• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

“Болен ли кто из вас…”

Болезнь мы считаем временем неприятностей или даже поражения. Нужно учиться у Христа правильному взгляду на болезнь…

Сам Иисус сказал: «Я был болен, и вы посетили Меня» (Мф 25, 36). Этим Он отождествляет больного человека с Собой. Каждая встреча с больным и страдающим является встречей с Христом. И она важна не только для больного, но и для нас. Такая встреча – иногда весьма трудная – обогащает того, кто хочет оказать поддержку, а не только принимающего ее. Это дает нам возможность проявить нашу любовь, а тем самым усовершенствовать наше сердце. Иисус Христос как никто другой знает, как трудно отдать себя в полное распоряжение Небесному Отцу, Который совершенствует наши сердца через страдание. Ведь нам всегда кажется, что это мы, собственными силами, должны любить Бога и ближнего, что любовь – это наше дело, и поэтому, когда у нас не хватает сил, мы оцениваем наши дни как никчемное, зря потерянное время. Болезнь мы считаем временем неприятностей или даже поражения. Забываем о том, что любовь заключается в открытости действию Бога в глубине нашего сердца, что в отношениях с Богом в любви мы больше получаем, чем отдаем. Мы же хотим скорее давать, чем брать, предпочитаем работать и помогать другим, а не страдать и ждать помощи. Нужно учиться у Христа правильному взгляду на болезнь – нашу или наших близких. Мы должны открыть глаза и увидеть ценность дней страдания, пережитого с Иисусом Страдающим и Распятым.

Больной человек становится беспомощным. Еще несколько дней назад он работал, занимался разными делами, что-то организовывал, помогал, а теперь лежит в постели, зависит от других, от того, принесут ли ему что-нибудь поесть, вымоют ли голову, уберут ли в комнате, сходят ли в магазин, захотят ли с ним поговорить, польют ли цветы, сходят ли погулять с его собакой. Когда мы лежим в постели, каждый человек, который нам помогает, смотрит на нас сверху вниз, подсознательно принимая позицию превосходства, становится советчиком, который знает лучше и может решать, что больной должен есть и даже о чем разговаривать.

Навестить больного – значит немного облегчить его безрадостное положение: сделать необходимые домашние дела, поговорить о том, что для него важно. Навещать больного не означает обращаться с ним как с человеком, лишенным собственной воли и желаний, а как раз наоборот – позволить ему решать свои вопросы самому, насколько это возможно, воздерживаясь от проявления своего превосходства, связанного с тем, что мы – здоровые. Навещая больного, который лежит в больничной палате, необходимо ему помочь во многих вещах. Нужно чувствовать ситуацию, чтобы наша помощь не оказалась дополнительной нагрузкой, связанной с тем, что ему придется и нам уделить внимание. Посещение больного в больнице требует от нас такта, поскольку наш больной, чаще всего, в палате находится не один. Если мы не можем прийти к больному, можно ему позвонить или написать письмо, показывая таким образом, что мы о нем помним. Хорошо было бы узнать, хочет ли больной с кем-либо видеться, а не появляться к нему совершенно неожиданно. Иногда больные люди устают от большого количества посетителей, а иногда – от одиночества и редкого общения.

В Ветхом Завете целая книга посвящена больному человеку: Иов – сильный и состоятельный, глава рода – неожиданно оказался в совершенно безрадостной ситуации, и, вдобавок ко всему, друзья убеждали его, что в этом его вина. Такой способ разговора с больным – не самый удачный. Однако нужно признать, что друзья Иова были с ним рядом в трудные минуты, обсуждали с ним его насущные проблемы, и это общение помогло ему обдумать то, что являлось для него самым важным.

Больных людей вокруг нас очень много. Куда ни посмотри – везде кто-то страдает. Мы можем не только служить им, но и молиться за наших больных, чтобы Бог дал им силу, необходимую для несения креста, и, если это согласно с Его волей, вернул им здоровье. Когда Иисус проходил по Палестине, больные «бросались и теснились к Нему» в надежде на исцеление. Получив благодать, они уходили радостные. Иисус учит нас тому, чтобы с нашими страданиями и слабостями мы приходили к Нему. Он ясно сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк 5, 31). К Иисусу приводили и приносили страдающих от различных болезней. Он необыкновенно разносторонний врачеватель. Исцелял и до сих пор исцеляет все недомогания тела и души. Не направляет на операцию, не выписывает таблетки или минеральную воду, не советует сделать ингаляции или пройти длительную терапию. От Него человек выходит другим, нежели пришел. Иисус лечит одержимых, припадочных и парализованных. Среди нас тоже много одержимых: например, материализмом, алкоголизмом, наркоманией, карьерой, чувственными наслаждениями. Много и таких, которые находятся в постоянном движении и ни на минуту не могут остановиться и внимательно вслушаться в слово Христа о жизни; таких, которые постоянно охвачены страхом не достичь желаемого или потерять то, чего уже достигли. И «лунатиков» тоже много. Луна с незапамятных времен считалась символом непостоянства, знаком непрестанных перемен. Я имею в виду тех, которые не знают, чего хотят, и поэтому постоянно меняют свои решения, которые сто раз говорят: «начинаю», и сто раз оставляют незаконченным то, что начали. Среди нас есть и «расслабленные» – беспомощные, ленивые в делании добра. Может быть потому, что в их жизни надежды часто не оправдывались, и они разочаровались во всем, отошли в сторону и оттуда обвиняют всех и вся и отравляют жизнь окружающим.

