• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Что роднит святого Франциска Ассизского и святого Иоанна Павла II?

Говоря о духовной близости выдающихся христианских подвижников, конечно же, следует прежде всего говорить об их подражании Господу, глубоком личном переживании Его присутствия в своей жизни и осуществлении в ней заповеди Христа: «… Да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35). В этом контексте можно было бы проводить интересные параллели между Иоанном Павлом II и каким-либо другим святым – к примеру, Папой Григорием I Великим, активно содействовавшим созданию единой христ. Европы и также оставившим обширное литературное наследие, или же реформатором Ордена кармелитов и в то же время поэтом св. Иоанном Креста, духовность которого стала предметом научных исследований Кароля Войтылы (например, диссертация «Вопросы веры в сочинениях св. Иоанна Креста»).
Однако сравнение Иоанна Павла II (1920-2005) и святого Франциска Ассизского (1181-1226), несмотря на семь с половиной веков, которые разделяют этих великих представителей Вселенской Церкви, обнаруживает особенное созвучие их служения, причем во многих сферах жизни и деятельности.
Они родились в исторические эпохи, отмеченные глубоким социальным и духовно-нравственным кризисом, серьезно затронувшим и жизнь Церкви. Пойдя по пути скромных служителей Христовых, они ощутили в себе особое призвание и осуществили поистине пророческую миссию, оказавшую огромное преобразующее влияние на современный им мир. И Ассизcкий Беднячок, и первый Папа-славянин стали подлинными Учителями христианской жизни, они указали человечеству во многом забытые евангельские ценности не только своими сочинениями и наставлениями, но и личным примером, своим молитвенным духом. Очень выразительно написал об Иоанне Павле II православный священник о. Георгий Чистяков, неоднократно общавшийся с Папой: «Великую силу его молитвы я не раз испытал на себе. В эпоху сверхскоростей, Интернета и мобильной связи мы, сознавая, как важно живое слово, личный пример и мудрость проповедника, часто забываем о том, что Иисус научил нас прежде всего непрестанно молиться. Иоанн Павел II не забывал об этом никогда. Он молился сам и учил молитве других» (1).
Подобно библейским пророкам, св. Франциск и св. Иоанн Павел II призывали к обращению и покаянию, прежде всего сами вставая на путь обращения и покаяния. Изначально францисканцы даже назывались «кающимися братьями», а Иоанн Павел II в юбилейном 2000 г. впервые в истории человечества совершил публичное покаяние за грехи сынов Церкви, получившее название «Mea culpa». Говоря о покаянии, Папа настаивает и на необходимости прощать самому. А сверхъестественный пример подобного «примирения с братом» он показал, простив стрелявшего в него профессионального убийцу.
Роль, которую сыграл Иоанн Павел II в изменении мирового общественно-политического порядка в XX веке, мало у кого вызывает сомнения. За свое бескомпромиссное противостояние тоталитарным режимам в Восточной Европе он едва не поплатился жизнью. Его деятельность во многом ускорила падение этих режимов и обретение восточноевропейскими странами политической и духовной свободы. При этом Иоанн Павел II неустанно боролся и за утверждение христианских ценностей в западном обществе, обличал присутствующие в нем эгоизм, равнодушие, релятивизм, настойчиво призывал к его гуманизации. Он выступал с миротворческими инициативами, борясь за права человека, адресовал обращения правителям государств… Святой Франциск Ассизский тоже не боялся увещевать светских владык, хотя у него и не было тех средств массовой коммуникации, какие существуют в наши дни. В «Послании правителям народов» он призывает «судей и правителей всех земель»: «… За заботами и попечениями мира сего не забывайте Господа и не отклоняйтесь от Его заповедей… Знайте, что вы должны будете дать ответ перед Господом Богом вашим Иисусом Христом в Судный день» (2).
