Эмануэла де Нунцио, Генеральный Министр ФОМ (1990-2002 гг.)
Представляя свое видение ФОМ, мне кажется особенно значительным тот факт, что наш обновленный Устав не начинается с определения ФОМ, но исходит из определения Францисканской семьи. В первой статье сказано: «Среди духовных семей, призванных Святым Духом в Церкви. Францисканская Семья объединяет всех членов Народа Божия мирян, монахов, монахинь и священников, которые чувствуют в себе призвание следовать Христу по стопам святого Франциска Ассизского» (Устав, 1). В разных видах и формах, но в живом взаимном общении они хотят проявить харизму общего Серафического Отца в жизни н в миссии Церкви.
В Генеральной Конституции сказано о том же: «Францисканцы-миряне пускай стараются жить во взаимном живом общении со всеми членами Францисканской Семьи» (ГК, 98). «Общины при приходах монашествующих францисканцев, пребывая в плодотворном жизненном единстве, пускай осуществляют посредничество и мирское свидетельство францисканской харизмы для приходской общины» (ГК, 102,2). Итак, для нас является исключительным такое понятие Францисканской Семьи, в котором каждая ее часть дополняется другой. Эго значит, что различие видов и форм жизни не влечет за собой градацию достоинства ее членов, но, скорее, демонстрирует отчетливое единство членов и функций живого организма.
Такое видение совершенно подходит к тому, что было названо «церковностью обмена дарами»: обмен между различными признаниями, различными харизмами и различными образами жизни.
В случае если ты ищешь повышения собственного уровня жизни, заинтересован уровнем жизни другого человека и имея в виду выгоду, которую надеешься получить, нужно быть убежденным в том, что на самом дел нет ни обмена дарами, ни взаимодополняемости, чтобы все это имело хоть какой-то смысл.
Есть тенденция «колонизировать» мирян (со стороны духовных лиц) или «использовать» духовное лицо (со стороны мирян); эго выражено в одной из форм самолюбования или «духовного любования» одних по отношению к другим.
Настоящий обмен дарами и настоящая взаимодополняемость состоит именно в «жизненной взаимности», которая влияет и превозносит специфичность различных частей. Эта специфичность становится видимой только посредством связи, сравнения, диалога. В этом смысле она рождается or тения, растет в общении и нацелена на него.
Жить логикой общения значит ясно осознавать, что все части в их разнообразии и специфичности служат благу Церкви. В определенном смысле эти части имеют равные достоинства, не смотря на их положение в обществе. Такое общение — не только «кредитная карточка» францисканцев, которую необходимо предъявить, чтобы исполнить свою миссию в Церкви и обществе, но также, прежде всего, оно ценно само по себе, оно первично и фундаментально. Францисканцы призваны жить общением как плодом невыразимого общения Святой Троицы, и призваны проявлять общение, открыты для всех. Принципы общения, жизнедеятельной взаимности и взаимной ответственности являются, в то же время, причиной и следствием обновления ФОМ после II Ватиканского Собора, после которого основными чертами этого общения стали единство, автономия и светскость.
Единство и автономия ФОМ
Что мы подразумеваем под единством? Мы не хотим сказать, что существуют различные ФОМ, которые духовно поддерживаются со стороны монашествующих францисканцев, но, что существует единый ФОМ, доверенный Церковью духовному и пастырскому попечению четырех Семьей Францисканцев. На местном уровне, каждая Обшнна «доверена пастырскому попечению Францисканской Семьи монахов. которая назначается канонически (ГК. 47, I). но на более высоком уровне (региональном, национальном, интернациональном). Пастырское попечение проводится в коллегиальной форме всеми монашествующими Семьями Францисканцев, которые проживают на данной территории.
Что мы подразумеваем под автономией? Мы хотим сказать этим, что францисканцы-миряне имеют «самоуправление» в своем Ордене, то есть прямую ответственность за организацию и руководство как изнутри, так и извне, а так же имеют «самоуправление» общины на различных уровнях. Этот принцип утвержден в 21 статье Устава: «На разных уровнях каждая Община оживляется и управляется Советом и Настоятелем, которые избираются из числа тех, кто принес вечные обеты».
Такова новая концепция, которая появилась вместе с Уставом Павла VI, поскольку до этого времени во всей Церкви (имеются в виду не только Францисканские семьи) была очень сильна клерикальная ментальность, и Францисканский Орден мирян был подчинен священниками и находился под их управлением.
Это находит подтверждение в 86 ст. Генеральной Конституции. В ней сказано, что служение духовных ассистентов «является неоценимой помощью, однако она не может заменить служение Старшего и Совет общины, которым принадлежит руководство, координация и оживление Общин на разных уровнях» (ГК, 86, 2). Когда возник Третий Францисканский Орден, он был един и имел автономию. Последующие исторические события повлекли за собой все большую зависимость светских общин от духовенства.
