• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

«Звезда путеводная». Пресвятая Дева Мария в проповедях святого Антония Падуанского

Андрей Буко OFMConv

Богородица занимала важное место в духовной жизни многих святых, была для них духовным наставником, поэтому Ее особым образом любили и почитали. Св. Бернард Клервоский, св. Людовик Мария Гриньон де Монфор, св. Максимилиан Коль­бе посвятили Ей специальные трактаты. У св. Франциска Ассизского и св. Антония Падуанского отдельных трудов о Богородице нет, но в их проповедях и в житии св. Фран­циска мы находим много моментов почита­ния Пресвятой Девы Марии.
Франциск очень любил маленькую часовню Порциунколу, посвященную Пресвятой Деве Марии Царице ангелов, и считал эту часовню колыбелью Ордена меньших братьев. Он просил соблюдать здесь особое благочестие. Это место было ему дорого не только как место рождения Ордена, но и потому, что он чувствовал там особую связь с Богородицей.
Такого места у св. Антония мы не знаем, но в его проповедях много говорится об особом почитании Богородицы.
Что значит почитание Богородицы и зачем так много говорить об этом? Почему нельзя почитать только Христа и общаться лишь с Ним? Дело не в том, что помимо Христа, мы должны еще кого-то почитать и кому-то молиться. Дело в том, что многие святые находили в Богородице огромный источник вдохновения. Недаром Ее называют «Звезда путеводная». Она указывала святым путь в духовных поисках. Когда они блуждали в духовной темноте, когда все рушилось или подвергалось сомнению, а почва словно уходила из-под ног, они находили в Деве Марии «звезду путеводную». Одно из имен Девы Марии – Stella Maris – «Звезда моря». «Звездой моря» называют Полярную звезду, самую яркую на небосклоне. Как только наступает темнота и других звезд еще не видно, она уже сияет. Моряки определяли по ней путь, поэтому и Богородице дали титул «Звезда путеводная». Даже если ты потерялся в море, и кругом вода, и ты не знаешь куда плыть, то, видя яркое светило на небе, поймешь, в каком направлении стоит двигаться, чтобы приблизиться к своей цели.
Св. Антоний в проповеди на Рождество Девы Марии сравнивает Ее со звездой утренней. «Итак, скажем: Пресвятая Дева Мария была словно звезда утренняя… Звезда утренняя называется Денницей из-за того, что меж другими светилами светит всех ярче, она же собственно и зовется утренней звездой. Денница, предваряя солнце и возвещая утро, окропляет тьму ночи светом своего блеска. Звезда утренняя есть Пресвятая Мария, Она же, в средине облака рожденная, «изгнала темное облако, возвестила во тьме сидящим утро благодати, солнце правды»».
Когда средневековые ав­торы говорят об этом сия­­нии Девы Марии как са­мой великой святой, прежде всего имеют в виду то, что Она нам дала на­дежду на всемогу­щество Божией благодати. Она дает надежду, когда человек во тьме не справляется с собой, не справляется с грехом. Надежду на то, что Божья благодать сильнее грехопадения.
Не знаю, как в вашей жизни, но для меня в какой-то момент это стало большим утешением. Нельзя сказать, что в моей жизни не бывает таких моментов, когда по-настоящему в какой-то ситуации видишь, что не справляешься со своими привычками, закрепившимися «механизмами» в себе. Это мешает расти, и дела обстоят все хуже: кажется, что вообще потеряешь контроль и не сможешь выбраться, от отчаяния опускаются руки. В какой-то момент для меня стало большим утешением то, что Бог сильнее всего этого. Если Он в Богородице явил столько своей силы и благодати, без Ее каких-то особых заслуг, заранее, специально для надежды нам, значит, Бог точно на моей стороне. Бог не сможет меня бросить, оставить, потому что я не хочу погибнуть. И это первая надежда, которую дает Дева Мария.