Если мы, к несчастью, заболели какой-либо из этих болезней или если ею заболели те, кто нам дорог, нужно послушать, что написал святой Матфей в Евангелии: «И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф 4, 24). Никто из нас не должен так страдать. Каждый имеет возможность освободиться от своей болезни через веру в Иисуса Христа. Нужно воспользоваться этой возможностью и всегда благодарить за нее Бога. 

Человек может двумя способами пытаться справиться с болезнью: с помощью природы и благодати. Под понятием «природа» я имею в виду ум, знание, медицину, технику. Благодать же связана с обращением непосредственно к Богу, через веру, молитву и таинства. И те, и другие средства исходят от Бога, поскольку гениальность человека тоже дается ему Богом. К сожалению, часто люди ищут третий путь: обращаются к магии, к методам, где акцент делается на предположительно существующие тайные силы человека, которые не опираются ни на знание, ни на веру. Как будто человек может что-либо сделать независимо от Бога, без Его ведома или даже против Его воли. Иисус говорил, что злых духов можно изгнать постом и молитвой. Для этого не надо обманывать людей.

Исцеление, которое происходит от Духа Христова, не ограничивается болезнью тела, но охватывает всего человека, особенно его душу. Поэтому в исцелениях, осуществляемых в евангельском духе, есть элементы и жесты покаяния, примирения, прощения. Они становятся главными чудесами, и часто тот, кто почувствовал их действие на себе, вообще забывает, что пришел избавиться от заболевания, или вдруг начинает понимать, что полученное им в этот момент неизмеримо важнее.

Есть также простой путь, доступный всем. Больные люди могут, благодаря Церкви, встретить Христа, Который проходит, «исцеляя всех» (Деян 10, 38). Это путь таинств. Евангелие говорит о женщине, получившей исцеление, лишь коснувшись края одежды Иисуса. В Евхаристии каждый может не только коснуться края Его одежды, но и принять всё Его Тело и всю Его Кровь. В Лурде больше всего исцелений происходит во время благословения больных Пресвятыми Дарами.

Мы знаем также, что есть одно таинство, специально предназначенное для больных. О нем читаем в Священном Писании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 14-15). Это таинство называется елеопомазанием больных.

Необходимо ответить для себя еще на один вопрос: а если, несмотря ни на что, человек не вернется к здоровой жизни? Как это воспринимать? Это значит, что у него слишком мало веры или что Бог его не любит? Если принять оставшуюся, не исчезнувшую болезнь как знак того, что у данного человека нет веры или что Бог его не любит, то мы придем к утверждению, что у святых была мизерная вера и они были меньше всех остальных любимы Богом, поскольку некоторые святые всю жизнь были прикованы к постели (современные врачи считают, что святой Франциск Ассизский к моменту смерти имел как минимум десять серьезных заболеваний). Но нет, ответ другой. Сила Божья проявляется по-разному – уничтожая зло, исцеляя физическое состояние, но также через дарование силы, а иногда даже и радости несения креста вместе с Христом. Иисус искупил и страдание, и смерть. Смерть уже не является знаком греха, участия в вине Адама, но орудием искупления.

Бог показал, что может из людей соделать святых, оставляя их иногда бороться со своими человеческими страхами и неврозами. «Он понес наши болезни» (Ис 53, 4) и этим освятил их. Святой Павел в этом убежден, поэтому восклицает: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами (…), ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12, 9-10). «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим 8, 28), в том числе несчастья и болезни.

Святой Франциск никогда не имел отменного здоровья, в последние годы жизни его атаковала одна болезнь за другой, и, в конечном итоге, он слег, не будучи в состоянии двигаться, что привело к преждевременной смерти. Он умер в возрасте около 45 лет. Ассизский Бедняк всегда был болезненным. В 1213-14 гг., когда он собирался отправиться в Испанию, а оттуда в Марокко, «Господь лично противостал ему, и, наслав на него тяжкую болезнь, чтобы он не мог идти дальше, отозвал его с начатого пути». Кроме того, «многие годы страдал святой Франциск от болезней печени, поджелудочной железы и желудка» («Цветочки св. Франциска», 98). Стигматы, которые появились у св. Франциска в 1224 г., заметно усилили его боли: «И хотя пресвятые раны, что воспринял он от Христа, доставляли сердцу его величайшую радость, но плоти его и телесным чувствам приносили боль непереносимую. Вынужденный необходимостью, избрал он брата Льва, самого чистого и простого из всех, открыв ему всё и дозволив святые эти раны увидеть, и осязать, и обвязывать платками, чтобы уняли боль и впитали кровь, что из упомянутых ран текла и сочилась. Платки же эти во время болезни давал он менять часто, каждый день, кроме как от вечера четверга до утра субботы: ибо в эти часы желал он, чтобы никакое человеческое лекарства или целение не унимало боли Страстей Христовых, какую носил он в теле своем; в эти часы наш Господь и Спаситель Иисус Христос был нами взят, распят, и умерщвлен, и погребен».

