• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Знак великий на небе

Что значит для нас Успение Пресвятой Богородицы?

В католической Литургии на Успение Пресвятой Богородицы читается следующий текст из 12-й главы Откровения святого Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12, 1).

Исследователи Библии едины во мнении, что здесь апостол Иоанн представил образ Церкви – гонимой и победоносной, запугиваемой, воинствующей и возвеличенной в славе.

Кроме этой красивой экклезиологической интерпретации (восходящей к VI веку), появилась интерпретация индивидуальная, мариологическая. Согласно этой интерпретации, главные черты Жены из Апокалипсиса мы открываем не только в Церкви, но и у Марии, Матери нашего Спасителя. В этом нет ничего удивительного. Ведь Дева Мария – это прекраснейшая и наиболее совершенная часть Церкви. Можно даже сказать, что это Церковь, вполне реализованная, что Мария уже достигла того, к чему странствующая Церковь только устремляется. Церковь земная устремлена к полноте спасения и славы, которой достигнет лишь на небе, а Мария уже обрела ее. Так что ничего удивительного, что образ Жены из Апокалипсиса можно отнести и к Церкви, и к Марии.

Звезды над головой Жены означают славу победы. А что означают отдельные звезды, и означают ли что-то вообще, мы не знаем. Священное Писание не развивает этой темы. Однако, мы можем использовать знамение 12-ти звезд над головой Жены из Апокалипсиса в наших размышлениях на тему: «Чему нас учит Мария, принятая в небесную славу?»

Так что попытаемся говорить о мудрости, которую открывает Бог Марии, принятой в небесную славу. Тайна Успения Пресвятой Богородицы побуждает нас к такому размышлению. И хотя связь этого учения с символикой звезд следует трактовать как условную, мы можем сегодня согласиться на это, принимая такую связь как инструмент на пути наших духовных поисков и размышлений.

«И на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12, 1). Четыре звезды в венце Марии освещают Тайну Бога: Пресвятой Троицы, Отца, Сына, Святого Духа, то есть озаряют светом основания нашей веры. Восемь звезд освещают дорогу христианина, ведущую к полноте причастия с Пресвятой Троицей.

Четыре звезды, освещающие Тайну Бога

1. Первая звезда освещает Тайну Пресвятой Троицы

Откуда мы знаем, что Бог един в Трех Лицах? Един и троичен одновременно? Первое великое провозглашение Пресвятой Троицы открылось нам в Благовещении: Бог Отец посылает Ангела, Предвечный Сын Божий становится человеком, а совершается это действием Святого Духа. Второе провозглашение Пресвятой Троицы свершилось в Крещении Христа в водах Иордана, когда с небес раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3, 17). Во время Своего публичного проповедования Христос открывает тайну любви в лоне Пресвятой Троицы. Перед Своим Вознесением наш Спаситель сказал, что Он для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать о Боге.

На севере Польши, в Сейнах, в старой доминиканской церкви находится створчатый алтарь. Он закрывается и открывается, как шкафчик. Когда створки закрыты, посетители видят Пресвятую Богородицу. Когда створки широко отворены, вверху виден лик Божией Матери, а ниже – Пресвятая Троица. Этим художник как бы говорит нам: Мария указывает нам на непостижимую истину о Триедином Боге.

2. Вторая звезда указывает Бога Отца

Иисус Христос провозглашает нам Бога как Отца, исполненного любви и милосердия… Спаситель рассказывает нам притчу о блудном сыне. Бог – согласно учению Христа – исполнен милосердия, Он разыскивает человека, разыскивает грешника. Чтобы спасти грешника, Он посылает Своего Сына на Крест. И это произошло не без участия земной Матери воплощенного Слова.

Иконографический тип «Умиление» изображает Иисуса Христа, Который Своим личиком прижимается к лицу Богородицы. Эта икона наиболее трогательно изображает великую любовь Бога к человеку. Бог так любит мир, что нежно прижимается к человечеству, которое олицетворяет Мария.

3. Третья звезда представляет Иисуса Христа 

Кто из людей так тесно связан с Христом, как его Пресвятая Матерь? Мария – это врата, через которые предвечное Слово пришло к нам; Мария для нас носила Его под сердцем; Мария родила Его девственным образом; Мария заботилась о Нем и воспитывала Его; Мария стояла, страдая, под крестом спасения. Мария принята в небесную славу для того, чтобы пребывать вечно с Христом в небесном блаженстве. Созерцание Марии проясняет нам Тайну Иисуса Христа.

Икона «Одигитрия» изображает Марию одной рукой держащую Христа, а второй – указующую на Него как на путь (в греческом языке «путь» – hodos, «указывать» – getreo; «Одигитрия» означает «указывающая Путь»).

