• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

25 августа – святой Людовик Французский, король, покровитель Францисканского ордена мирян; память

Святой Людовик IX родился в 1214 году. В возрасте двадцати двух лет стал королем Франции. Отличался глубоким молитвенным настроем, покаянным духом и любовью к беднякам. Неустанно заботился о мире и процветании своего отечества. Был членом Третьего Францисканского ордена. Участвовал в крестовых походах с целью освобождения Гроба Господня из рук иноверцев. Закончил свой земной путь в 1270 году недалеко от Карфагена. Был канонизирован в 1297 году Папой Бонифацием VIII.

В истории бывают люди, которые собой, своей жизнью и деятельностью, определяют лик целой эпохи. К таким людям относится, несомненно, и король Людовик IX, без которого трудно себе представить не только французский, но и вообще западноевропейский XIII век.

Св. Людовик IX из династии Капетингов, сын Людовика VIII и Бланки Кастильской, родился в Пуасси, находящемся в 25 километрах от Парижа. Став королем, он часто называл себя «Людовиком из Пуасси» (а не «Людовик Французский», как было принято у монархов) ибо считал, что Таинство Крещения, которое он принял в этом месте неизмеримо важнее его королевского титула. Именно в Пуасси мать Людовика, св. Бланка Кастильская, произнесла слова, которые ее сын очень часто вспоминал в своей жизни: «Я бы предпочла увидеть своего сына мертвым, нежели в состоянии смертного греха». После смерти в 1226 г. отца, короля Людовика VIII, в возрасте 12 лет, Людовик стал королем и царствовал 44 года.

Его правление выпало на XIII век, который называют «веком святого Людовика» или «апогеем Средневековья». Он провел реформы в сфере судебной власти, законодательства, государственных финансов. Благодаря его нравственному авторитету укрепился и авторитет королевской власти.

Он не был груб, резок или жесток; он всегда вел себя сообразно своему королевскому сану; он с мягкой настойчивостью добивался повиновения, а когда был уверен в своей правоте, то становился непреклонным и упорным. Впоследствии именно эти качества характеризовали его как правителя. Он всегда советовался с другими, но никому не позволял давить на себя, будь то иерарх Церкви или знатный барон.

Венчание Людовика Святого и Маргариты Прованской состоялось 27 мая 1234 г. Из 11 детей Людовика и Маргариты семь пережило отца, в том числе трое сыновей. Людовик Святой отошел ко Господу во время крестового похода, в который отправился с тремя сыновьями и зятем, в Тунисе 25 августа 1270 г. 2 августа 1297 г. в Орвето Папа БонифацийVIII объявил свое решении о канонизации Людовика IX.

К имени св. Людовика IX очень часто добавляют титул короля Франции, чтобы отличить его от другого св. Людовика, епископа и францисканца (1274-1297), который был сыном Карла II, короля Неаполя (племянника св. Людовика IX) и Марии, дочери Стефана (брата св. Кинги). Таким образом породнились династии венгерских Арпадов (из нее происходит св. Елизавета Венгерская) и анжуйская ветвь французской династии Капетингов. Так, св. Людовик, епископ Тулузский,  францисканский терциарий, был внучатым племянником Людовику IX, королю Франции, также францисканскому терциарию.

Внутренним содержанием  духовной  жизни  святого Людовика были, прежде всего, различные благочестивые практики: богослужения, исповедь, Причастие, почитание реликвий, послушание Церкви, покаянные практики, дела милосердия, аскеза, а также непоколебимая вера, суть которой – любовь к Богу. В отличие от духовенства, которому в те времена принадлежала как бы монополия на святость, благочестие святого Людовика было благочестием мирянина  и короля, который сознательно формировал свою внутреннюю жизнь, стремясь к святости через ревностное выполнение своего долга правителя. Он пользовался опытом одиночества монахов-цистерцианцев и общения с братьями нищенствующих Орденов (доминиканцами и францисканцами) – монахи были его духовными наставниками – но шел своим собственным путем к святости. Святой Людовик пригласил в Париж величайшего проповедника своего времени – францисканца св. Бонавентуру, учившего в Сорбонне (этот богословский коллеж, основанный св. Людовиком и его духовником Робером де Сорбоном, стал центром, вокруг которого сложился Парижский университет). Из 113 проповедей, произнесенных св.Бонавентурой в Париже, на 19 присутствовал король. Частым гостем святого Людовика был св. Фома Аквинский. Тесно сотрудничал с королем францисканец Одо Риго, профессор теологии в Париже. Из-за множества монашествующих в окружении короля, Людовика иногда называли «монахом на троне». Быть может, поэтому король сказал одному рыцарю: «Не обращайте внимания на то, что говорят глупцы. Я вам расскажу, что происходит, когда я нахожусь один в своих покоях. Я слышу, как меня называют «брат Людовик», как оскорбляют меня, когда думают, что я не могу их услышать. Спрашиваю сам себя, не должен ли я повелеть наказать этих людей. Однако затем я осознаю, что мне приносит пользу, если я переношу это ради любви Божьей. Я искренне говорю, что не жалею об этом».

