• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Из истории францисканцев в Восточной Европе и Северной Азии (часть II)

Глава 2. Становление структур Ордена

Путешествия Джованни Плано Карпини и Гильома Рубрука в Восточные страны, динамичное развитие Ордена, быстрый рост числа монастырей в Центральной Европе, развитие торговых связей итальянского купечества на Восток – все это открыло францисканцам новые горизонты.

19 апреля 1258 г. Папа Александр IV специальной буллой предоставил братьям из Ордена Братьев Меньших, отправлявшимся проповедовать «в земли сарацин, русcов, армян, индиан, татар, венгров и других неверующих народов Востока» специальные привилегии. В частности, монахи могли основывать там свои обители, строить храмы и назначать их настоятелей. Рукоположение во священники они могли принимать от любого католического епископа, а в апостольской деятельности имели право общаться с инославными, совершать таинства крещения, исповеди и другие таинства, венчать и освобождать от церковных кар и т.д.

Прибывая в новые места и обосновываясь в них, францисканцы использовали опыт, приобретенный собратьями в Западной и Центральной Европе, и выработавшуюся в течение нескольких десятков лет «францисканскую тактику». В нее входили два основных элемента: инициативность монахов и помощь благодетелей.

Образование монастырских общин проходило в несколько этапов. Сначала в город прибывали братья-«первопроходцы», отправленные провинциальным министром или кустодом. Они начинали проповедовать, знакомя людей с Орденом св. Франциска и вступая в контакты с местным населением. Поскольку церковных структур Католической Церкви в Восточной Европе в то время еще не существовало, сам собой отпадал вопрос согласия правящего епископа на деятельность монахов-францисканцев и условий сотрудничества с ним (потому Александр IV и дал миссионерам такие широкие полномочия). В скором после прибытия времени «пионеры» приступали к созданию условий для основания монастыря и организованной пастырской деятельности.

Когда было подготовлено жилье (чаще всего – временное) или место под монастырь, в город прибывала группа монахов, возникала община. Следует отметить, что установление точной даты основания того или иного монастыря часто бывает проблематично. В большинстве случаев первоначальная документация на эту тему отсутствует (это относится и ко многим монастырям в Центральной и Западной Европе). Принято считать, что монастырь был основан, когда в городе обосновывались монахи, хотя обитали они во временных жилищах, и поначалу в общинах было малое количество братьев. Важным было создание пастырского центра с выходом в общество. Поэтому год прибытия францисканских монахов в данный город чаще всего принято считать датой основания монастыря.

Первой степенью межмонастырской организации в Ордене были кустодии. Они основывались в регионах, где планировалось основание новых монастырей. Центр кустодии объединял вокруг себя несколько обителей. Кустод принимал решение
об основании новых монастырей, имевших статус филиальных (дочерних), а также направлял туда для работы братьев.

Следующим этапом развития орденских структур были провинции, которые объединяли несколько кустодий в данной стране. На Генеральном капитуле, состоявшемся в 1239 г. в Риме, Орден был разделен на 32 провинции (1); чуть позже была основана еще одна провинция.

По инициативе св. Бонавентуры (избранного Генеральным Министром Ордена в 1256 г.), на одном из очередных Генеральных Капитулов Ордена было принято решение не основывать новых провинций без специального разрешения Апостольского Престола, а новые монастыри объединять в кустодии и викариаты.

Викариат в своих правах имел статус, подобный провинции. Викарий, руководивший этой орденской структурой, подчинялся непосредственно генеральному министру Ордена.

Самым древним на интересующей нас территории был Аквилонский викариат. Точная дата его основания неизвестна; первый документ, подтверждающий существование викариата, – письмо возглавлявшего Хазарскую (Крымскую) кустодию брата Владислава, написанное в Каффе (Феодосия) 10 апреля 1287 г. В письме упоминаются пять старейших и наиболее значимых францисканских обителях на Юго-Востоке Европы: Каффа (Феодосия), Сулгат (Старый Крым), Керквети (Бахчисарай), Викум (Вичина), Сарай (Сарай-Бату).

К началу XV века в состав двух кустодий викариата – Хазарской и Сарайской – входило около 20 монастырей, не считая дочерних обителей и подвижных миссий. Аквилонский викариат прекратил свое существование к 1475 г. в результате османских завоеваний.
В XIV-XV вв. в Восточной Европе и Северной Азии возникло еще 3 викариата францисканского ордена: Русский (Русская и Молдавская кустодии), Восточный (Константинопольская, Трапезундская и Табрисская кустодии) и Китайский (Китайская 
и Армалекская кустодии).

