В XVI веке нападкам еретиков особенно подвергались два догмата веры: реальность присутствия Иисуса Христа в Евхаристии и главенство Римского Понтифика. Голландские кальвинисты с неумолимой яростью преследовали исповедников католической веры. Святые мученики отдали свои жизни, особенно, защищая эти два важнейших догмата веры.
Когда кальвинисты, ополчившись против церковной и светской власти, завладели городом Горинхем, они взяли в плен девятнадцать представителей духовенства, хотя изначально обещали жителям позволить свободно покинуть городские пределы. Среди заключенных были четыре епархиальных священника, четыре священника из других монашеских орденов и одиннадцать меньших братьев из монастыря в Горинхеме. Это были: настоятель, отец Николай Пик; его викарий, отец Иероним Верт; отец Вильгад, 90-летний старик; Теодорих Эмден; Никез Джонсон, ученый богослов; Готфрид Мервелан; Антоний Верт; Антоний Хорнер; молодой священник Фрэнсис Род; и два брата-мирянина, Петер ван Аше и Корнелиус Дорстат.
Брошенные в грязную тюрьму, они в первую же ночь подверглись жестокости со стороны пьяных солдат. Казалось, те хотели излить всю свою сатанинскую ярость на настоятеля меньших братьев, отца Николая. Они сняли верёвку, которую тот носил вокруг пояса, набросили ему на шею, потащили к дверям темницы и перекинули верёвку через них, чтобы сразу задушить священника. Однако верёвка не выдержала натяжения и порвалась, а отец Николай упал на землю без сознания. Чтобы убедиться, что он мёртв, или просто развлечения ради, преследователи взяли горящую свечу и сожгли его волосы и брови, а так же обожгли нос и открытый рот. Со смехом и издевками, они оставили неподвижное тело для того, чтобы мучить других. Они жестоко били по лицу пожилого отца Вильгада, но тот после каждого удара говорил только: «Deo gratias! Благодарение богу!»
После того, как злоумышленники ушли, отец Николай пришел в себя, потому что ещё не был мертв, а только лишился сознания. Как только он смог говорить снова, он призвал своих братьев и заявил, что, ради защиты веры, он готов снова пройти через те же мучения, и даже более жестокие, если это угодно Богу. В заключение он сказал: «страдания этой жизни ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая должна открыться в нас».
На следующий день было предпринято несколько попыток заставить монахов и, особенно, их настоятеля, отступиться от веры. Кальвинисты вступили с ними в дискуссию о Святых Дарах и догмате о главенстве Папы, но вскоре сами оказались загнаны в тупик четкими доказательствами, выдвинутыми настоятелем и его братьями. Еретики надеялись обмануть хотя бы одного из братьев-мирян, но тот ответил только, что согласен со всем, что сказал отец-настоятель.
Между тем, родные отца Николая, особенно, два его брата, делали всё возможное, чтобы добиться его освобождения. Но, как добрый пастырь, настоятель заявил: «Я не оставлю тюрьму, если мои братья не выйдут из неё со мной. Если здесь останется хотя бы один, самый меньший из них, я останусь вместе с ним». Когда его братья предложили отказаться от догмата главенства Папы, н отрицая Бога, он ответил, что тот, кто отделяет себя от Папы, отделяет себя от Церкви; а тот, кто отказывается от Церкви, отказывается от Господа Иисуса Христа. Он ревностно говорил: «Я бы предпочел умереть за Господа, чем хотя бы на волосок отступить от католической веры».
Восемь дней спустя все девятнадцать пленников были доставлены в Бриель, где располагался штаб лидера кальвинистов. Все они были повешены там 9 июля 1572 года. Они разделили со Христом Его позорную смерть и Его небесную славу.
В 1867 году, на торжественном праздновании дня памяти свв. Апостолов Петра и Павла, Папа Пий IX канонизировал мучеников из Горинхема.
Источник (англ.): franciscan-sfo.org