С великим почтением относился св. Людовик к реликвиям Страстей Спасителя, для хранения которых он построил прекрасную часовню Сен-Шапель. Когда кто-то упрекнул короля в том, что тот потратил на это слишком много денег и времени, ответ был таким: «Хотели бы мои неразумные критики, чтобы деньги, отданные на угодные Богу дела, я растратил на игру, охоту, пиры или недостойные поступки? Или вам больше было пользы от моих легкомысленных развлечений, нежели от молитвы и покаяния?»

Сарацинам, которые держали его в плену во время первого из его крестовых походов, Людовик ответил; «Можете убить мое тело, но мою душу вы не получите», ибо для него «не было ничего горше, чем отречься от веры в Иисуса Христа».

Святой Людовик не был ни интеллектуалом, ни богословом, но всегда стремился углубить свои знания истин веры. Он читал Библию, беседовал о вере со своими приближенными, задавал вопросы высокообразованным духовным лицам, с которыми ему приходилось встречаться. Набожность короля основывалась на любви к Богу, на осознании греха и его последствий, желании творить дела покаяния. Людовик ощущал почти физическое отвращение к смертному греху, тем более сильное от того, что привила его мать. «Ни один прокаженный так не омерзителен, как тот, кто живет в смертном грехе. Душа, охваченная смертным грехом, подобна диаволу».

Благодаря привычке к тщательному испытанию совести в его душе развивались множество добродетелей: прежде всего, смирение, фундаментальная и францисканская добродетель, терпение, справедливость. Исповедь, Евхаристия, молитва – вот сердце благочестия св. Людовика.

В 1244 г. мусульмане вторично захватывают Иерусалим, и Людовик дает обет стать крестоносцем. Он участвовал в двух крестовых походах, причем во время первого из них побывал в плену.

В жизни многих святых были моменты, которые мы можем назвать переломными, моментами полного обращения. Такое обращение пережил,например,Джованни Бернардоне, который после того, как поцеловал прокаженного, стал святым Франциском Ассизским.

Художник Адам Хмелёвски стал святым братом Альбертом после размышлений о страдающем Христе в облике Ecce Homo (так называлась одна из его картин).

Иудейка Эдита Штайн стала христианкой и кармелиткой св. Терезой Бенедиктой Креста после чтения автобиографии св. Терезы Великой.

Подобный момент обращения пережил в тюрьме Слуга Божий Франтишек Блахницки, приговоренный нацистскими оккупантами к смерти (он остался жив и основал движение Свет-Жизнь).

В жизни святого Людовика также был момент подобного обращения. Почти все биографы Людовика Святого считают, что до 1254 года мы имеем дело с королем благочестивым в той степени, в которой были благочестивы многие христианские короли. Но после этой даты – года возвращения из первого крестового похода в Святую Землю, где Людовик познал опыт страданий в плену у мусульман – перед нами предстает король кающийся и исполненный эсхатологических ожиданий, который готовится и стремится приготовить своих поданных к вечной жизни, привести свое королевство к религиозному и моральному совершенству и желает сам стать королем-Христом. Людовик Святой первым из французских королей приказал чеканить золотой экю с изображением креста и надписью: «Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat»

Жак Ле Гофф пишет, что в своих мыслях и деяниях Людовику Святому удалось без всякого внутреннего противоречия соединить политику и веру, реализм и нравственность, с такой необычайной гармоничностью, что его жизнь стала достоверным свидетельством и  примером для многих поколений, как следует переходить от Евангелия к жизни, и от жизни к Евангелию. Верный последователь Ассизского Бедняка, Святой Людовик является покровителем стремления к европейскому единству на основе евангельских принципов.

