Первая францисканская миссия в Германию была предпринята в 1217 году. Братья ходили по городам и проповедовали, совершенно не задумываясь о том, что их никто не понимает. В результате их приняли за еретиков и изгнали. Серафический отец сделал выводы из этого неудачного предприятия, и в 1221 году в германские земли направилась новая группа братьев. Во время капитула циновок Франциск попросил брата (священника) Цезаря Шпайрейского отобрать двенадцать человек, которые последуют вместе с ним в Германию. Брат Цезарь должен был возглавить миссию, поскольку он сам был родом из немецких земель, из города Шпайера, стоящего на берегу Рейна. Он избрал братьев, которые знали немецкий язык или были достаточно образованы, чтобы его освоить в кратчайшие сроки. Миссионеров разделили на несколько групп по два-три человека и отправили в разные города. В 1223 году францисканцы появились в Тюрингии. Они начинают проповедовать в городе Айзенах, находящемся недалеко от замка Вартбург, где жила Елизавета.
Проповедь братьев производит на юную девушку неизгладимое впечатление. На момент встречи с францисканцами Елизавете шестнадцать лет. Она только-только обвенчалась с принцем Людвигом. Братья рассказывают ландграфине о св. Франциске, о его проповеди жизни в покаянии, бедности и служении людям. «Из всех песен о рыцарской любви и рыцарских романов, которые Елизавета слышала когда-либо, это был самый замечательный рассказ, который достиг самой глубины ее сердца, — пишет современный биограф св. Елизаветы Лори Пейпер ofs. – Братья рассказали, как Франциск отказался от богатства и все раздал бедным, как у него появились первые последователи, как Папа Иннокентий III был тронут искренностью их желания следовать Евангелию и утвердил Устав, как Франциск и его братья ходили по всему миру, проповедовали и просили милостыню. Их слова затронули глубокие чувства Елизаветы: ее неудовлетворенность богатством и любовь к бедным. И она жаждала действенной любви. Она взяла монастырь под свою опеку и следила, чтобы братья были сыты и одеты. Она даже плела из шерсти веревки для их поясов. Мало того, она старалась жить, как они, и это приносило мир ее сердцу».
Елизавета мечтала наполнить свой дом францисканский духом. И ее супруг, Людвиг, не возражал. Он даже позволил ей сделать своим духовником одного из меньших братьев, брата Руджеро.
Брат Руджеро (Рюдигер) был одним из первых мирян, пришедших в Орден в Германии. Впоследствии он станет настоятелем общины в городе Хальберштадт, в земле Саксония-Анхальт. Брат Руджеро не был священником или диаконом, но это не мешало ему взяться за духовное руководство Елизаветой. Как отмечают хроники, он сопровождал ее бережно и с большой добротой, говоря: «Иди к Богу с доверием и любовью». Он учил будущую святую жить в покаянии и целомудрии в браке, учил смирению, мужеству и смелости в помощи обездоленным.
Статус ландграфини обязывал ее носить богатые платья и украшения. После встречи с францисканцами Елизавета стала избегать легкомысленных нарядов, широких рукавов на платьях и ярких шёлковых лент, которыми в то время было принято украшать прически. Она перестала участвовать в балах и других светских развлечениях. Ее так захватили францисканские идеи, что однажды Елизавета сказала мужу: «Я мечтаю о жизни, посвященной служению Богу. Нам хватило бы одного акра земли и двухсот овец. Мы могли бы все делать своим руками и жить от плодов рук своих». Людвиг, конечно, только посмеялся над восторженностью жены. Тем не менее, он с пониманием относился к ее активной благотворительной деятельности.
Пользуясь своим высокопоставленным положением, Елизавета легко вступает в переписку с кардиналом Уголино, покровителем францисканцев. Он восхищается святостью германской ландграфини и говорит о несомненной ее духовной связи с Франциском и Кларой. Он даже просит Франциска послать ей какой-то знак своей любви и расположения. Ассизский Бедняк отправляет Елизавете свой плащ, как символ объединяющей их любви к бедности. Он напоминает о наследстве, которое оставил пророк своему ученику Елисею.
Когда брат Руджеро покидает Айзенах, Елизавета просит мужа помочь ей с выбором нового духовника. Людвиг пишет Папе Гонорию IV и тот предлагает кандидатуру Конрада Марбургского, сурового проповедника крестовых походов. В нем нет ни францисканской радости, ни францисканской свободы. Елизавету в нем привлекает бедность. За ней она не замечает ни его властности, ни его жестокости.
В 1226 году с разрешения мужа и духовника Елизавета вступает в Орден кающихся. Через два года, уже после смерти мужа, 24 марта 1228 года она отречется от мирской суеты, положив руку на алтарь францисканской церкви в Марбурге. В свое время она сама пригласила Братьев Меньших в этот храм и теперь, держа руку на непокрытом алтаре (это была Страстная Пятница), она приносит обет во францисканском духе.
Ранний источники говорят о том, что святая избрала себе одежду серого цвета, которая походила на хабиты братьев. Кроме того, она носит такой же пояс из простой шерсти.
В этом же, 1228 году, Елизавета была вынуждена покинуть замок Вартбург, она нашла убежище у францисканцев. В хрониках сохранился рассказ о том, как вместе с братьям она поет Te Deum. Елизавета основывает больницу и посвящает свою жизнь служению бедным.
Анна Гольдина