«Pax et bonum! Мир и добро!» — наверное, это францисканское приветствие приобрело особенное звучание в октябре 1986 г., когда по инициативе Иоанна Павла II в Ассизи впервые прошел международный День молитвы о мире с участием съехавшихся со всего света представителей многих конфессий и религий.
Для Иоанна Павла II, как и для св. Франциска, любовь к ближнему была не каким-то отвлеченным понятием, а выражалась в конкретных поступках, в деятельном участии в жизни людей, нуждающихся в поддержке и внимании.
Св. Франциск провозглашал в «Послании к верным»: «Имея любовь и смирение, станем творить милостыню, ибо она очищает душу от пятна греха, ибо люди теряют все, что остается в этом мире, и лишь ношу святой любви и милостыни, которую прежде творили, берут с собой, за что и получают от Господа награду и достойное воздаяние». А Иоанн Павел II в своей первой энциклике «Искупитель человека» утверждал: «Человеческая жизнь невозможна без любви. Человек остается сам для себя существом непонятным, а жизнь его – лишенной смысла, если он не получит откровения любви, если он не приобщится к ней, не постигнет ее, не усвоит ее себе, так или иначе, если не начнет по-настоящему воплощать ее в жизнь».
Истинная любовь не знает границ, для нее нет национальных и конфессиональных преград, она плодоносит на любой почве. Поэтому Франциск бесстрашно отправился с миссией христианской любви к мусульманами на Святую Землю (а ведь это была эпоха крестовых походов!), а Иоанн Павел II установил «диалог любви» не только с собратьями по христианской вере, но и с иудеями (став первым Папой после св. Петра, вошедшим в синагогу), а также с мусульманами и буддистами. Следствием этого стало то, что почитание св. Франциска как великого учителя духовности давно вышло за пределы католического мира (к примеру, многим последователям восточных религий очень близко благоговейное отношение Франциска к миру природы и мистическое измерение его жизни), а величие служения и творческого наследия Иоанна Павла II признается во всем мире верующими различных религий.
Франциск основал Орден меньших братьев и видел при этом свою миссию в том, чтобы служить братьям (как в Евангелии – «не чтобы ему служили, но чтобы послужить…», см. Мф 20, 28), быть меньшим из меньших, а один из титулов Папы – «раб рабов Божиих».
Став странствующим проповедником, Франциск без устали шагал по дорогам, чтобы повсюду провозглашать Евангелие. По масштабам того времени он совершал большие путешествия, даже без учета его отважного похода в Египет. Иоанн Павел II побывал с апостольской миссией в 129 странах мира, за что его называли «путешествующим Папой», причем авиаперелеты он совершал даже после того, как врачи предупредили, что это может негативно отразиться на его здоровье.
В 1223 г. св. Франциск, глубоко переживавший тайну Рождества Христова, решил устроить ясли в пещере на склоне горы в Греччо. Туда привели вола и осла и установили алтарь, на котором в рождественскую ночь священник принес евхаристическую Жертву. Этот рождественский вертеп стал прообразом первых христианских театрализованных постановок… Хорошо известна и театральная деятельность Кароля Войтылы: в студенческие годы он был актером подпольного Рапсодического театра в Кракове, а впоследствии и сам сочинял пьесы – «У лавки ювелира», «Брат нашего Бога» и другие.
Франциск в юности увлекался песнями трубадуров, а в конце жизни, несмотря на сильные физические страдания, вызванные стигматами, полуслепой, создал радостную «Песнь хвалы Богу в творениях», ставшую одним из первых записанных стихотворений на народном итальянском языке:
Хвала Тебе, Господь, в Твоих твореньях.
Ты создал брата-солнце, что сверкает
Могучим блеском с неба, день дает нам
И облик Твой напоминает видом. (…)
За смерть телесную хвалю Тебя, Господь,
Сестру могучую, которой не избегнет
Никто живущий. Горе тем, кого застанет
Она в грехах, но как блаженен будет,
Кто свято дни своей проводит жизни!
Сестра их смерть не причинит им боли (3).

