Когда речь идет о прекрасной и возвышенной любви, то даже некатолики вспоминают о св. Франциске и св. Кларе. Кажется, что может быть романтичнее умбрийских полей и бегства к возлюбленному под покровом ночи? Только вот была ли любовь?
1. Клара была значительно моложе Франциска
Франциск был старше Клары на двенадцать лет. По тем временам это не было бы проблемой, если бы речь шла о заключении брака, но не в том, что касалось любви. Стоит вспомнить, что это было время куртуазных романов, в которых юные рыцари воспевали прекрасных дам. Хотя мало вероятно, что девушка, воспитанная донной Ортоланой, женщиной набожной и довольно суровой, читала подобные романы. И все-таки… Когда Клара подошла к «возрасту любви», Франциск уже был известен как нищий проповедник, и отношение к нему в Ассизи было самое разное: от объявления его сумасшедшим до признания его святости. И в том, и в другом случае воспитание, получаемое девушками в то время, ставило Франциска в глазах Клары вне такого понятия, как «любовь». Дальнейшая история показывает, что она увидела в нем вестника Христова.
2. Клара принадлежала к другому социальному слою
Это в наши дни принцы легко женятся на простолюдинках и наоборот. В суровом XIII веке девушку из аристократической семьи не интересовали юноши из плебеев. Клара была совсем маленькой девочкой, когда население Ассизи подняло восстание против своего сеньора, герцога Сполетанского. Тот вынужден был обратиться за помощью к Перудже. В этот город бежали многие ассизские аристократы. В том числе и семья Оффредуччо. Отец Клары был человеком мужественным и готовым дать отпор любому неприятелю, не зря же он участвовал в Крестовых походах. Мать Клары тоже была не робкого десятка. Вместе со своей родственницей, еще будучи совсем молодой женщиной, она совершила паломничество в Святую Землю. Места, по которым им предстояло идти, принадлежали сарацинам, которые не особенно-то жаловали христианских паломников. Да и сам путь был не из легких. Донна Ортолана с честью выдержала все испытания. А потом твердой рукой вела семейное хозяйство, заменив мужа, который сначала воевал, а потом отошел в лучший мир. Можно не сомневаться, что в этой семье бегство в Перуджу воспринималось как позор. И представителям противоположного лагеря не могли простить этого восстания даже после его подавления. Клара непременно должна была знать об участии Франциска в войне с Перуджей. Хотя бы от своего родственника Руфина, который был одним из последователей Ассизского Бедняка.
3. О любви Клары и Франциска говорят только «Цветочки»
Клара была прекрасной и очень сильной девушкой, подобной своей матери. Если она принимала решение, сломить ее волю было уже невозможно. Мы находим этому массу подтверждений. Принеся Богу обет безбрачия еще в ранней юности, она четко следовала ему, последовательно отказывая всем претендентам на ее руку. Потом, избрав путь бедности, она не только не позволяет своим родственникам никоим образом повлиять на ее решение, но и требует от Папы разрешить ее сестрам жить в крайней нищете.
Об «особых» отношениях Клары и Франциска мы можем узнать, пожалуй, только из «Цветочков», самого позднего и недостоверного из францисканских источников. Официальные же жития, написанные Фомой Челанским, повествуют о любви Франциска и Клары не друг к другу, а ко Христу. В отношениях этих двух святых, как и в их писаниях, нет места каким-то романтическим отношениям, вздохам и прогулкам при луне. Их сердца наполнены только жаждой Христа! Святая Клара, конечно, считает св. Франциска своим духовным отцом, но это наставничество не воспринимается ею как объект поклонения. Уважение – да, но при этом она видит особый путь, как для себя, так и для Бедных Дам. Этот путь в созерцании и простоте. Франциск ведь тоже искал уединения и потому создал для своих братьев эрмитории, т.е. уединенные обители, где главными были молитва и созерцание. Но Клара делает это основой своей общины, присовокупив к этому бедность. Дни, проведенные ею по настоянию Франциска в бенедектинском женском монастыре, только укрепили ее в своей правоте: полная нищета и никакого имущества. Не зря же Бедных Дам, кларисс, называют вторым легким францисканства. У них своя история, в русле того, к чему призвал Бог Серафического Отца, но своя, со своим укладом и своим взглядом на мир.
Надо сказать, что вплоть до середины двадцатого века отношения Франциска и Клары не вызывали особого интереса. Все эти размышления о духовном браке вошли в моду благодаря кинематографу и нескольким романам, опубликованным сразу после II мировой войны. В культуре же предшествующего периода все больше говорится о «странности» Клары, действовавшей по образцу романтической героини, но бежавшей не к земному прекрасному принцу. Ее называют «духовной невестой» Франциска, но сама она видит в себе лишь скромный саженец в его цветнике. Она – невеста Христа, а Франциск для нее – лишь того, кто указал путь к Возлюбленному.
Многое в рассказах о Кларе пересекается с историями о других святых. Например, знаменитая история о свечении, возникшем во время беседы Ассизского Бедняка и Бедной Дамы, повторяет рассказ о св. Бенедикте и его сестре Схоластике. Средневековое мышление вообще любит штампы и повторения, поэтому и в «Цветочках» их множество. Для св. Клары Франциск был, прежде всего, духовным отцом, духовным лидером, человеком, посланным Богом, чтобы открыть новый путь служения Ему. И об этом она напоминает своим сестрам: «Сын Божий стал для нас Путем, который приготовил нам, открыл и указал собственным примером наш блаженный отец Франциск, любивший Христа и воистину следовавший за Ним. Поэтому, дорогие сестры, мы должны ценить великие благодеяния, которые оказал нам Бог, и особенно те, которые Он соблаговолил совершить в нас через Своего избранного слугу, отца нашего Франциска».
Анна Гольдина