• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Космос, символ Божественного

Захария Хэйс OFM

Узнавать природу глубже – значит ощущать ее тайну, глубину и ценность; узнавать ее как священный образ, Божье таинство. Космос действительно говорит нам о Боге.

Научные знания о космосе – это далеко не целостная картина. Даже самые прогрессивные знания и объяснения не способны охватить всю историю целиком. Знание не исчерпывает всего; объяснение не учитывает всего. Реальность многомерна – и столь же многомерна человеческая реакция на реальность. Еще не овладев научными знаниями, мы уже взаимодействуем с космосом разными способами. Один из этих способов – человеческое воображение.
Поразмышляем на эту тему. Мысленно обратимся к тринадцатому столетию, когда люди воспринимали Вселенную прежде всего через воображение. Перечислю несколько основных образов и метафор, предложенных францисканским святым Бонавентурой. Они в значительной степени построены на воображении. Бонавентура описывает Вселенную и ее отношения с Богом удивительно конкретными образами. С помощью этих образов, связанных с его восприятием реальности, окружающий мир можно объяснить или понять. Метафоры помогают Бонавентуре интерпретировать смысл Вселенной.
Конечно, на Западе со времен Бонавентуры в восприятии реальности произошли огромные изменения. Люди стали по-другому осознавать и ощущать физический космос. Но я попытаюсь взглянуть на некоторые метафоры Бонавентуры как на своего рода инсайты (озарения). Можно поставить вопрос так: актуально ли для нас сегодня его прочтение космоса? Ведь наше понимание физической природы творения радикально изменилось.

Фрагмент мозаики Собора Святого Марка в Венеции


Метафоры и символы

Каждое существо и всё творение в своей истинной реальности – это красноречивое свидетельство славы, истины и красоты Бога. Творение – это порождение безусловной любви; любовь – это источник и конечная цель творения. Только любовь позволяет нам понять, что такое творение. Вот несколько примеров из трудов Бонавентуры, где такое понимание выражено на уровне метафоры и символа.


Круг/река. Образ круга появляется в трудах Бонавентуры неоднократно. На одном уровне – это символ Божественной Троицы. Представим Бога как воображаемый круг, центр которого повсюду, а окружность – нигде. На другом уровне круг – символ происхождения всех вещей в творческой плодоносности Бога. Описав круг, творение возвращается к тайне Божественной любви, то есть к своей конечной цели. Символ круга можно интерпретировать и по-другому: круг – это река, которая возвращается к своему истоку. Река вытекает из необъятного моря и, в конечном итоге, возвращается к полноте своего начала. Таким образом, Пресвятая Троица – неиссякаемый источник, питающий реку реальности. Эта река течет не только внутри Божественной тайны – в триединой жизни любви, – но и снаружи, в форме творения.


Вода. Триединого Бога, дарующего плодотворную, творческую любовь, можно сравнить с живым источником. Из этого источника проистекает нечто известное, любимое и желанное Богу – огромная река творения. Мир природы в своей необъятности – это выражение любящего, мудрого Создателя. Подобно воде, космос обладает разнообразными качествами. Когда мы думаем об океанах, то вода представляется нам всеобъемлющей полнотой творения, проистекающей из глубин Бога. Подобно океану, космос глубок и содержит много уровней смысла. Когда мы думаем о реках, то видим, как вода отражает движение и текучесть космоса.
Таким образом, метафоры круга, реки и воды означают огромное разнообразие, плодородие и текучесть творения. Ни одно сотворенное существо не способно в полной мере свидетельствовать о чрезвычайно плодородном источнике, берущем начало в Божественной творческой любви. Поэтому разнообразие сотворенных существ – это наиболее подходящая форма Божественного самовыражения. И поскольку река, в конце концов, возвращается к своему истоку, творение – это динамичная реальность, направленная на полноту завершенности и совершенства с Богом.


Песня. Бонавентура вспоминает метафору св. Августина, сравнившего Вселенную с прекрасной песней. Чтобы по достоинству оценить эту песню, необходимо прослушать всю мелодию целиком. Хорошо продуманная мелодия связывает все ноты с помощью тона и ритма таким образом, что истинное значение отдельной ноты можно понять только через совокупность всех нот, составляющих мелодию. Бонавентура утверждает, что человеческий дух стремится к определенной математической гармонии. Эта гармония необходима, чтобы мелодия воздействовала на слушателя.
Нужно ощущать целостность, динамическую взаимосвязь всех нот в мелодии космоса. Это внушает надежду, что немыслимое разнообразие сотворенных существ построено на принципе единства и порядка.