Далее в этой проповеди св. Антоний сравни­ва­ет Богородицу с отрас­лью. В ранней Церк­­ви Рож­дес­тво Пресвятой Бо­го­ро­дицы было самым большим богородичным тор­жеством. Потом, когда появились другие дог­ма­ты о Бо­го­ро­дице и празд­ники, с этим связанные, они как бы перетянули на себя основное внимание. В западной Церкви праздник Рождества Богородицы как-то ушел в тень, даже потерял ранг торжества. В Литургии Слова в этот день вспоминается сама история Спасения, читается родословная Иисуса Христа. Средневековые авторы упоминают о пророчестве пророка Исайи, где говорится об «отрасли от корня Иессеева» (Ис 11, 1).
Когда св. Антоний сравнивает Богородицу с отраслью, он пишет, что Ее можно так назвать по причине пяти особенностей, которыми Она обладает: «… Ибо является долгою, прямою, твердою, изящною и гнущеюся. Так, блаженная Мария была долгой в созерцании, прямой в совершенстве праведности, твердой в постоянстве души, изящной в бедности, гнущейся в смирении».
Поразмышляем над этими характеристиками Богородицы. Что значит «долгая в созерцании»? Я понимаю это так, что в душе Богородица непрестанно созерцала Божьи тайны и Божьи дела в Своей жизни и истории спасения. Она как бы не выходила из этого созерцания.
Нам для созерцания нужно особое время, состояние, настроение: специально зайти в храм, например, и чтобы там была полная тишина. Жизнь Девы Марии была такова, что Она старалась не выходить из внутреннего созерцания этих тайн, даже выполняя повседневные обязанности. Это подобно тому, о чем говорили некоторые святые: нужно проживать свою жизнь таким образом, чтобы ноги твердо стояли на земле, а голову всегда держать «на небесах». То есть не отрываясь от реальности и занимаясь повседневным, постоянно думать о вещах небесных, созерцать их, чтобы они давали правильное направление, силу и утешение, чтобы не терять цель своей жизни.
Дева Мария – «прямая в совершенстве праведности». Я думаю, это созвучно с тем, что говорит Иоанн Креститель, когда начинает свою проповедническую деятельность. Призывая людей к покаянию, он говорит: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Лк 3, 5).
«Кривизны» – это то, что нас уводит в сторону, где мы начинаем блуждать, забывая о принятых постановлениях. Например, принимаешь решение вечером молиться на коленях, а не лежа. В первый, второй дни все прекрасно получается. На третий день уже позволяешь себе прилечь. Потом замечаешь, что уже все время молишься лежа, а еще через некоторое время – что засыпаешь, не дочитав молитвы до конца. Это схождение на кривую дорогу от моих же постановлений, которые помогают держаться Господа.
Иоанн Креститель говорит также о низинах и горах, которые должны выровняться. Наша гордость и многие другие страсти греховны, когда принимают крайние формы. Евангельский путь – это всегда путь золотой середины. На словах все мы готовы смиряться. Но порой мнение другого нам кажется более примитивным и не таким справедливым, как наше. Нас бросает либо в превозношение, либо в самоуничижение.
Богородица знала Свою силу. Она спокойно могла сказать, что Бог превознес Ее на большую высоту: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный» (Лк 1, 46–49). Она понимала, что все это – от Господа, и была готова пройти определенный Ей путь. Мария, сохраняя смирение сердца, шла путем праведности.
«Твердая в постоянстве души». В этом качестве проявляется особая зрелость Девы Марии, потому что незрелость часто выражается в смене своих намерений, идей и целей. Когда ты еще не нашел главного в жизни, ты выбираешь что-то, потом разочаровываешься либо просто бросаешь и хватаешься за другое. Потом и это наскучивает, и начинаешь искать что-то еще. Зрелость же проявляется в постоянстве. Человек уже нашел что-то ценное, ту самую евангельскую жемчужину или сокровище, и все силы направляет на то, чтобы это богатство приобрести и сохранить.
Богородица, избрав Господа, твердо сохраняла Ему верность в любых испытаниях, верность той Благой вести, которая вошла в Ее жизнь. Необходимо было бежать в Египет из-за угрозы смерти Ее Сыну и всей семье – Она оставалась в этом верной Богу. Надо было вернуться – вернулись и начали новую жизнь на новом месте, и в этом Она была верной Богу.