Знаменитый живописец Джотто, связанный с анжуйской династией, около 1330 г. в часовне церкви Санта-Кроче во Флоренции написал образ святого Людовика, облаченного в хабит с веревкой францисканского терциария, вместе со святым Людовиком, епископом. В 1547 г. булла Папы Павла III официально объявила, что святой Людовик являлся францисканским терциарием, а капитул терциариев 1550 г. утверждает: «Людовик присоединился к св. Франциску, дабы тот направлял его путь с помощью Устава кающихся».

В иконографии  Людовик изображается в королевской мантии с вышитыми лилиями(символом Франции и королевской власти), в короне, с крестом в руке. Иногда – с терновым венцом и миниатюрной копией часовни Сен-Шапель.

Духовные завещания Людовика своим детям

Из «Поучений», которые Людовик оставил Своему сыну Филиппу, и которые навсегда останутся замечательным памятником святости и мудрости:

«Дорогой сын, первым делом я тебя наставляю любить Бога всем сердцем и изо всех сил; ибо без этого нельзя спастись; берегись делать что-либо неугодное Богу и впадать в смертный грех, скорее снеси любые мучения, чем добровольно соверши грех.

Если Господь позволил тебе пройти через какое-то испытание, переноси его с готовностью и благодарностью, считая, что это произошло для твоего блага, и что, может быть, ты заслужил его. Если Господь дарует тебе какую-то собственность, благодари Его смиренно и смотри, чтобы тебе от того не вышло худого, тщеславием, гордостью или ещё чем, потому что ты не должен противиться Богу или согрешать против Него благодаря Его дарам.

Будь добросердечен к бедным, несчастным и страдающим. Подавай им помощь и утешение, насколько сможешь. Благодари Бога за все блага, которыми Он оделил тебя, чтобы ты был достоин получить большее. Всегда принимай сторону бедных, а не богатых до тех пор, пока ты не уверен в истине.

Будь предан и послушен нашей матери Церкви Римской и Главному понтифику как своему духовному отцу.

В заключение, мой возлюбленный сын, я даю тебе всё своё благословение, какое только способен дать любящий отец своим сыновьям. Да хранит тебя Пресвятая Троица и все святые от всякого зла. И да дарует тебе Господь милость исполнять Его волю, так чтобы ты всегда служил Ему и прославлял Его, и чтобы в другой жизни мы вместе смогли узреть Его, люби Его и славословь Его беспрестанно. Аминь».

Из духовного завещания «Дорогой и любимой Изабелле, королеве Наваррской, с приветом и любовью отец»:

«Дорогая дочь, я наказываю вам возлюбить Господа всем своим сердцем и изо всех своих сил; ибо без этого ничто не имеет ценности; никого другого не должно любить столь сильно и с выгодой для себя. Ведь это Отец послал своего Сына на землю и предал Его смерти, чтобы освободить нас от мук ада.

Дорогая дочь, возлюбите Господа, и это пойдет вам на пользу. Человек сбивается с пути [истинного], ежели любовь свою вкладывает во что-то иное.

Дорогая дочь, возжелайте быть угодной Господу как можно больше; изо всех сил старайтесь избежать вещей, которые, как вы полагаете, могут Ему быть неугодны; особо вы должны постараться не творить смертного греха ни в чем, что бы ни случилось, и скорее позволить себе отрезать или вырвать члены и лишиться жизни под страшной пыткой, чем по своей воле совершить смертный грех. Дорогая дочь, приучитесь часто исповедоваться и избирайте всегда исповедников, ведущих святую жизнь и достаточно образованных, вследствие чего вы будете образованы и наставлены вещам, которых вы должны избегать, и вещам, коим вы должны следовать; и ведите себя так, чтобы ваш исповедник и ваши другие друзья осмелились вас поучать и поправлять.

Дорогая дочь, смиренно покоряйтесь своему мужу и вашим отцу и матери, согласно Божьим заповедям. Делайте это охотно из любви, которую вы к ним питаете, и еще более из любви к Господу, наказавшего каждому совершать то, что ему приличествует. Кроме Бога, вы не должны подчиняться никому.

 Дорогая дочь, лелейте в себе желание, которое никогда не должно вас покидать, — желание угодить как можно больше Господу, и если кто-то никогда не возблагодарит вас за сделанное или ответит злом, воздержитесь, тем не менее, сделать что-то неугодное Господу, а совершайте богоугодные дела, из любви к Творцу».

По материалам: А. Гарро, о. Людвика Куровски OFM,  Католической энциклопедии.

Подготовили Мария Пятина, Сергей Колесников

Календарь святых францисканцев-мирян

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.