В климате возрастающей церковности внутри Церкви, братья стали настоящими «кураторами» братств. Многочисленные папские документы все больше подчеркивали подчиненность их высшему духовенству. В некоторых текстах говориться о «послушании, подчинении и субординации мирян духовенству». Потеря автономии неизбежно повлекла за собой и потерю единства. Хотя теоретически продолжали утверждать, что Третий Орден един и основан Святым Франциском, на практике терциарии не могли избежать дискуссии н борьбы между братьями, не могли избежать раздела между ними. Еще в Конституциях 1957 года (ст. 91) сказано, что, согласно общему праву, Орден отличается от Братства. По собственному праву делится на регионы, провинции и национальные регионы, которые подчиняются соответствующей Францисканской Семье.
Обновление, возможное только после Устава Павла VI, затрагивает не только единство ФОМ, но и предполагает, что это органичное единение всех католических общин. разбросанных по всему миру (ср. Устав, 2). Ясное, недвусмысленное и понятое утверждение автономии, то есть самоуправления ФОМ.
В Послании «Призвание и миссия верных францисканцев-мирян в Церкви и в мире» Генеральные Министры писали: «Мы, Генеральные Министры, внимательно следили и охотно способствовали процессу автономии в ключе общения ФОМ. Чтобы осуществить это служение, для нас важны слова, использованные в 26 статье Устава “взаимная ответственность и общение”». В том же послании сказано: «Управление ФОМ доверено Советам и их Настоятелям. Работа Духовных Ассистентов, которая сегодня менее обширна в сфере управления и организации, может и должна быт ь более глубокой: такая, как духовное сопровождение и как помощь в формации братьев».
Итак, на уровне принципов есть единообразие утверждений и намерений. На практическом уровне, особенно началььном, действительность очень пестра и представляет как свет, так и тень.
Есть много общин, в которых и миряне, и ассистент сознают, что:
- юридическая автономия и свобода самоорганизации, которых придерживается ФОМ в последние двадцать лет, не противоречат единству духовности и апостольства;
- единство Францисканской Семьи не ведет к единообразию, а напротив, возможно, когда признаются различия;
- «жизненная взаимность» позволяет братьям принимать весь драматизм мирского существования и позволяет мирянам получать формацию и духовную мотивацию, которые могут служить основанием их жизни и апостольства.
В других ситуациях, а их не мало, неизбежно «напряжение» между автономией и зависимостью с различными последствиями:
- если превалирует автономия, понимаемая как разделение. Ассистент не заинтересован в Общине ФОМ, доведя собственное вмешательство в его работу до «чистого долга», нерадивого и небрежною;
- если превалирует зависимость, которую часто желают сами миряне, еще не достаточно зрелые, общины служат только второстепенным целям, как то: незначительная помощь религиозной общине, некоторая деятельность в приходе, поддержка миссионерских инициатив.
Это значит, что иногда возникают проблемы на практическом уровне. Иногда возникает некое напряжение, трение между автономией и зависимостью. Это ситуация, в которой мы можем находиться. Например, если преобладает автономия в том смысле, что можно дистанцироваться, отделиться, для ассистента это заканчивает тем, что он перестает интересоваться общиной. В конце концов, он теряет всякое желание и не чувствует себя обязанным ни к чему.
И наоборот, если возобладает такое отношение зависимости, которое чаще всего возникает по желанию самих мирян, которые не достигли еще определенной зрелости, такая община теряет как бы собственное лицо и попадает в подчиненное положение.
Светский характер ФОМ
Я оставила напоследок эту характерную черту ФОМ не потому, что она второстепенна. но именно по тому, что она наиболее важна и здесь есть над чем поразмыслить. Я не хотела бы повторять здесь все слова о светскости, которые встречаются в многочисленной литературе и во многих документах Учения Церкви, особенно в документах II Ватиканского Собора о призвании и миссии мирян. Напротив, кажется полезным вспомнить, что до недавнего времени ФОМ связывали с монашеской духовностью.
По мнению некоторых авторов, распространение Третьего Ордена в Средневековье и в последующие века является . грандиозной попыткой «омонашивания» мира. Не абсолютизируя эти утверждения нельзя отрицать некоторую «монашескую монополию» христианской духовности, длящуюся веками.
До недавнего времени, считалось, что Третий Орден своего рода проекция жизни монахов и священников на мирян. Такое искушение существует до сих пор. И это видно по некоторым внешним проявлениям. В некоторых странах миряне до сих пор имеют большое желание одеться в монашеское одеяние во время каких-ro встреч или собраний.