Икона «Знамение» (Platytera, Blachernitissa) изображает Марию, стоящую с разведенными руками. На груди у Нее – большой медальон с изображением Христа. Эта икона говорит, что Мария провозглашает нам Христа.

4. Четвертая звезда освещает Тайну Святого Духа

Созерцая тайну Благовещения, мы видим, как Мария становится священным пространством действия Святого Духа, Который наполняет Ее. Церковь исповедует, что Мария зачала от Святого Духа. Ежедневно произнося ангельское приветствие (молитва «Ангел Господень»), мы всегда вспоминаем вместе с Марией также Святого Духа. Вспоминая сошествие Святого Духа после Вознесения, мы устремляем наш внутренний взор на Марию, окруженную собором Апостолов, пребывающую с ними и укрепляющую их в их первой миссии.

Теперь подумаем о восьми звездах, освещающих путь человека к Богу. Первые четыре освещают Тайну Бога, восемь последующих освещают тайну человека. Не только Бог есть Тайна. Человек также представляет собой непостижимую тайну. Он не в состоянии постичь самого себя. Без Божьего света он не способен ни понять себя, ни ответить на вопрос, куда ведет его жизненный путь и каков его путь. И когда мы смотрим на Марию – «знамение великое», оставленное нам Богом, – многие вещи становятся нам более понятными.

Восемь звезд, освещающих путь христианина

На наших дорогах устанавливаются дорожные знаки. Нужно уметь их читать. Человек, не умеющий читать дорожные знаки, не получит водительского удостоверения. Так и Божия Матерь является для нас знаком, оставленным Богом. Знаком великим, явленным для нас на небе.

Все мы – паломники веры на пути к вечности. На нашем пути Бог тоже расставляет знаки. Такими знаками для нас являются Божии заповеди – Декалог. Таким знаком является Иисус Христос. Кто наследует Его, тот на добром пути. Таким знаком является и Пресвятая Богородица. Она прошла уже свой путь и достигла цели. Воспринятая в небесную славу Богородица остается для нас великим знаком на небе, указывающим путь.

Ты спрашиваешь, как тебе распорядиться своей жизнью? Смотри на Марию. Ты спрашиваешь, как прожить подлинно прекрасную жизнь? Смотри на Марию. Ты спрашиваешь, как жить разумно? Смотри на Марию. Ты спрашиваешь, как быть добрым христианином? Смотри на Марию. Ты спрашиваешь, что значит жить Евангелием? Смотри на Марию. Ты спрашиваешь, как в своей жизни подражать Христу? Смотри на Марию. Ты спрашиваешь, что значит жизнь в Святом Духе? Смотри на Марию. Ты спрашиваешь, куда ведет тебя земной путь? Смотри на Марию. Смотри на «знамение великое». Сияют звезды в Ее венце, они освещают твой путь.

Мария, «великое знамение на небе», дает тебе восемь наставлений:

1. Доверься Богу!

В сцене Благовещения через Архангела Гавриила Бог возвещает Марии о чем-то невиданном, непостижимом: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына» (Лк 1, 31).

Каким потрясением должна была стать эта весть для Марии. Она была крайне удивлена, однако доверилась Богу.

А потом не понимала своего Сына. Двенадцати лет от роду Он остался в Храме. Ни слова не сказал о том, что остается. Встревоженная и обеспокоенная, Мария не могла всего этого постичь, понять. Но доверилась Богу, несмотря ни на что.

Потом страдания, крест и смерть. Она не понимала этого. Но доверилась Богу. Папа Иоанн Павел II пишет, что Мария шла «долиной смертной тени». Но Она доверилась Богу, подобно праотцу Аврааму, когда Всевышний приказал ему пожертвовать своим единственным сыном.

Смотри на Марию, «знамение великое на небе», и доверься Богу! Он Господь твоей жизни! Стремись только исполнить волю Его!

2. Включись в дела Христа!

Святой апостол Павел сказал: «Для меня жизнь – Христос» (Флп 1, 21). Ты хорошо сказал, брат Павел! Но Мария имела больше прав на эти слова. Никто не жил Христом столь совершенно, как Мария, даже ты, Павел, апостол народов! Вся жизнь Марии была для Христа. Она была вовлечена в дела Христа!

Смотри на Марию, «знамение великое на небе», и включись в дела Христа!

К какому приходу ты принадлежишь? Быть может, ты нужен там сейчас!

В твоем селе уже все люди пришли к Иисусу Христу? В твоем городе уже все покорились Господу? Все ли уже слышали о Нем? Всем ли проповедано было Евангелие? Что ты делаешь для того, чтобы привести их к Богу? Ты нужен Христу там, где тебе довелось жить. Священник там не заменит тебя. Иисус Христос посылает именно тебя. Быть может, ты спишь? Пробудись! Ты нужен Господу! Необходимо всем возвестить о Нем и свидетельствовать о Нем!

