
3 октября в 20 часов в Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии братья-францисканцы провели Богослужение воспоминания блаженной кончины Франциска Ассизского (Transitus), которое сопровождал приходской хор кафедрального Собора.
Богослужение возглавил настоятель монастыря св. Франциска Ассизского в Москве отец Пётр Корнелюк OFMConv.
Отец Дариуш Харасимович, кустод Российской Генеральной кустодии св. Франциска Ассизского, предваряя Богослужение сказал: «Transitus — это не праздник, это не радостные события, это литургическое воспоминание кончины (смерти) основателя нашего ордена Святого Франциска Ассизского. Поэтому сам ход этого Богослужения напоминает похороны…»
Богослужение воспоминания блаженной кончины Франциска Ассизского состоит из псалмов, чтений из жития святого Франциска и Святого Евангелия, проповеди и процессии.
Священник Александр Немчинов в проповеди говорил об уроках, которые мы можем извлечь из жизни и опыта св.Франциска:
«Мир и Добро! Дорогие братья и сёстры!
Мы с вами накануне праздника Святого Франциска, память которого празднуется завтра в Католической Церкви, и если мы с вами откроем литургический календарь на каждый день — мы увидим память не одного Святого и даже не все святые входят в календари, какие есть в разных епархиях, в разных Церквях на земном шаре.
Мы почитаем многих святых, среди которых Франциск очень выделяется, сияет на этом звёздном небосклоне, и от каждого святого, в том числе от Франциска, каждый из нас может чему-то научиться. У каждого из святых был свой путь, путь неповторимый, и невозможно, и даже не нужно полностью повторять жизнь того или иного святого! Это невозможно, каждый человек уникален! Но какие-то уроки из жизни каждого святого мы можем с вами извлечь.
Например, наш любимый святой Франциск учит нас прежде всего тому, что каждый из нас не должен отчаиваться, потому что каждый из нас всегда имеет возможность измениться к лучшему. Если мы с вами обратимся к житию Франциска, то найдём, что в начале своего жизненного пути в молодости он вёл достаточно беспечный и разгульный образ жизни. Но в один прекрасный момент он пережил свое внутреннее, можно сказать, преображение. Он встречает прокаженного человека, который уже обречён на смерть, и эта встреча производит в нём полный переворот и переосмысление всех ценностей в жизни.
И после этого он принимает, как он говорит «Госпожу бедность» как свою родную. Эта история из жизни Франциска показывает, что люди святыми не рождаются, но святыми становятся и поэтому каждый из нас тоже в чём то призван к этому.
Следующий урок, который можем извлечь — мы совершаем в жизни ошибки, и это нормально, и Господь это тоже принимает, что мы можем совершать ошибки и исправлять.
Тоже яркий пример из жизни Франциска: когда ему было видение — Господь ему говорит:»Франциск! Восстанови мою Церковь!»
И этот голос Божий Франциск воспринимает буквально: он подумал,что восстановить Церковь — значит восстановить разрушенный храм. Он идёт, собирает камни, замешивает раствор и начинает ремонтировать полуразрушенную церковь. Но только потом он осознает, что восстановление Церкви не в стенах, а в нас, в людях! Восстановить Церковь — это значит привлечь людей ко Христу!
Следующий урок из жизни Франциска — это его творческие способности. Ими наделён и каждый из нас.
Например, очень известна история о первом рождественском вертепе, который создал Франциск — очень простой, без всяких украшений. Просто он попросил постелить солому и привезти животных, чтобы вот так, неявным образом представить себе, в какой обстановке родился Иисус Христос. И уже 800 лет этой традиции устанавливать и в храмах, и в домах, и на улицах вертепы. И этот обычай уже даже переступил через порог Католической Церкви — и в Протестанских общинах и в Православных Церквах также этот обычай распространён — пользоваться своим творчеством.
Бог призвал Франциска отворачиваться от материальных благ и это, наверное, очень сложно, живя в этом мире, потому что мир пытается навязать нам идею, что показатель успеха и счастья — это деньги.
Деньги и обладание всякими новыми и модными вещами.
Франциск здесь поступает радикально. Он отказывается от всего и носит всю жизнь на себе облачения из грубой мешковины, которая была вся в заплатах. Его жизнь показывает, что радость и свобода приходят от честной, простой жизни, оторванной от земных благ, а не от участия в гонке потребительства.
И Франциск каждого из нас также приглашает к великой радости и благодарности за то, что у нас есть. Мы не призваны таким радикальным способом все выбросить и ходить как бомжи рваные — нет! Но довольствоваться тем, что есть у меня в жизни и делиться тем, что у меня есть — это может абсолютно каждый из нас!
Следующий урок — это целомудрие и чистота сердца, которое тоже не популярно, особенно в наше время, но Франциск ради этого боролся. Мы читаем в его «Житии», как он бросался в терновый куст или же снег, борясь с искушением плоти. И тем самым он нам показывает, что молитвы и жертвы могут преодолевать любые трудности, с которыми мы можем столкнуться в своей жизни.
Франциск нас учит тому, что принимая страдания, что тоже неприятно, на самом деле — мы освобождаемся. Слова Христа, которые обращены ко всем нам: «Возьми свой крест и следуй за мной!» Франциск воспринимал также буквально: принимать на себя всё то, что выпадает на его долю, а в его жизни было много страданий: это в самом начале его тюремное заключение; болезни; то, что его не принимала семья, ещё до монашеского пути; публичные насмешки над ним. И в конце концов перед смертью он получает стигматы — раны Христа на своём теле, от которых он тоже страдал, но с благодарностью от Бога это принимал.
Следующий урок — это пример дружбы Франциска и Клары — эта дружба приносит плоды, мы можем с вами научиться тому, что дружба с кем-то, с достойным человеком, может принести великие плоды и привлекать людей ко Христу; это делать вместе гораздо легче.
В земной жизни нужно быть как паломники — это также урок, который нам преподает Франциск, особенно в наступающем юбилейном году. Наш владыка Павел уже обратился с пастырским посланием, в котором говорит, что все мы «паломники надежды». И это действительно так!
Жизнь человека здесь, на земле, это только путь, это только паломничество. Мы здесь не останемся навсегда! Нужно осознать, что мы когда-то сюда пришли, когда-то отсюда уйдём, поэтому даже смерть может быть нам сестрой.
И наконец, Франциск с заботой относился не только к окружавшим его людям, но также к любому Божьему творению. Он призывал видеть не только в каждом человеке Божий Дар и не только благодарить Бога за всё, что Он сотворил, но и проявлять сострадание, заботу ко всему одушевлённому и даже неодушевленному.
Именно поэтому Франциск в Церкви считается покровителем животных, а также экологов. И здесь он тоже пример в том, что мы должны относиться к окружающему нас миру с заботой!
И, наконец, как проповедовал Франциск и как мы можем с вами проповедовать? Для этого не обязательно быть священниками или людьми, наделёнными специальным саном. Франциск говорил, что бесполезно вести проповеди, если наше поведение — не проповедь! Он призывал проповедовать примером: не столько словами увещевать кого-то, сколько своим поведением. Поэтому эти слова из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию» он воспринимал буквально, желал, чтобы Евангельская весть стала реальностью! Христианам нужно жить цельной жизнью, показывая свою веру прежде всего своими поступками.
Давайте попробуем в своей жизни применять все эти уроки, которые мы можем получить от нашего святого Франциска.
В конце Богослужения отец Пётр благословил собравшихся мощами Святого Франциска.
Текст и фото Ольги Хруль