Наверняка Ева каким-то образом общалась с Богом в раю, и тем не менее, когда змей начал с ней диалог, она поддалась сомнению и поверила, что Бог не такой уж и хороший. Ева не проявила твердости, позволила себя запугать, усомнилась, что привело ее к большой трагедии. Богородица же твердо знала, что только Бог достоин веры и упования, что только Он – надежная опора, и никогда с этого пути не сворачивала. Ее привязанность к Богу была неизменной.
Интересное словосочетание – «изящная в бедности». Кажется, это не очень совместимые слова. Можно быть изящным в чувстве вкуса, в походке, внешнем поведении, в том, как одеться или приготовить что-нибудь. Что же значит «изящная в бедности»?
Изящество – это утонченный вкус, когда тонко чувствуешь границу: где переборщил, а где – нет. Это искусство находиться в золотой середине, не впадая в крайности. И я думаю, что относительно бедности Мария именно такой и была.
Ветхий Завет подчеркивает, что нищета и бедность – это зло, которое нужно преодолевать, потому что Бог призвал человека населять и возделывать землю и получать те блага, которые она дает. Другое дело, что из-за грехопадения мы стали подвержены жадности, в нас проснулась какая-то ненасытность, которой до грехопадения не было. Из-за этой ненасытности человек не может удовлетвориться тем, что имеет. Имеет власть – постоянно хочет ее расширить, получает удовольствие – не может остановиться, ему хочется иметь все больше и больше. Поэтому в Новом Завете Христос нередко подвергает богатство критике. Он говорит, что это самая большая опасность для человека, и поэтому останавливает человека, который вроде бы требует справедливости: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12, 13–16).
Не защитил этого юношу, а наоборот – предостерег от того, что, деля наследство, братья будут ссориться, каждый захочет урвать побольше.
Мария, будучи «изящной в бедности», умела, если появлялся достаток, жить в достатке, а если приходила крайняя нужда – быть терпеливой и принимать все с упованием на Бога. Апостол Павел говорит о том же в своих посланиях: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке» (Фил 4, 12). Это искусство принимать жизнь с теми благами, которые она дает.
Мария была «гнущейся в смирении». Она крепко держалась за Бога как источник жизни, знала, где Ее корень, а ко всему остальному, какие бы ветры ни дули, она умела подстроиться: согнуться в одну сторону или в другую, не меняя своего фундамента.
Наша жизнь очень быстротечна, мы – прах. «Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет», – говорит псалмопевец (Пс 102, 15–16). Хотя при жизни у человека бывает много амбиций, желаний, но кажется, что, когда он умирает, от него ничего не остается. Мы одновременно несем в себе и величие, и эту хрупкость. Откуда это величие? Мы созданы Богом, у нас великий Творец, и Он нас сотворил по Своему образу. Этот образ мы несем в себе, он нам придает это величие. А все остальное – наша человеческая хрупкость. В человеке есть много недостатков, и его легко зацепить, уязвить, но мы можем это спокойно принимать, зная, что мы слабые существа. Наше достоинство никто не может отнять, потому что никто не может лишить нас образа Божьего – ни словами, ни какими-то действиями по отношению к нам.
Поэтому Мария была готова «гнуться», служить, при этом сохраняя Свое достоинство. Вот такая «отрасль от корня Иессеева» (Ис 11, 1), которая нам дает вдохновение.
В праздник Рождества Пресвятой Богородицы читается родословная Иисуса Христа из Евангелия от Матфея.
Св. Антоний Падуанский пишет: «Матфей, описывая родословие Христа, сначала поставил Авраама, затем Давида, затем вавилонское переселение. Авраам, который сказал: Буду говорить к Господу моему, я, прах и пепел, означает смирение сердца; Давид же, сердце которого было прямо перед Господом, ибо говорит Господь о Давиде: Обрел я мужа по сердцу Моему, означает искренность исповеди; вавилонское переселение означает науку скорби и терпеливого ее перенесения. Если это троякое рождество в тебе совершилось, то совершится в тебе и четвертое Рождество, т.е. Иисуса Христа, рожденного от Девы Марии»

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.