3. Изучай Священное Писание! 

Смотри на Марию, «знамение великое на небе»!

Она каждый день говорила с Иисусом. Молилась с Ним. Читала Священное Писание.

Дважды Евангелистами запечатлено свидетельство о том, что она размышляла над словами Писания в Своем сердце (Лк 2, 19; Лк 2, 51). Изучай Священное Писание. Читай Священное Писание. Размышляй в своем сердце о Слове Божием. Через него Бог говорит Тебе. Слушай глас Его. Христианин живет Словом Божиим.

Разговаривай о Священном Писании со своими друзьями.

Будь малым проповедником Иисуса Христа. Некому благовествовать о Христе. Посему Бог посылает тебя!

Совместно читайте Священное Писание в кругу семьи. Читайте и размышляйте о нем. И молитесь сердцем, как Дух Святой подсказывает вам.

Мария также молилась словами Библии.

4. Живи верой!

Смотри на Марию, «знамение великое на небе»!

Она с верой приняла Слово Божие, принесенное Ангелом. По вере зачала от Духа Святого предвечное Слово. Прежде зачала верою, а не телом («primus mente quam vetre», как говорил св. Августин). Она жила верой, хотя было много трудностей на Ее собственном пути веры. Подумайте: Она смотрела на Христа, умирающего на кресте в ужасных страданиях. А это был Ее Сын и Сын Божий! Какими чувствами наполнялось Ее сердце, когда Она стояла под крестом? Она хранила веру и тогда, когда поколебалась вера апостолов! Некоторые Отцы Церкви писали, что, когда умирал Христос, только в сердце Марии сохранилась вера в Него. Вера Церкви уцелела в сердце одной Женщины.

Вера у многих народов истреблялась десятилетиями преступного и бесчеловечного воинствующего безбожия. Возродить веру в Бога – вот сегодня важнейшая задача.

Экономическая разруха – страшное наследие коммунизма. Но не самое страшное. Страшнее всего то, что человек был уничтожен изнутри: выжжен, выхолощен и лишен всяческой надежды. Он был подвергнут различным формам манипуляции, направленным на подавление духовности. Самый важный труд, который мы должны совершить сегодня – это восстановить человека. Но как это сделать без веры, без надежды?..

Вера многих людей такова, будто ее и нет вовсе. Это – номинальные христиане. Господи, умножь в нас веру!

5. Отвечай Богу послушанием и верностью!

Смотри на Марию, «знамение великое на небе»!

Бог обращает к Ней такие слова: «Вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, …». И Мария отвечает Ему послушанием: FIAT! «Да будет Мне по слову твоему!» (Лк 1, 38).

И Она не изменила своего «ДА!» никогда.

Кто верой принимает Слово Божие, отвечает послушанием. Верным послушанием.

Тысячи, сотни тысяч людей отдали жизнь за свою веру. За нее умирали и католики, и православные, и евангелисты разных общин: баптисты, пятидесятники, лютеране… Объединило нас исполнение свидетельства крови, пролитой за Христа.

Многие люди героически перевозили в Советский Союз Библию. Они страдали за это, но считали, что именно так должны служить Богу.

Господь истории изменил наш мир. Наступила свобода. Но мы не умеем ею пользоваться.

Надежда наша – в послушании Богу и верности Ему!

Живя во вражде с Богом, мы не в состоянии возвести своего дома, возродить опустошенного и разрушенного человека.

Промысел Божий пришел к нам на помощь. Он возжег среди нас светильник, имя которому – Иоанн Павел II. Читай его рецепты против наших болезней и размышляй над ними. До сих пор никто не изобрел ничего лучшего, чем программа цивилизации любви. Собирайтесь в группы для того, чтобы совместно размышлять над ней.

6. Призывай Святого Духа!

Смотри на Марию, «знамение великое на небе»!

Она – духовный человек в глубочайшем значении этого слова, ибо исполнилась Духом Святым и была преображена Им. В Ней обитает Святой Дух, а Предание красиво и метко называет Ее Возлюбленной Святого Духа.

Что же хорошего мы можем совершить без Святого Духа?! Буквально ничего. Нам необходим Святой Дух, мы жаждем его, как потрескавшаяся от засухи земля.

Без Святого Духа мы не можем исповедать Иисуса Господом.
У Господа нашего Иисуса Христа я научился действенной молитве о Святом Духе. Научу и вас, потому что она очень простая и короткая:
«Добрый Отче, во имя Иисуса дай мне Святого Духа!»