В первом житии святого Франциска, написанном Фомой Челанским, читаем: «Напала на него жесточайшая болезнь глаз, и умножилось к нему милосердие Божие. Болезнь эта усиливалась со дня на день и постоянно возрастала, поэтому брат Илия (…) приказал ему наконец, чтобы он не отверг лечение, но принял его во имя Сына Божия».

И епископ Уголино, «зная, что святой всегда сурово обходился со своим телом, и особенно заметив, что, даже теряя зрение, он отказывается принимать какое-либо лечение, с великой любовью и терпением наставлял его: Брат, ты поступаешь безрассудно, отказываясь принимать лечение, ведь и для братьев, и для людей из мира, и для всей Церкви твоя жизнь и твое здоровье весьма полезны. А поскольку ты всегда действовал по великой любви в отношении твоих слабых братьев и всегда был к ним добр и милосерден, негоже, чтобы ты был так суров к себе самому, так явственно нуждаясь в помощи, поэтому приказываю тебе искать какое-нибудь лекарство» («Зерцало справедливости», 91).

С течением времени Франциск в такой степени стал воспринимать болезни как выражение великой доброты Бога, что написал: «И прошу я больного брата, чтобы он за все воздавал хвалу Творцу и сам желал бы быть в том состоянии, в каком хочет его видеть Господь – больным или здоровым, поскольку всех, кого Господь предназначает к жизни вечной, Он гонит жалом бичей и болезней и язвами духа, как сказано в Апокалипсисе: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр 3, 19)».

Святой Франциск во всех своих болезнях не терял душевного спокойствия, его радость, благодаря которой он так прославился, оставалась неизменной, и он смиренно принимал болезни, даже если они не позволяли ему исполнить того, чего он желал; его лицо всегда было озарено улыбкой, хотя иногда, будучи человеком очень чувствительным, выражал он сочувствие к самому себе. Франциск принимал болезни и страдания как выражение благости Бога и называл их сестрами; благодарил Бога за страдания; не желал облегчать лекарствами остроту страданий и болей; уступив настояниям, согласился на лечение; в страданиях пел хвалы Господу – во время самых сильных болей написал «Песнь Брата Солнца»; когда врач сообщил ему, что вскоре он умрет, Франциск сказал: «Пусть придет сестра моя смерть» («Зерцало справедливости», 122).

Ассизский святой своим умиротворением и радостью во время болезни напоминает нам, что совершенно нормальным является то, что иногда в нашей жизни нужно страдать по причине болезней; что прекрасно благодарить Бога, не только когда Он одаривает нас радостью, но также и тогда, когда Он допускает болезни; что истинным христианином и братом меньшим является тот, кто видит в смерти сестру и принимает ее, если и не в радости и с пением на устах, то хотя бы со смиренным покоем в душе.

Господи Иисусе, открой наши глаза и сердца, чтобы мы видели больных людей, которые рядом с нами, и умели помочь тем, кто за ними ухаживает.

Часто мы действительно не можем ничего сделать – то есть «ничего» в человеческом понимании, но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18, 27). Бог на всё это смотрит иначе, чем человек, и только Он знает, какой смысл имеют события, зачастую для нас непонятные. Тогда остается еще один милосердный поступок: молитва. Молиться можно за всех: за больных и здоровых, за наших родных, за детей, за тех, кого мы любим, и за тех, которых мы с большим трудом переносим. 

Церковь всегда представляет Богу во время литургии тысячи просьб, согласно воле Иисуса и словам св. Павла: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим 2, 1). Прошение – это евангельская обязанность. Молитва прошения и ходатайственная молитва совершенно необходимы, поскольку являются подтверждением нашего осознания того, что мы не самодостаточны и нуждаемся в помощи. 

С одной стороны, нужно полностью довериться Богу и предать себя Божьему провидению. Бог ни о чем не забудет, нет ничего, что было бы вне Его любви. Он желает нам только добра и лучше нас знает, что является для нас добром. Тем не менее, мы должны просить Его о том, что нам кажется добром, в котором мы нуждаемся. Такая молитва, как утверждает Иисус Христос, бывает услышана. Но когда мы считаем, что наша молитва неэффективна, мы должны в вере убедить себя, что она принесла другой, не известный нам, результат, и сказать себе то же, что сказали друзья апостола Павла в Кесарии: «Да будет воля Господня!» (Деян 21, 14).

о. Тадеуш Словинский OFM

Из статьи «Навещать больных и молиться о живых»
в журнале «Голос св. Франциска» (Вроцлав, Польша)

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.