• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Слуга Божий Христофор Колумб

В наши дни, пожалуй, нет человека, который не знал бы о Христофоре Колумбе. Считается, что он родился в Генуе в середине XV века. Ряд исследователей утверждает, что Колумб был родом из семьи крещеных евреев, некогда покинувших Португалию и обосновавшихся в Италии, где отношение к инородцам было более спокойным. Подтверждение этой гипотезе находят в том, что в верхнем левом углу почти всех дошедших до нас писем Колумба к его сыну Диего стоят еврейские буквы «бет» и «хей», представляющие собой аббревиатуру выражения «Бе-эзрат а-Шем» (С Божьей помощью). Любопытно, что то письмо, на котором пометки не оказалось, необходимо было показать королю Фердинанду. Использовал он в письмах выражения и библейские цитаты на иврите. С учетом особенностей образования и воспитания христианской Европы того времени, такие знания он мог получить только в кругу семьи.

Христофор всегда был увлечен идеей дальних странствий и новых открытий, но интерес у него был совсем не коммерческий, как утверждают многие учебники истории. Отправной точкой для него было его собственное имя. Христофор – несущий Христа. Давней мечтой Колумба, вдохновлявшей его с юных лет, было желание отправиться на миссию, чтобы нести Благую Весть в исламских странах. Но все время что-то мешало встать ему на этот путь, да и не видел он своего призвания в монашестве. В 1476 году Христофор Колумб оказывается в Португалии. Здесь он встречает людей, которые смогли понять и разделить его увлеченность и открыть ему новый путь к Богу.

Исследователи предполагают, что именно в Португалии Колумб познакомился с францисканцами и присоединился к Третьему ордену. В те времена, в XV веке, терциарии жили совсем по иным законам, нежели сейчас. Вступление в Братство покаяния не требовало долгого периода формации. Будущий первооткрыватель довольно быстро получил возможность преклонить колени перед алтарем, чтобы пообещать всю жизнь следовать путем святого Франциска. В Меньших Братьях он нашел верных друзей и духовных наставников, а в св. Франциске – небесного покровителя и образец для подражания.

Святой Франциск стремился в Святую Землю, и это же стремление наполняло сердце Христофора. Как пишет его сын Диего, Колумб стремился, подобно Франциску, «нести, если нужно, христианство и через океан, чтобы обратить язычников Востока».

Не найдя поддержки при португальском дворе, Христофор Колумб отправился в Испанию. Здесь его судьба также неразрывно связана с Орденом Братьев Меньших. Вместе со своим сыном Диего он находит приют в обители францисканцев. И именно они помогают ему найти связи при дворе Католических Королей. Дело в том, что духовником министра финансов испанского двора Луиса де Сантанхеля (крещеного еврея) был францисканец, один из собратьев о. Хуана Переса, близкого друга и духовного наставника Колумба. Благодаря францисканцам Христофор познакомился и с герцогом Медина-Сели, приложившим немало усилий для реализации авантюрного проекта открытия новых земель. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что самые крепкие, практически дружеские, отношения при дворе сложились у Колумба именно с министром финансов. Их объединяло не только общее еврейское происхождение (отчеты Колумба изобилуют ивритом), но и общность духовности, поскольку оба они были связаны с Орденом св. Франциска.

Оказавшись перед Католическими Королями, Колумб вдохновенно говорит о новых путях в Святую Землю и об освобождении Гроба Господня, не забывает упомянуть и о своем святом покровителе, который мечтал попасть в Иерусалим. Это не могло не тронуть Фердинанда и Изабеллу, которые тоже были францисканскими терциариями. Как утверждают некоторые историки, на момент первого знакомства с Колумбом они еще не присоединились к Братству покаяния св. Франциска, но влияние на них францисканской духовности уже несомненно было.

Когда Колумб отправился открывать новые земли, с ним вместе на борт корабля поднимается и его друг францисканец о. Хуан Перес. Вместе они делят тяготы пути, вместе молятся и мечтают приплыть в Святую Землю.

11 октября, заканчивается октава св. Франциска, поздним вечером Христофор Колумб молится в своей каюте. Вдруг его озаряет свет, этот свет то приближается, то удаляется и, кажется, словно где-то на берегу, совсем неподалеку, разожгли костры, чтобы путешественники не сели случайно на мель и видели форватер. Позже Колумб расскажет своему сыну Диего, что это сам св. Франциск указал ему путь к новой земле и ободрил его, уже почти отчаявшегося и утомленного странствием.

12 октября 1492 года моряки увидели землю. И первое, что они сделали, ступив на едва открытые земли, отслужили Мессу и заложили первый камень францисканской миссии. Проповедь Евангелия – вот, что заботило Колумба и о. Хуана в первую очередь.

Когда Христофор вернулся в Испанию, он не пошел сразу же к Фердинанду и Изабелле и не направился вместе со своими спутниками в храм. Колумб пошел к своим братьям-францисканцам. Здесь он оставил на время своего путешествия сына Диего. Но не к нему шел Колумб! Он пришел к братьям, чтобы попросить о Таинстве покаяния. И только после этого он направился в храм, чтобы участвовать в Мессе и причаститься. Два последних дня путешествия он пребывал в посте и молитве, ожидая того дня, когда ноги его вновь ступят на твердую землю и он сможет приступить к Таинствам.

Во время второй экспедиции в 1495 году Колумб начинает ходить во францисканском хабите. Так он и приплывает в Испанию в 1496 году, чтобы отстаивать свои права на новые земли. Сначала его одеяние воспринимают как дань моде. Вступление в Третий орден Фердинанда и Изабеллы приводит к тому, что многие придворные начинают носить францисканский хабит, демонстрируя покаяние и лояльность религиозным устремлениям королевской четы. Но для Колумба хабит – это выражение его преданности пути св. Франциска.

Диего Колумб пишет о том, что его отец до конца дней сохранил верность избранному пути. В повседневной жизни он предпочитал надевать хабит и препоясываться веревкой. В хабите же он и был похоронен. Для Колумба было важно, чтобы Новый Свет стал христианским, чтобы «язычники познали Христа». «Святой Франциск, — пишет Диего, — свидетельствовал сарацинам и другим язычникам, а Христофор вслед за ним хотел идти к язычникам Нового Света».

Сейчас идет процесс беатификации Христофора Колумба.

Анна Гольдина

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.