Все это не только зависело от братьев-монахов, но отвечало пожеланиям и самих мирян, которые только в духовности «посвященных Бот» (т.е. монахов) видели возможность «совершенства любви». Нужно заметить, что сейчас ситуация совершенно изменилась и это недвусмысленно подтверждает Устав. В Генеральных Конституциях также сказано: светский характер ФОМ характеризуется духовностью и апостольской жизнью членов ФОМ (ГК. 3.1). Светский характер призвания вносит свой вклад в построение Царства Божия, реально присутствуя в их светской деятельности. Миряне, которые желают участвовать в харизме учреждения посвященной жизни, не могут довольствоваться лишь «отражательной» духовностью, имитируя то. что принадлежит другому образу жизни. Как францисканцы-миряне, мы должны работать на светскую харизму францисканцев. Это должно изменить всю нашу жизнь, все наше призвание и всю нашу миссию в мире. Это наша первейшая задача, но для того, чтобы ее осуществить, мы нуждаемся в братской помощи духовных ассистентов, потому, что. именно они являются гаратами подлинности харизмы.
То же самое мы можем сказать и о миссии. Мы не можем довольствоваться только пассивным участием в миссии Францисканской Семьи, но мы должны сотрудничать с созидательностью здоровой автономии там, где миссионерская деятельность соприкасается с мирской реальностью, которая особенно близка нам, мирянам. Из моего личного опыта, из докладов, представленных на Национальных и Генеральных Капитулах и из других источников информации думаю, что ФОМ имеет большой потенциал в евангелизации именно потому, что он заставляет почувствовать своих членов «сильнее связанными с Церковью в добродетели обета, торжественного и вечного».
Еще не хватает францисканцам-мирянам способности присутствовать в обществе с известными инициативами. В «цивилизации образа», такой как наша, ФОМ часто предстают в смиренном образе, который «не является новостью» и не поражает воображения, не пробуждает никакого интереса даже у церковной иерархии, которая, кажется, предпочитает движения. способные заполнить площади или провести красноречивые и яркие акции.
Должны ли мы сожалеть об этом? Наверное, да, потому что каждая эпоха имеет собственный стиль и не может оставаться вне своего времени. И тогда, не теряя нашей идентичности, нашего лица (с характерными чертами простоты, кротости, красоты и терпения), и не давая осквернить себя ростками протагонизма, мы должны сделаться более способными к тем «смелым инициативам, о которых сказано в Уставе».
Это и есть усилие обновления, которое предпринимают ответственные ФОМ на интернациональном и национальном уровне. До местных обшин нe всегда доходит процесс нового законодательства ФОМ. На них чувствуется сильное влияние духовного Ассистента. Вне всякого сомнения, существуют ситуации, личные принципы, укоренившиеся привычки некоторых францисканцев из духовенства, которые вынудили многие общины к сопротивлению перспективам реформ и к отказу пересмотра старых, изживших себя схем, не способных в современном мире адекватно свидетельствовать о францисканской харизме.
С другой стороны, не вызывает сомнений и то, что обновленный Устав придал ФОМ такую форму, которая призвана соответствовать повседневной реальности, являя собственное человеческое свидетельство последовательным, всецелым слиянием с Христом, также и компетентным в исполнении собственных обязанностей в христианском духе служения. Францисканец, беря на себя обязанности присутствовать в обществе с собственным человечным лицом, настолько же индивидуальным, насколько и объединяющим, в достижении справедливости, особенно в общественной жизни. (Устав, 14, 15).
Вследствие этого нового видения ФОМ и его положения в церковном мире, вследствие увеличения ответственности, которую францисканец-мирянин призван взять на себя по отношению к ближним и ко всему обществу, должна быть выработана и соответствующая программа начальной и полной формации. Францисканцы-миряне также должны понимать социальную и политическую реальность в свете Евангелия. Если верно то, что культура нашего времени привела современного человека к прагматическим действиям, то есть, приучила смотреть скорее па полезность, чем на ценность, показывая жизнь в горизонтальной плоскости, то, в таком случае, задача формации становится все важнее и важнее. Хотя мужчины и женщины призваны Святым Духом достичь совершенства в любви, они живут в их светском состоянии с повседневными противоречиями социальной жизни, с постоянным коварным призывом к компромиссу и различию. Не смотря на все это, они все равно хотят следовать Иисусу Христу и жить Евангелием полностью и до конца. Они уверены, что это возможно только с помощью основательной духовной формации.
Это вызов для нас, мирян, но так же и для духовных ассистентов. Францисканское духовенство сумело сохранить на протяжении веков тесную связь с Третьим Орденом и сейчас находится бок о бок с организованным и верным мирянином. Это наследие нужно культивировать и ценить, но для этого необходимы очень глубокие духовные отношения между мирянами и духовенством, потому что именно на них возложена ответственность сопровождать нас на нашем пути веры.
По материалам сборника «Со св. Франциском — в третье тысячелетие» Красилов, 1998