Русская кустодия и викариат

Русская кустодия была образована около 1260 г. и входила в состав Боснийского викариата. Монастыри этой кустодии располагались на территории современной Украины и Юго-восточной Польши. Как отмечает Антоний Карвацкий (один из крупных францисканских историков), в орденских архивах нет достоверных сведений относительно точной даты прибытия францисканцев на Русь, а информация на эту тему нередко бывает противоречива. «Наши старые схематизмы (2), а также сведения, касающиеся начала деятельности францисканцев на Руси, появившиеся несколькими веками позднее в монастырских актах, указывают на 1235 год, когда Папа Григорий IX якобы выслал двенадцать францисканцев из Праги на Русь, – пишет Карвацкий. – Из них Мартин, викарий Руси, и Иаков были приняты архиепископом Галицким Бернардом; но все дело в том, что в этом году ни архиепископства в Галиче (появившегося век спустя), ни Бернарда еще не было. Двое из тех братьев: Иаков Ласкара и Матфий Рос – направились в Пшемышль, и основались там. Остальные же восемь: о. Франциск Салеруть и о. Иоанн Гозда, еще четыре священника и два монаха отправились в Галич (но и первые двое на самом деле отправились туда же), где были приняты Коломаном (3) и Саломеей (4) (которых на самом деле уже 13 лет не было в Галиче), и пролили мученическую кровь от рук татар» (5).

Большинство францисканских историков связывает начало деятельности Ордена на Руси с монахами из Чехии и Польши. Однако А. Карвацкий оппонирует этому мнению, подчеркивая факт принадлежности Русской кустодии к Боснийскому викариату, в то время как чешские и польские монастыри входили в состав Саксонской провинции.

В связи с этим Карвацкий считает, что Русская кустодия в начале своего существования находилась в сфере влияния скорее венгерского, чем чешско-польского. В пользу этого аргумента может свидетельствовать историческая ситуация первой половины XIII в., когда Галицкая Русь и Волынь находились под сильным влиянием венгерской короны. Именно поэтому туда проникло католичество, а церковные структуры находились в ведении венгерских епископов.

Первая достоверная документация о Русской кустодии датируется началом XIV в. и свидетельствует о значительной активизации деятельности францисканцев (прежде всего, из Польши и Чехии) на Руси.

К 1344 г. Русская кустодия насчитывала 13 монастырей, в основном, на территории современной Украины: в Вичине (селение в дельте Дуная), Вилкове, Белгороде Днестровском, Хотиме, Снятыне, Коломые, Каменце Подольском, Галиче, Сомотриче (Скотрикс), Городке, Львове, Кременце, Черете (местность точно не идентифицирована).

В 1345 г. Русская кустодия была преобразована в викариат, состоящий из двух кустодий: Русской и Молдавской. Монастырские общины викариата были, в основном, немногочисленны, располагались они в городах и окормляли местное католическое население. Наиболее значительные монастыри располагались во Львове, Городке, Галиче, Коломые и Снятыне в Русской кустодии, а в Молдавской – в Вичине, Вилкове, и Белгороде Днестровском. Эти францисканские монастыри, вместе с доминиканскими, составляли основу латинской церковной организации на Руси. Неудивительно поэтому, что, когда в 1364 г. в Галиче было основано епископство, во главе его был поставлен францисканец – Христиан. Его преемником был епископ Бернард Иритский, которого в 1392 г. сменил блаж. Иаков Стрепа.

K 1370 г. многие из миссий были ликвидированы, а наиболее сильные (Галич и Львов, а к концу XIV в. также Городок и Каменец) стали полноправными конвентами. Это помогло частично разрешить проблемы, связанные с содержанием общин.

В 1430 г. Русский викариат потерял самостоятельность, будучи включен в качестве кустодии в состав Чешско-Польской провинции. Это объяснялось двумя причинами. Во-первых – малым количеством призваний в Орден среди местного населения. Во-вторых, не последнюю роль сыграли материальные проблемы, по причине которых в этих монастырях вынуждены были ввести обычай, противоречащий Уставу Ордена – обладать постоянной монастырской собственностью ради хотя бы минимальной финансовой стабильности.