Книга. Рассуждая об отношении космоса к Богу, Бонавентура говорит о книге «письменной и устной». Содержание книги возникает в сознании Бога в форме Божественного Слова. В этом Слове содержится вся полнота Божества, и все, что Бог может призвать к существованию. Когда это Слово звучит, рождается сотворенный космос. Космос – это форма, в которой работа Божественного сознания становится видимой и слышимой, словно в книге «устной».


Окно. Преподавая в Париже в 1273 году, Бонавентура наблюдал за завершением строительства собора Парижской Богоматери. В нескольких минутах ходьбы от собора находилась знаменитая часовня Сен-Шапель, построенная, когда Бонавентура был еще студентом. Средневековые ученые придавали большое значение физике, метафизике и мистике света. Поэтому неудивительно, что Бонавентура воспринимал солнечное сияние на витражах именно так:
В каждом существе есть сияние Бо­жест­венного образа, но смешанное с тьмой: следовательно, существует некая тьма, смешанная со светом. Кроме того, в каждом существе есть путь, ведущий к идеалу. Как вы заметили, луч света, проникающий через окно, окрашен оттенками разных стекол, так что Божественный луч светит по-разному в каждом существе и в различных свойствах существа [Collationes, Hexaemeron 12,14 (V, 386)].
Можно сказать, что космос – это окно, через которое виден Бог.


Микрокосм/макрокосм. В чело­веке ка­ким-то образом присутствуют все элементы творения. В некотором смысле все творение заключено в человеческом микрокосме. Христос, приняв человеческую природу, преобразился в тайне Воскресения – в этом Бонавентура видел начало преображения космоса.


Крест. Бонавентура связывает всю историю космоса с откровением Священного Писания через символ креста. «Высокое и низменное, первое и последнее, и все между ними». Вселенная предстает в виде креста, в котором заключена вся структура космоса, ставшая зримой в свете разума [Breviloquium, Prologue, № 6 (V, 208)].
Бонавентура считает, что связь между творением и Богом можно объяснить в терминах явления и участия. Все вещи в космосе существуют, чтобы хотя бы частично приоткрыть тайну Бога. Они существуют только потому, что участвуют в тайне бытия, проистекающей из абсолютной тайны творческой любви Бога. Умея читать книгу космоса, мы отчасти поймем смысл Божественной доброты и плодоносности, Божественной мудрости и красоты, Божественного разума и свободы. Мы отчасти поймем, какие отношения существуют между лицами Пресвятой Троицы – основой всего творения.


Современная космология как Откровение
Можно ли считать космос – в сегодняшнем понимании – откровением о таинственном богатстве Божественного бытия? По моему мнению, воспринимаемая нами реальность не способна доказать существование Бога с помощью разумного и (или) чувственного опыта.
Важнее показать, что религиозная вера или опыт помогают увидеть смысл реальности и человеческой жизни, а затем уже искать возможную связь между научными и богословскими познаниями. Вполне вероятно, что наука как таковая, ограниченная научной методологией, ничего не знает о Боге. Это не проблема, если мы не утверждаем, что только наука определяет степень осмысленности нашего существования. В отношениях человека и космоса, несомненно, существуют и другие аспекты.
Я уверен, что весь спектр человеческих переживаний и вопросов связан с нашими попытками понять, кто мы такие и в каком мире мы живем.
Осознанно верующий человек пытается найти некую связь между проблемами религии и научными открытиями. Каким образом космос, на который мы смотрим в свете самых передовых научных знаний, раскрывает тайну Бога тем, кто верит в Него? Тем, кто верит, что физическая Вселенная, которую описывают науки, – это Вселенная, созданная Богом? Современный взгляд на космос связан с глубоким чувством тайны, которая кажется непостижимой. Космос, бесконечный в пространстве и времени, это динамичная, развивающаяся, органически взаимосвязанная структура. Космосу свойственна не только непредсказуемость, но и упорядоченные формы, иногда неожиданные и все же прекрасные.
Бонавентура был убежден – если мы научимся правильно читать книгу космоса, мы хотя бы отчасти поймем, что такое Божья мудрость, красота, сила и любовь.