Иисус Христос убедил нас, что Бог Отец не отказывает, если просим во имя Его, то есть во имя «Иисуса». Спаситель уверил нас также, что такая молитва непременно будет действенной, если будем просить о Святом Духе. Основанием этой молитвы является благость Отца, но также и посредничество Христа, и действие Святого Духа, Который заступается за нас согласно с Божией волей. Ведь мы не умеем правильно молиться. И поэтому сто раз в день и даже больше будем повторять: «Добрый Отче, во имя Иисуса дай мне Святого Духа!». Такой молитвы наш добрый Отец на небе не может не выслушать. И будем просить, несмотря на то что мы уже получили Духа. Ведь мы желаем вновь и вновь наполняться Его живительной силой.

7. Молись по-библейски!

Смотри на Марию, «знамение великое на небе»!

Нам мало известно о том, как молилась Пресвятая Богородица. Однако мы знаем нечто очень важное об этой молитве, потому что у нас есть ее конкретный текст, а именно песнь «Magnificat». Ведь это молитва. Что в ней трогает? Во-первых, Матерь Божия ничего у Бога не просит, только прославляет Его, возвеличивает Его милосердие (Милость Его из рода в род…), величие Его благодати и свою малость. Дорогие братья и сестры, обратите внимание, что мы постоянно о чем-то просим. Просим, просим и просим. Очень редко благодарим, а еще реже прославляем. Немедленно же встанем и пойдем в школу молитвы, где наставница – Пресвятая Матерь! Во-вторых, молитва Марии «Magnificat» – это библейская молитва. Она состоит из текстов Священного Писания. Это – прекрасный букет библейских текстов. Эта молитва показывает нам, что Мария знала Священное Писание, многие тексты помнила наизусть, носила их в Своем сердце и, когда молилась, слова Священного Писания струились из Ее сердца. Что ж, это для нас хороший урок. Какая программа работы над молитвой для нас!

Матерь Божия, прими нас в Свою школу молитвы. На ускоренный курс. Нам очень нужна Твоя школа молитвы.

8. Помогай странникам и созидай цивилизацию любви

Смотри на Марию, «знамение великое на небе»!

Она была эмигранткой. Чтобы спасти жизнь маленького Иисуса, Она бежала в Египет и была вынуждена была стать эмигранткой. Пришлось Ей жить среди чужих, в чужой стране. Ей было хорошо известна доля изгнанников и жизнь среди чужого народа.

Как жаль, что в Розарии нет воспоминаний этих событий из жизни Иисуса, Марии и Иосифа!

Братья и сестры! В вашей стране судьбой многих было изгнание, ссылка, переселение и смешение народов.

Зная горький вкус судьбы изгнанника или переселенца, будьте к таким людям доброжелательны, пусть ваши отношения будут наполнены сочувствием и пониманием. Помогайте друг другу так, как вы бы были готовы помочь Марии и Иосифу, которые бежали с маленьким Иисусом в Египет.

Смотрите на Марию, «знамение великое на небе»!

Она жила любовью. Непорочная Дева и Мать милосердия далека была от чувства ненависти и враждебности к кому бы то ни было. Подвергаясь обидам, Она никого не обижала. Мы призываем Ее, как лучшую Матерь всех. Мы знаем, что у Нее для каждого открыто сердце. Как же могло быть иначе? Иисус Христос, Властелин Любви, провозглашает безграничную любовь и милосердие Отца… так что как могло быть иначе с Матерью Иисуса Христа?

Современный мир, в том числе правительства государств и средства массовой информации, по большей части не сосредотачиваются на таких категориях. С одной стороны, они пропагандируют в качестве ценности возможность больше «иметь», чем «быть»: успех, власть, удовольствие, славу. С другой стороны, они пропагандируют цивилизацию смерти: аборты – убийство еще не рожденных детей, а также убийство пожилых и больных людей в определенных ситуациях, эвфемистически названное эвтаназией…

Иоанн Павел II напоминает нам евангельское учение: решительное «Нет!» цивилизации смерти; решительное «Да!» программе цивилизации любви и жизни.

Дорогие братья и сестры во Христе! Когда православные и католики говорят о Богородице, то чаще всего вспоминают Ее как свою Матерь и возносят к Ней свои молитвы. Неустанные моления, обращенные к Божией Матери, основываются на вере, что материнское заступничество может все испросить у Сына. Папа Иоанн Павел II, а до него – Папа Павел VI, а еще перед ними – II Ватиканский собор напоминают, что Пресвятая Богородица – не только наша Матерь, но и наша Наставница: Mater et Magistra. Иоанн Павел II призывает нас записываться в школу Марии, дабы учиться у Нее. Именно это мы делали в наших сегодняшних размышлениях о Марии, «знамении великом на небе». Она была Первой Христианкой. Прекрасно и совершенно прошла Она путь ученика Христа.

Пресвятая Матерь, Наставница наша, соделай нас старательными и способными учениками в Твоей школе!

Целестин Напюрковский OFMConv

Одесские богословские чтения. 
Выпуск первый, 
2006 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.