Помимо молитв известны и другие поэтические произведения св. Франциска. Обращаясь к личности Кароля Войтылы, мы вспоминаем, что еще в молодом возрасте он писал и публиковал стихи, а за два года до смерти, уже измученный болезнью, выпустил поэтический сборник «Римский триптих» с глубоким философским содержанием. В стихотворении 1962 г. «Истоки и Руки» он пишет:
(…) Есть незримые Руки, они нас держат, и мы,
хоть и с усилием, но ведем мимо мелей лодку,
влекомую историей.
Довольно ль того, что ты углубился в истоки,
если не ищешь ты этих незримых Рук? (4)

Поэзия Кароля Войтылы – одна из форм его призвания, его предстояния Богу.
В поэтическом цикле «Размышления о смерти» (1975 г.) мы слышим мотивы, созвучные «Песни» Франциска:
(…) Пусть по-прежнему низвергаются воды Кедрона,
и система крови в человеке не остановит смерть,
Он обозначил место иного рождения
и пред каждым открыл место той жизни,
что возносится над теченьем минувшего –
над умиранием (5).

Соединение христианской радости и креста – одна из чрезвычайно характерных черт жизненного пути как св. Франциска, так и св. Иоанна Павла II.
Кардинал Станислав Дзивиш, который около сорока лет был ближайшим помощником Кароля Войтылы, пишет в книге «Свидетельство»: «… Его путь был постоянным мученичеством. И в этом утверждении нет преувеличения. Иоанн Павел II сильно страдал и физически, и духовно, когда в определенные периоды времени был вынужден ограничить или совсем прервать свои занятия, связанные с осуществлением миссии Пастыря Вселенской Церкви. “В его жизни слово крест – это не просто слово”, — говорил его нынешний преемник на Престоле св. Петра кардинал Йозеф Ратцингер» (6). «Он научился жить с этой болью, с болезнью. Это было возможно прежде всего благодаря его духовности, благодаря личной связи с Богом… Надо помнить, что боль сопровождала его с самого детства. Он очень рано утратил родителей и брата… Многие его друзья погибли во время войны… Следует вспомнить и трагический опыт покушения, который он пережил, уже будучи Папой… Это была и боль человека, раненного в глубине души, который не мог понять, почему другой человек направил в его сторону пистолет, чтобы его убить. Убить того, кто всегда противостоял насилию в любой его форме» (7). Знаменательно, что после этого покушения Папа был благодарен Богу не только за спасение от смерти, но и за то, что пребывание в больнице помогло ему особенно остро почувствовать свое единение с другими больными. Кардинал С. Дзивиш пишет, что «из этого опыта родилось апостольское послание “Salvifici doloris”, в котором Святой Отец выразил глубокий смысл страдания, приобретающего особое измерение в плоскости веры, если это страдание переживается вместе с Христом, распятым и воскресшим. В этом случае страдание становится духовным богатством для Церкви и для мира» (8).
Свое внимание к больным Папа Иоанн Павел II проявлял на протяжении всего понтификата. Уже в день своей инаугурации он попросил, чтобы в первом ряду посадили больных. Посетив корейский лепрозорий, он поцеловал мужчину, болеющего проказой. Как здесь не вспомнить встречу с прокаженным св. Франциска, ставшую одним из важнейших моментов духовного обращения Ассизского Бедняка. Да и впоследствии служение больным и страждущим стало частью миссии св. Франциска и его собратьев.
С равным христианским смирением встретили оба подвижника и свою Сестрицу-смерть, которая для них была вратами в дом Небесного Отца.
В своем Сиенском завещании св. Франциск, чувствуя приближение смерти, оставил три заповеди братьям: чтобы «всегда любили друг друга, всегда бы любили и почитали госпожу нашу святую бедность и всегда оставались бы верны и покорны прелатам и всему духовенству святой матери Церкви» (9). Обращаясь к личности св. Иоанна Павла II, мы видим, насколько отчетливо все эти заповеди осуществились в его жизненном призвании. Конечно, наиболее ярко проявилась в нем заповедь любви к ближним, в каждом из которых Кароль Войтыла видел образ Божий – даже в стрелявшем в него террористе. Дух верности и послушания Церкви, глубокого уважения к собратьям в священстве также был в высочайшей степени свойственен Иоанну Павлу II на протяжении всего пути его духовного призвания – от служения викарным священником до руководства Церковью на Престоле св. Петра. Вспоминая вторую заповедь св. Франциска, связанную с почитанием бедности, мы видим в облике Иоанна Павла II чрезвычайную жизненную неприхотливость, скромность в быту. Пережив лишения в пору детства и юности, Кароль Войтыла впоследствии вел довольно аскетический образ жизни. Известен факт, что, став Папой, он привез с собой в Ватикан только личную одежду, пару ботинок и книги…
Вспоминая первые дни понтификата Иоанна Павла II, важно отметить, что уже через неделю после своей инаугурации, 7 ноября 1978 г., еще до пастырской визитации римских приходов, Папа отправился в паломничество в Ассизи, чтобы поклониться мощам св. Франциска. Это красноречиво свидетельствует о том, какое значение придавал Великий Понтифик исторической и духовной роли Ассизского Святого, ставшего не только небесным покровителем Италии и экологов, но и подлинным образцом самоотверженного служения Богу и ближним, до последнего вздоха.

1) См. «Вестник Европы», №5 (2005).
2) Святой Франциск Ассизский. «Сочинения». Издательство Францисканцев, Москва, 2009, с. 161-162.
3) Поэтический перевод Александра Ельчанинова, см.: Святой Франциск Ассизский. «Сочинения». Издательство Францисканцев, Москва, 2009, с. 227-228.
4) Перевод Андрея Базилевского, см.: Кароль Войтыла. «Крипта». «Вахазар», Москва, 1994, с. 61.
5) Пер. Елены Твердисловой, см.: Иоанн Павел II. «Сочинения». Издательство Францисканцев, Москва, 2003, т. 2, с. 448-449.
6) Dziwisz S. «Świadectwo». TBA, Warszawa, 2007, s. 220
7) Там же, с. 220-221.
8) Там же, с. 221.
9) Святой Франциск Ассизский. «Сочинения». Издательство Францисканцев, Москва, 2009, с. 125.

Игорь Баранов

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *