• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

«Главная притягательная сила нашего монастыря – сам святой Антоний»


15 июля Монастырь Святого Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге отметил 20-летие канонического основания. Францисканцы – Братья Меньшие Конвентуальные появились в Санкт-Петербурге в петровские времена, однако их пребывание было достаточно кратким. Община в честь святого Антония Чудотворца была основана в 1996 году в доме №10 по 9-й Красноармейской улице, где раньше располагался цех по производству пластмассовых деталей. Ветхое здание разобрали, а по проекту итальянского архитектора Леонардо Бруджиотти был построен монастырский комплекс. В 2013 году митрополит Паоло Пецци освятил монастырский храм с алтарем-реликвией, подаренным Папской базиликой святого Антония в Падуе.
Об истории и сегодняшнем дне монастыря рассказывает его настоятель о. Николай Дубинин.


Что значит для Петербурга присутствие францисканской обители?
Петербург – город со своей спецификой. Он создавался как город открытый, европейский, очень разнообразный. Если смотреть с этой точки зрения, то францисканский монастырь – как и другие элементы культурного и религиозного разнообразия – может и не очень заметен в масштабах города, но важен. Это ещё один штришок, который придает Петербургу открытость, самобытность.
С точки зрения духовной, менее заметной и осязаемой, любой монастырь – это благословение для города. Община молится о жителях и этим поддерживает их. Это реальность, которую сложно передать: видимый элемент монашеской жизни связан с невидимым, духовным благословением для города. Есть такой стереотип – якобы смысл нашего существования заключается в том, чтобы призывать людей к бедности. На самом деле, бедность измеряется не только и не столько рваными сандалиями и босыми ногами. Она связана скорее с системой ценностей и духовной нищетой и не является целью сама по себе. Бедность – средство, чтобы жить по Евангелию. Это гораздо более важно и ценно. Франциск, путешествуя по Италии, и первые братья, которых он отправлял в разные стороны света, проповедовали жизнь по Евангелию. Девиз нашего ордена – «Мир и Добро», поэтому куда более важно для нас свидетельствовать об этих ценностях там, где мы находимся, и Петербург не исключение; приглашать людей к тому, чтобы эти ценности входили в нашу жизнь, и мы все ими делились. Ведь это удел не только монахов.

Как изменился монастырь за эти годы? Какие можно подвести итоги?
Те, кто видел монастырь в 90-е годы, конечно, не нуждается ни в каких комментариях. Мы заселились в полуразрушенное, ветхое промышленное здание. Сейчас это полноценный монастырь с небольшим, но классическим, настоящим храмом, с гостевыми комнатами, библиотекой, с закрытыми пространствами для монашеской общины. За это время в монастыре родилась и развивается общинная жизнь, посвященная Богу, францисканская харизма. Мы воспитываем молодых братьев, которые уже несут служение в России и в других странах. Это и есть главный успех. За это время мы пустили здесь корни. Нас знают как монастырь и в Петербурге, и в других регионах России. К нам приезжают на духовные упражнения, с паломничеством: в монастыре люди проводят несколько дней в тишине и молитве, есть возможность для духовного разговора с братьями. Всё это, как маленькие семена добра, которые рассеиваются повсюду и принесут свои плоды.

Кто приходит молиться в монастырь?
Петербург – один из самых многокультурных и многонациональных городов. Исторически сложилось так, что до революции католики были здесь второй по численности конфессией после православных. Сейчас в городе семь католических церквей, не считая нашего храма, это больше, чем в Москве. Прежде всего, к нам приходят те, кто чтит святого Антония Падуанского. Он один из самых известных и любимых святых, его почитают не только католики. Кто-то путешествовал по Европе, услышал о святом Антонии и потом, узнав, что в Петербурге есть такое место, приходит к нам. Кто-то услышал о францисканцах и пришел. Кто-то узнал, что святой Антоний помогает в поиске утраченного, не только вещей, но и духовных ценностей, и это его привело к нам. Святой Антоний помогает найти работу, выйти замуж, вырастить детей. 800 лет назад он вступил во Францисканский орден, прожил недолгую жизнь, но уже при жизни его считали чудотворцем. За века после его смерти произошло множество чудес по его заступничеству. Можно сказать, что главная притягательная сила нашего монастыря – это сам святой Антоний. Нам радостно, что помолиться к нам приходят не только католики. Мы открыты для всех. Приходят православные и те, кто только ищет веру. Они приходят, чтобы поговорить со святым Антонием.

