле тридцать шесть лет. Но, тем не менее, на большинстве изображений он представлен нам очень юным. В пример можно привести картину 1616–1618 гг. работы Антонио д’Энрико. На ней св. Антоний представлен с лилией в руках, обнимающим Библию, он похож на юного студента.


Можно встретить изображения, где он выглядит совсем как мальчик подросток. Что авторы хотели этим сообщить? Юность – это тоже знак Царства Небесного, потому что Бог нам всем вернет юность, молодость духа. Есть святые мистики, которым приоткрывалось Царство Небесное, и они говорили, что видели там людей, которые были одновременно как юноши и старцы: старцы по своей мудрости и зрелости, а по внешнему виду – как юноши и девушки. Поэтому Богородица, являясь в Фатиме и других местах, выглядела как молодая девушка лет 14–16.
Так что юный возраст св. Антония — символ его внутренней чистоты и доброго нрава, благодаря которому он был открыт навстречу каждому человеку.
Завершая, можно сделать следующее заключение. Как Иоанн Креститель, так и Сам Христос начинали свою проповедь на земле с призыва: покайтесь и веруйте в Евангелие, ибо приблизилось Царство Небесное. Это значит безраздельное царствование Бога в каждом, кто Его принимает. Св. Антоний и после смерти, теперь уже в своих образах, проповедует нам Царство Небесное, нашу Отчизну, куда мы все должны будем вернуться. И вот эти знаки, которые он нам оставил: Слово Божие, которое мы должны изучать, которое нас наставляет и укрепляет, чтобы мы смогли попасть в это Царство, потому что Христос есть Путь, Истина и Жизнь; Его драгоценные раны, которыми нам открыт путь ко спасению; лилия как знак чистоты, утраченной Адамом и Евой и каждым человеком, избравшим грех, но которую Бог нам хочет вернуть; огонь Духа Святого, который нас очищает и приуготовляет к открытию этого Царства в нас; Евхаристия, тесное общение с Младенцем Иисусом – ведь мы сами должны стать как дети; и вечная юность и красота, которая будет наградой для всех, избравших праведный путь.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.