• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Проповедь о. Николая Дубинина, OFMConv в торжество св. Антония Падуанского

13 июня в монастыре св. Франциска в Москве торжественную Святую Мессу в день памяти святого Антония Падуанского отслужил генеральный кустод Российской кустодии святого Франциска о. Николай Дубинин. Он обратился к почитателям святого Антония, пришедшим разделить с братьями праздник, со следующей проповедью:

Если молишь чуда, горестью объятый,

То святой Антоний за тебя ходатай.

Падают оковы, море затихает,

Ради жизни новой люди воскресают.

Наверняка почти все из вас, дорогие братья и сестры, знают эти слова. Это русский перевод самой древней литургической молитвы к св. Антонию – Si quaeris miracula, которая передает нам свидетельство о его жизни и ходатайстве.

В нашей жизни мы нуждаемся в поддержке, нуждаемся в знаках, и сегодня в Евангелии мы слышим, что сам Господь посылает на проповедь Своих учеников, обещая им, что их будут сопровождать знамения и чудеса. И когда мы слушаем это Евангелие и сопоставляем его с жизнью св. Антония, то понимаем, что это Евангелие также и о нём. Но это Евангелие также и о нас. Нам может хотеться быть в роли получателей чудес, потому что кажется, что наша жизнь очень тяжелая и в ней слишком много превратностей. Нам нужны чудеса. Поэтому может быть стоит попросить о них святого Антония? Может быть и стоит. Но Антоний совершает свои чудеса не для того, чтобы показать, какой он сильный, не для того, чтобы облегчить состояние человека на данный момент. Он провозглашает Слово Божие, он провозглашает благую весть, и спасение, которое приходит через эту весть, сопровождается чудесами и знамениями. Но то, к чему святой Антоний постоянно стремится в своей жизни и проповеди, когда обращается к своим слушателям и даже к тем, кто не хочет его слушать (как, например, когда он обращается к рыбам, как это было в Римини), то он явно призывает к тому, чтобы жить по Евангелию. Святой Антоний делает это очень красиво, основываясь на Священном Писании, очень образно и ярко, но всегда очень точно.

Бог любит человека – это его Евангелие, это его благая весть. Любовь в том, что Бог сотворил человека ради вечной жизни, ради вечного счастья, и даёт ему возможность спасения, протягивает ему руку. Несмотря на все наши человеческие преграды, которые зачастую ставим если не мы сами, то всё не Божие, что нас окружает, превыше и сильнее всего этого Божья любовь, дарованное Им спасение и милосердие. И поэтому к человеку, который уже почти потерял надежду, к человеку, который понимает, что некуда больше идти, и что человеческие силы ему не помогут, Господь спешит на помощь со Своим утешением и поддержкой. Но человека, которому кажется, что он всё сам может сделать, который уповает на свои силы, на свои связи и возможности, на прогресс в современном мире, такого человека Господь наставляет, зачастую испытывает, но это не наказание, это та же самая благая весть, которая помогает человеку одуматься, искренне обратиться к Богу и понять, что кроме Него другого спасения нет. Об этом постоянно свидетельствует святой Антоний и это он проповедует. Мы видим огромное множество его чудес, за которые, в частности, его уже при жизни называли святым. Среди этих чудес на протяжении веков можно найти всё, что угодно. Наверное, миллионы людей давали и дают свидетельство о чудотворной силе ходатайства св. Антония.

С другой стороны, Антоний никогда не призывает чересчур надеяться на то, что Господь освободит нас от всех превратностей и испытаний, и мы будем жить долго и счастливо. Антоний не прожил долго, несмотря на то, что творил многие чудеса. Он умер в 36 лет. Он также не жил всё время слишком счастливо. Он много странствовал, не всегда его сразу принимали, далеко не всем нравилось то, что он говорил. А он на другое и не рассчитывал, потому что и Христос не прожил долго, и Его точно так же не принимали, но Он исполнял миссию, которую дал Ему Отец, волю Божию. И Антоний так же своей проповедью, своей жизнью исполнял волю Божию – это было главным в его служении. В своей проповеди он постоянно призывал людей с терпением переносить различные страдания, не измерять количеством чудес или скоростью исполнения наших прошений уровень Божьей любви. Уповать на Бога, просить Его о милосердии, надеяться на Его помощь в различных превратностях, но прежде всего – стремиться жить по Евангелию. Оно для христианина – и Антоний постоянно напоминает об этом – неразрывно связано со смирением. Не терять мир в сердце, когда приходят тяжелые минуты. Не предаваться унынию и рыданию, нетерпению, и уж тем более, злости, ненависти и агрессии, которых было полным-полно в те времена, когда проповедовал св. Антоний, и в наши времена их не меньше, а может быть, и больше. Это не Евангелие, это не помогает человеку, не меняет никак ситуацию, но только способствует ещё большему разрушению и ухудшению, и что самое страшное – уводит душу человека от Бога.

В одной из своих проповедей св. Антоний говорит: чем дальше мы от Бога, тем тяжелее нам переносить те испытания, которые встречаются нам на жизненном пути. Услышав это послания св. Антония, мы можем понять, что чем ближе мы к Богу, тем легче нам переносить страдания, с Его помощью, с Его благодатью. Никто не в силах в своем земном пути избежать неудач, страданий и испытаний – это часть нашей жизни и это нормально. Поэтому Антоний просит и призывает нас, чтобы трудности, маленькие и большие, сомнения, серьёзные и смехотворные, неудачи, драматические или достойные того, чтобы посмеяться, не заслоняли для нас самого главного – лик Бога в нашей жизни. Они не должны оторвать нас от близости Бога. И если мы пребываем в этой близости, то можем не только терпеливо переносить испытания, но также свидетельствовать этим смирением о мире, который есть в нашей душе и в котором этот мир очень нуждается. Каждый человек нуждается в мире, нуждается в близости к Богу. И тогда мы можем становиться свидетелями действительно благой вести, а не просто последователями какой-то идеологии или невольниками каких-то предписаний, может быть, правильных, но не всегда легких. Бог есть любовь. Бог есть милосердие. И Он дает нам то, что никто больше дать не может: вечную жизнь, вечную радость и в общении с Ним, здесь, на земле – предвкушение этой радости и этого счастья. Это то, о чём напоминает св. Антоний, то, о чём он проповедует и о чём свидетельствуют все его чудеса.

Многие и многие люди обращались – настолько проникало в сердца это евангельское слово Антония, что они, сами того не ожидая, бросали багаж старой жизни, которую считали правильной или просто нормальной, и обращались к жизни истинно христианской, к жизни по Евангелию, где спасительное слово Христа становится делом, превращается в добрые дела всех, кто называет себя христианами. И на пути христианина – каждый из нас это знает – всегда предостаточно благодати Божией, если только открыто наше сердце, если только мы ищем самого главного в нашей жизни. Как и Сам Христос призывает: ищите прежде Царствия Небесного, а всё остальное приложится вам. Приложатся все чудеса, которые действительно нужны для спасения нашего и наших ближних. Но наша с вами задача, дорогие братья и сестры, пока Господь даёт нам время и возможность, быть свидетелями Его любви, нести мир и добро, нести – как гласит лозунг св. Антония – Евангелие и любовь. Аминь. 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.