• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Францисканская мистика: созерцание истории спасения

Основой и центром жизни св. Франциска, без чего личность Святого была бы совсем непонятна, является мистический опыт Бога. Надлежит подчеркнуть, что для духовного мира св. Франциска не нет никакой преграды для благодати. Проявлением такой позиции служат два стиля языка в Писаниях св. Франциска, а именно: первый – это обычная разговорная речь, излагающая ход мыслей и советы; и второй – торжественный и поэтический язык – на вершине мистического опыта.

В христианской мистике необходимо выделить францисканское направление. У Франциска нет какой-то абстрактной мистики или же мистики природы, которая не затрагивает Христа. Эта мистика всегда связана с библейским Откровением, особенно, если это касается Личности Иисуса Христа.

Иисус Христос явил Бога в Совей собственной Ипостаси (Личности). В Его словах и действиях мы видим дело рук Божьих. Размышляя о человеческой природе Христа, мы можем говорить о Бога, Которого Франциск наделяет различными именами: Свет, Любовь, Благо. Так исполняются слова Спасителя: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14, 9).

Франциск переживал минуты полного погружения в молитву, однако он оставался самим собою, даже если его чувства были проникнуты присутствием Бога. Подобный опыт приобретал у Франциска различные формы. Наивысшая степень экстаза способствовала исчезновению чувства пространства и времени так, что Святой не замечал окружающий мир. Молитва, которую он часто повторял, служила выражением счастья, которое Святой познал как противоположность вечности: «Да поглотит, молю Тебя, Господи, пламенная и сладостная сила любви Твоей душу мою от всего, что есть под небом, чтобы я умер от любви к любви Твоей, как Ты изволили умереть ради любви к любви моей» (молитва „Absorbeat”).

Если Франциска наполняло ощущение присутствия Бога, он называл это состояние «сладостью». Это слово, которое, по-видимому, было заимствовано из французской любовной лирики, употребляется в проведенной выше молитве, а также в Завещании, где сказано о встрече прокаженным. Речь идет о почти чувственном вкушении присутствия Божия.

Схоласты этимологически возводили название дара премудрости – “sapientia” – не от глагола “sapere” (понимать), а от слова “saper” – вкус. Очевидно, это относится и к мистическим переживаниям.

Мистика – это способность к установлению связи с глубочайшими тайнами вселенной и открытие следов этих тайн в обычной повседневной жизни.

Необходимо помнить о некоторой разнице между мистикой францисканской и другими мистическими течениями в христианстве. Мистический опыт Франциска никогда не терял связи с Воплощенным Словом. Это можно было назвать мистически-сакральным опытом. Францисканская мистика связана с созерцанием истории спасения, она вырастает из нее, находясь при этом в поисках видимого, осязаемого выражения любви Бога к людям – творение, история, таинства, Церковь.

Жемчужина английской мистики XIV века – труд неизвестного автора под названием «Облако неведения» – также взывает к живому ответу на Божию любовь. Однако эта книга отходит от францисканской мистики, ибо в ней сказано: «Ты должен положить облако забвения между собою и всею тварью», Франциск же восклицал: «Бог мой и все!»

Франциск не был равнодушен к тварному миру, однако он был человеком, обращенным к миру и только в свете концепции понимания Бога как Творца можно надлежащим образом понять отношение Святого к природе, его мистику природы. Она являет собой книгу и знамения величия и благости (доброты) Бога.

Франциск прославил Бога за Его милость, однако он не отделял благо от Самого Бога. Бог Сам по Себе является Благом. Этот аспект святой Франциск часто подчеркивает в молитве. В присутствии милости Божией его сердце преображается в милость, наполняя его счастьем и миром. Милость Божия явила себя в истории и постоянно себя являет: Бог является Творцом, Искупителем, Освящающим, Спасителем. Поэтому францисканская мистика является также и созерцанием Бога, Который идет навстречу к человеку, и проявления Его имлости доброты в истории спасения.