Хазарская кустодия Аквилонского викариата

Хотя Хазарский каганат (6) перестал существовать в начале XI в., географический термин «Хазария» (или «Газария») использовался вплоть до XVI в. по отношению к Восточному Крыму. Поэтому и кустодия, объединявшая расположенные в Крыму обители, называлась Хазарской. Ее центр находился в Каффе (Феодосия), а монастыри располагались также в Сулгате (Старый Крым), Чембало (Балаклава), Солдайе (Судак), Карасу-Базаре (Белогорск), Керквети (Бахчисарай), Херсонесе и Иличе (Олешки, ныне – Цюрупинск). К сожалению, сведения о жизни Хазарской кустодии на сегодняшний день носят фрагментарный характер и не позволяют воссоздать ее полную историю.

Возникновение большей части монастырей в Крыму было связано с интенсивной торговой колонизацией Причерноморья, начавшейся в 60-е годы XIII в. В 1261 г. Генуя заключила с Византийским императором Михаилом VIII Палеологом Нимфейский договор, по которому получила право плавания и беспошлинной торговли на Черном море. В 1265 г. такие же права получили и венецианцы. В течение краткого времени в Крыму, Приазовье и на Кавказе возникло около 40 итальянских торговых факторий-колоний, основанных Генуей, Венецией и Пизой. Среди прибывавшего туда вместе с купцами духовенства немалую часть составляли монахи нищенствующих орденов – францисканцы и доминиканцы.

Крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье стала Каффа (совр. Феодосия), где генуэзцы обосновались в 60-е годы XIII в. В XIV в. здесь существовало 2 францисканских обители. Монастырь Св. Франциска, скорее всего, был центром кустодии; о втором монастыре – в честь Пресвятой Богородицы – известно, что располагался он в районе Базара. Кроме того, есть упоминания о филиальной (дочерней) обители в Копе (генуэзская колония на правом берегу Кубани).

Не ограничиваясь душепопечительством своих соотечественников, францисканцы занимались апостольской деятельностью и среди местного населения, причем небезуспешно. Например, в Бахчисарае землю под строительство монастыря Ордену пожертвовала крымская правительница Лайлак, которую в 1286 г. крестил бр. Владислав, кустод Хазарской кустодии, в присутствии еще одного францисканца – бр. Павла.

В XIV в. Апостольский Престол основал в Крыму несколько епископств: в частности, в Каффе, Солкате, Чембало, Солдайе. Многие из крымских епископов были францисканцами: Джероламо (Каффа, 1318-1325), Конрад (Каффа, 1358-1377), Николай (Чембало, ок. 1360-1364), Иеремия из Парапайоно (Чембало, 1364-1376), Иосиф (1376-1403), Александр (Каффа, 1387-1391); Бонифаций (Солдайя, 1393- 1400), Иоанн Саульский (Солкат, 1396-1398; Каффа, 1398-?), Иоанн Гринло (Солдайя, 1400-?), Доминик (Чембало, 1403-?), Гиффрид Чидала (Каффа, 1417-?), Людовик (Солдайя, первая половина XV в.).

Итальянские колонии в Крыму просуществовали до второй половины XV в. После падения Константинополя в 1453 г. фактории оказались отрезанными от своих метрополий – Генуи и Венеции – и постепенно завоевывались османами. В результате турецких завоеваний не только были уничтожены итальянские колонии, но и вытесняемое исламом христианство значительно ослабило свои позиции.

В 70-е годы XV в. Хазарская кустодия прекратила свое существование.

Николай Дубинин OFMConv

1 См. Bullarium Franciscanum, V, 579. 
2 Схематизмы – графические представления структуры Ордена в определенный период. 
3 Коломан – сын венгерского короля Андрея II, принявшего в 1206 г. титул короля Галицкого и Владимирского. В 1214 г., заняв Галич, Андрей объявил Коломана князем Галицкой Руси. 
4 Саломея (1211-1268) – польская княжна, жена Коломана. В 1245 г. стала затворницей в Ордене Кларисс. Причислена к лику блаженных Католической Церковью. 
5 A. Karwacki. Материалы по истории провинции и конвентов отцов францисканцев, 6. 
6 Хазарский каганат образовался в прикаспийских степях в первой трети VII в. До первой половины IX в. это раннефеодальное государство укреплялось и росло территориально, охватив все Предкавказье, низовья Волги и Дона, а также Крым. Однако к середине X в., в результате длительных арабо-хазарских войн, а также натиска кочевых орд венгров и печенегов, Хазария превратилась из могущественной державы в небольшое государственное образование, теснимое врагами со всех сторон. После разгрома хазар киевским князем Святославом в 965-969 гг., киевский князь Владимир овладел Хазарией в 985 г. и наложил на нее дань. В начале XI в. Хазарская держава перестала существовать: последнее летописное упоминание о Хазарском князе относиться к 1016 г.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.