• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Знаки Царства Небесного. О чем может рассказать иконография святого Антония Падуанского?

23 мая во Францисканском культурном центре в Москве прошла вторая беседа цикла «Со святым Антонием – ко Христу», под названием «Знаки Царства Небесного. Иконография святого Антония Чудотворца». Вел встречу о. Андрей Буко OFMConv., настоятель монастыря Святого Максимилиана Кольбе в Черняховске. Он подготовил для просмотра презентацию фресок, икон и картин с изображением св. Антония Падуанского, охватывающих период с XIII по XVII века.

Самые ранние изображения св. Антония – с Книгой, Священным Писанием, которое он изучал постоянно. Книга – это первый знак Царства Небесного. Она издревле символизирует знание, учение, проповедь. Святой Франциск и святой Антоний сами созерцали и постигали Слово Божие и проповедовали, вдохновленные Библией. Папа Григорий IX назвал св. Антония «Ковчегом Завета». Этим именем также называют Деву Марию. Подобно тому, как Богородица носила в Себе Христа, св. Антоний носил в себе мудрость Священного Писания (тут можно провести аналогию со скрижалями, которые находились в Ковчеге Завета). Среди изображений св. Антония с Книгой – образ в духе Караваджо, написанный Маркантонио Бассетти (I пол. XVII в.): святой Антоний в капюшоне (знак уединения и сосредоточенности) вдумчиво читает Священное Писание; картина Доменико Беккаруни «Увенчание славой Девы Марии», на которой св. Антоний и Папа сосредоточенно склонились над Священным Писанием, стремясь постичь его глубины, и другие произведения.

Мы привыкли к изображению святого Антония с Книгой, лилией, Младенцем и хлебом (эти знаки о. Андрей подробно рассмотрел во время беседы), но не совсем обычно для нас изображение святого с крестом, как, например, у Беато Анжелико. На иконах крест обычно держат в руках мученики, но святой Антоний мучеником не был. Можно предположить, что, поскольку художник был доминиканским монахом, это изображение отсылает к Фоме Аквинскому, который, указывая на крест и прославляя мудрость Христа Распятого, говорил: «Вот Книга». Святому Антонию принадлежат слова о том, что Христос, распятый на кресте, это «зеркало, в которое мы должны смотреться», потому что ни в каком другом месте человек не может настолько осознать, сколько он стоит и сколь велико его достоинство, искупленное Христом.

На картине из Музея Наварри св. Антоний изображен с книгой в одной руке и блюдом с виноградом в другой. Это отсылает нас к евангельскому образу Христа-лозы, лишь «привившись» к которой, мы способны принести добрые плоды. И напоминает о словах св. Антония: «Пусть умолкнут слова, и начнут говорить дела».

Полный текст беседы с иллюстрациями будет опубликован в одном из ближайших номеров францисканского альманаха «Брат Солнце».

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.