Попробуем понять, что позволяет нам увидеть космос как откровение Бога, увидеть различные формы и ритмы природы как отражение – пусть и неполное – Божественных качеств.

1. Невыразимая необъятность космоса в пространстве и во времени удивительна – космос кажется огромным механизмом непонятного назначения. Поэтому люди во все эпохи приписывали космосу некий таинственный смысл; все преходящее казалось укорененным в каком-то таинственном Абсолюте.
2. В космосе мы наблюдаем неимоверное количество разнообразных творений. Для богословов, как и для простых верующих, это многообразие является выражением Божественной плодоносности, которая не может быть ограничена единой формой или даже несколькими формами сотворенных созданий.
3. Ученые видят, что во Вселенной все тесно взаимосвязано на всех уровнях. Следовательно, космос – это «системы внутри систем», то есть в космосе всё связано со всем. Это ключевое понимание традиционной тринитарной концепции Бога – Божественная реальность по сути своей построена на взаимосвязях.
Современные христиане считают, что в основе космоса лежат отношения любви, присущие Пресвятой Троице, и вместе с тем космос является отражением этой любви.
4. Наука предполагает, что космос способен к творчеству, но трудно предсказуем. Верующий человек видит в этом творчестве отражение Божественного разума, но не ожидает полной предсказуемости, поскольку Бог свободен.
5.Современная наука считает, что человечество интегрировано в материальные космические процессы, в результате которых возникает жизнь. В конечном итоге – сознательная жизнь, с интеллектом и свободой воли. В прошлом человечество воспринималось как микрокосм – но современная наука тоже согласна, что человек с момента зачатия содержит в себе минеральные, растительные, животные и, наконец, интеллектуальные элементы космоса. Верующие признают, что человек интегрирован в материальный мир через тело, но вместе с тем осознают, что человек интегрирован в мир сотворенного духа. Значит, человечество находится в точке слияния этих двух измерений материи и духа.
6. Природе присуща двойственность: в ней сочетаются безусловная красота и суровая борьба за выживание.
Достичь полноты жизни невозможно без боли, борьбы и смерти. Эту реальность, по мысли Бонавентуры, выражает космический символ креста.
Так и Христос – воплощение космического Слова – предстает перед нами как человек, распятый на кресте. В этом образе отражается двойственность, присущая природе. При этом природа по-прежнему воспринимается как откровение Бога. Именно с помощью природы Бог создает нас и поддерживает в нас жизнь.
Когда мы смотрим на космос с христологической точки зрения, мы понимаем, что Бог любит и бережет мир и все в нем. Бог желает довести космический порядок до завершения; прообраз этого завершения – личная судьба Иисуса – как воскресшего Христа. Поэтому мы можем считать природу священной, не отождествляя ее с Богом. Глядя на мир с космической перспективы, мы осознаем, в конечном счете, что космос не холоден и не равнодушен. Нам открыт благотворный и животворящий космос. Для христиан творческая сила, которая порождает и поддерживает космическую реальность вместе с человечеством, создавая все новые формы бытия, – это сила любящая, личная, прощающая и восполняющая. Во Христе мы открываем, что истинная природа творческой силы – это «смиренная любовь». Люди общаются друг с другом и с окружающим миром через этику жертвенной любви, хотя мир действует на основе других принципов. Будущее с точки зрения эмпирической науки кажется темным и непредсказуемым, но во Христе мы обретаем надежду на счастливый итог всего космического процесса.


Окно с витражами
Бонавентура описал сотворенную Вселенную как излияние полноты Божьего бытия. Поскольку Бог выражает Сам Себя в творении, то творение, в свою очередь, выражает Творца. Сравним многообразие сотворенных существ с витражами огромного собора. Подобно тому как свет проходит сквозь различные стекла и преломляется во множестве оттенков, так и Божественный свет исходит из Слова и преломляется во Вселенной, создавая множество «оттенков» – то есть множество созданий, каждое из которых в той или иной степени отражает Божественный свет.


Источник: franciscantradition.org

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.