Вы упомянули алтарь-реликвию. Расскажите, пожалуйста, о его истории.
В начале 2000-ых годов часовню святого Антония в Падуе, где почивали его мощи, нужно было закрыть на капитальный, достаточно длительный ремонт. Учитывая, что в Падуанскую базилику к святому Антонию в год приезжает не менее 5 миллионов паломников, руководство базилики решило не закрывать доступ к мощам. Родилась идея построить временную усыпальницу в форме алтаря. Внутри он пустой, накрыт мраморной крышкой. Постарались подобрать мрамор, максимально похожий на тот, из которого сделана постоянная часовня. В 2008 году состоялось очередное освидетельствование мощей. Затем их перенесли во временный алтарь. Когда реставрация закончилась, мощи вернули на место, для верующих открыли постоянную часовню, а алтарь освободился. У тогдашнего настоятели базилики, ныне почившего о. Энцо Пойаны родилась идея передать алтарь в дар какому-либо санктуарию, который будет строиться в честь святого Антония. Наш храм уже был построен, незадолго до этого состоялось паломничество мощей святого по России, во главе с о. Энцо, в нем участвовали наши братья. Мы попросили, чтобы алтарь передали нам. Было несколько вариантов, но по Божьему Провидению алтарь прибыл в Петербург. Мы ждали его долго: сделать алтарь было проще, чем решить все вопросы по документации. Но все проблемы были решены, также не без помощи святого Антония, и 8 сентября 2013 года наш храм был торжественно освящен уже с установленным алтарем.

Расскажите, пожалуйста, про традицию раздачи хлеба на Торжество святого Антония Падуанского 13 июня.
Это одна из традиций, связанных с почитанием святого Антония, и привившаяся также в нашем монастыре. Началась она при жизни святого и связана с одним из его чудес. В городе Падуе жила благочестивая женщина, которая часто слушала проповеди Антония и знала о его помощи в различных ситуациях. У неё утонул ребенок, и, когда его вытащили, она в ужасе побежала в последней надежде к святому и дала обет: если ребенок вернется к жизни, то она каждый день будет раздавать всем столько хлеба, сколько весил малыш. Видно, женщина была не самая бедная, потому что для такого обещания нужно было иметь определенные возможности. Антоний воскресил ребенка, и женщина исполнила свой обет. Потом среди почитателей святого родилась традиция, которая уже не была связана с конкретными обетами, но с благотворительностью в целом. Люди приносили хлеб в храмы, где почитали святого, потом этот хлеб раздавали нуждающимся. Эта традиция и по сей день живет во многих странах мира. Пару лет назад я был в Румынии. В одном храме, который даже не был посвящен святому, я увидел боковой алтарь со статуей Антония, и по утрам туда приносили хлеб. А потом его раздавали нуждающимся. Наша традиция более символична: каждый год мы освящаем и раздаем хлеб в праздник святого и приглашаем разделить его со своими близкими. Это очень простой и красноречивый символ того, что мы можем с открытым сердцем делиться даже незначительными вещами. Этот простой жест помогает нам быть добрее и внимательнее друг к другу. В этом году уже были не булочки, а хлеб, который мы пекли сами и с удовольствием делились им с людьми. Думаю, это не только запомнится как симпатичный момент и вкусный кусочек хлеба, но и поможет посеять в душу что-то евангельское, доброе.


Как проявилось заступничество святого Антония в годы развития монастыря?
Оно проявилось во всем. Во-первых, в том, что монастырь появился. Во-вторых, а это в нашей стране всегда нелегко, в том, как шел процесс государственной регистрации, реконструкции. Уверен, без заступничества святого Антония это было бы невозможно. Великих чудес, по которым можно было бы снимать художественные фильмы, может быть и не было. Но маленькие знаки от святого Антония, не всегда заметные, происходят практически каждый день. И это здорово!