Эта милость излучается в жизни Спасителя. Отсюда – благоговейное почитание Франциском тайн Воплощения, Страстей Христовых, Воскресения Христова и Его Вознесения.

С момента встречи с Распятым Христом в церкви Святого Дамиана Франциск изнутри отмечен Страстями Христовыми и его молитва концентрируется вокруг Креста и закланного Агнца. Конечно же, связь Франциска с Христом является связью с Богом, Который есть «Все во всем». Однако Святой не проходит мимо пути достижения Бога путем размышления о человеческой природе Христа.

В Писаниях св. Франциска есть места, где в кратких выражениях скрыт основной мистический опыт. В «Послании всем клирикам о почитании Тела Господня» находятся также слова: «Ничего, воистину, мы не имеем и не видим телесными очами в этом мире, кроме как Тело Его и Кровь, имена и слова, какими мы сотворены и искуплены от смерти к жизни». Практически то же самое сказано в Завещании, в котором Франциск говорит, что желает узреть Сына Божия в каждом, кто есть членом Церкви, в слове и таинстве, в ее институте и событиях.

С этой мыслью связаны слова, которое приводятся в «Наставлениях», которые мы приводим ниже полностью по причине важности, поскольку речь идет о главном опыте св. Франциска:

«Господь наш Иисус Христос сказал ученикам Своим: “Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его”. Филипп сказал Ему: “Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас”. Иисус сказал ему: “Столько времени Я с вами и ты не знаешь Меня? Филипп, видейший Меня видел Отца Моего”.

Отец обитает в свете неприступном, и Дух есть Бог, и Бога не видел никто никогда. Не иначе как в Духе возможно видеть Его, ибо Он Дух, подающий жизнь; плоть же не опльзует нимало. Но и Сына, в том, в чем Он равночестен Отцу, невожможно увидеть иным образом, чем как Духа Святого.

Потому все, кто видели Господа Иисуса в Его человечестве, но не увидели и не уверовали в Духе и Божестве, что Он истинный Сын Божий, прокляты. Так и ныне: все те, кто видят Святые Тайны, освящаемые словами Господа на алтаре, в руках иерея, под образом Хлеба и Вина и не видят, не веруют в духе и божестве, что сие есть воистину пресвятое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, – они тоже прокляты, ибо Сам Всевышний свидетельствует об этом, когда говорит: “Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя нового завета [изливаемая за многих]”, и еще: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную”.

Посему-то Дух Господень, обитающий в верных Своих, и принимает пресвятое Тело и Кровь Господа. Все же иные, не причастные сему Духу и мнящие, будто принимают пресвятое Тело и Кровь Христову, едят и пьют осуждение себе. Потому: “Сыны мужей! Доколе будете жестокосердны?” Почему не познаете истины и не уверуете в Сына Божия?

Вот, на всякий день Он умаляет Себя, как некогда с царского престола снизшел в утробу Девы; каждый день Он Сам приходит к нам в смирении, каждый день из лона Отчего нисходит Он на алтарь, в руки иерея. И как святым апостолам Себя явил Он в истинной плоти, так и ныне Он являет Себя в освященном Хлебе. И как те плоткими глазами своими видели только плоть Его, но, созерцая духовными очами, веровали, что с ними Сам Господь Бог, так и мы, видя телесными глазами Хлеб и Вино, должны видеть и твердо веровать, что сие есть Пресвятое Тело Его и Кровь, живая и истинная.

И таким образом Господь вечно пребывает с верными своими, как Сам сказал: “Се, Я с вами до сконачания века”» (Наст 1).

Это Наставление содержит все ключевые понятия, которые находятся в центре мистического опыта Франциска: Бог, Иисус Христос, Слово и Таинство.

Источник: Энгер В. Курс францисканской духовности / В. Энгер, Л. Леманн, А. Ротцеттер. – Киев: Християнське Слово, 2001.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.