Как монастырь пережил период пика пандемии?
В молитве и надежде. В стремлении, несмотря ни на что, быть близко к людям духовно, да и не только. У нас прекратился поток паломников, молящихся. Мы открыли ценность интернета и современных технологий, нам удалось наладить регулярную трансляцию богослужений. С нами молились люди из разных городов, часовых поясов, вплоть до Хабаровска и даже других стран. Это было молитвенным единством.
В плане более практическом мы решили не закрываться – я считаю это важным и по-евангельски, и по-францискански: выходить к людям, не устраивать закрытое гетто за большим забором, но быть с горожанами. Поэтому мы записались в добровольцы общероссийской акции «Мы вместе». У нас произошли определенные изменения в составе: нас стало меньше в Петербурге, надеюсь, временно. Поэтому наши силы пришлось немного иначе распределить, и лично я не смог систематически заниматься волонтерством, хотя аккредитацию получил. Но один из братьев у нас регулярно принимал заявки, помогал людям, большинство из которых, конечно, вовсе не католики. Вместе с другими волонтерами он развез несколько сотен подарков к празднику Победы, это очень порадовало людей. Для нас это тоже было серьезным укреплением, определенным уроком от старшего поколения. Мы старались поддерживать связь и с постоянными духовными друзьями нашего монастыря.


Есть ли у вас планы по развитию обители?
Будем смотреть, какие у Бога планы по развитию обители. Мы всё время молимся, чтобы Господь давал нам новые призвания. Это одно из главных измерений жизни монастыря. Как я уже говорил, в нашем монастыре проходят начальную монашескую подготовку молодые братья. Недалеко отсюда расположена семинария, где они получают богословское образование. Здесь же они усваивают основы монашеской жизни в общине. Сейчас в этом плане не самое «урожайное» время во всем мире, но мы не теряем надежды и молимся, чтобы Господь нам посылал новые призвания, людей, которые посвятят всю свою жизнь служению Богу и ближнему в нашем Ордене. Надеемся, что после того, как наша жизрь вернется в нормальное русло, мы продолжим открытое служение для всех людей в форме духовных упражнений, индивидуальных встреч, приема паломников. Будем и дальше стараться открывать двери нашего монастыря для тех, кому интересно познакомиться со святым Антонием. Наш Орден за 800 лет с лишним своего существования всегда был достаточно гибким и отзывчивым, а во многие периоды находился в авангарде. Поэтому будем смотреть, что Господь нам даст в качестве возможности или вызова. Будем стараться на это откликаться!

В XIV веке в Выборге францисканцы выпекали фирменный крендель. Насколько мне известно, вы возродили эту традицию в своем монастыре…
Самый большой след францисканцев на территории России, по крайней мере, который мне удалось обнаружить – в городе Выборге. Хотя наш Орден на сегодняшней территории России был с 1245 года, но истории полна всяких перипетий, так что где-то остались развалины, где-то лишь документы, отнюдь не всегда доступные людям. А вот в Выборге, оказывается, всё известно. Этот город хранит свою средневековую память, а его история неразрывно связана с двумя монастырями: доминиканцев и францисканцев. Когда приезжаешь в Выборг и идешь по известным туристическим тропкам, то узнаешь (для меня это было неожиданностью), что рецепт кренделя привезли и прославили город этим изделием как раз францисканцы. Я знал, что сохранились остатки фундамента монастыря, была улица «серых братьев» (так нас называли), в общем, память там сохраняется. Когда я появился первый раз в городе в монашеском облачении, то меня стали узнавать туристы и экскурсоводы: «О, серые братья!». Им, правда, было удивительно, что я настоящий монах, а не ряженый, потому что там собираются многие ролевики и любители реконструкций. История кренделя широко известна в Выборге, ей гордятся, продают еще францисканские пряники, так и написано на этикетке. Когда наша община узнала, что Выборг прославился благодаря францисканцам этими кренделями, то мы решили возродить в Петербурге эту традицию. У нас есть свой кондитер. Мы послушали, что известно про крендель в Выборге, полистали-почитали, что смогли найти, и создали рецепт. Нельзя сказать, что воссоздали, поскольку он держался в строжайшей тайне. В Выборге даже была крендельная война, о которой тоже активно рассказывают. Когда францисканцев в протестантские времена из города изгнали или, скажем более обтекаемо, они уехали, то рецепт они увезли с собой. Было две семьи, каждая из которых претендовала на знание секрета кренделя, да и сейчас можно найти разные рецепты.
Около года назад мы начали возрождать эту традицию. В общем, печем и охотно угощаем нашими францисканскими кренделями! И называем их и другую нашу выпечку «лакомством от серых братьев», памятуя о выборгской истории.

Беседовал Михаил Тяпин

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.