Приходилось ли вам сражаться с серьёзным грехом? Я имею в виду, действительно, серьёзным. Вы всем сердцем хотите разорвать власть этого греха над своей жизнью, но несмотря на упорную борьбу и молитву, продолжаете впадать в него снова и снова. Вы постоянно чувствуете себя виноватым, и чувство вины удерживает вас от обращения к Богу, потому что вы Его страшитесь. Исповедуясь, вы чувствуете себя униженным, потому что опять признаётесь в том же тяжёлом грехе. Страстно ненавидя присутствие этого греха в своей жизни, вы не можете удержаться, чтобы снова его не совершить.
Совет св. Максимилиана Кольбе
Нам всем это знакомо: такая борьба – часть жизни каждого католика. Но как нам справляться с повторяющимся грехом, не впадая в отчаяние? Св. Максимилиан Кольбе, память которого отмечается 14 августа, даёт совет:
«Если вы чувствуете себя виноватым, пусть даже из-за того, что сознательно совершили грех, серьёзный грех, который повторяете раз за разом, не позволяйте сатане обмануть и обескуражить вас. Когда бы вы ни почувствовали себя виноватым, не анализируйте и не исследуйте эту вину, а жертвуйте её всю целиком Пренепорочной, как то, что полностью Ей принадлежит…
Мой дорогой, пусть каждое падение, даже если это серьёзный и привычный грех, всегда становится для нас маленьким шагом в сторону большего совершенства.
Фактически, единственная причина, почему Пренепорочная позволяет нам падать – это исцеление от нашего самомнения, нашей гордыни, чтобы сделать нас смиренными и через смирение – послушными божественной благодати.
Дьявол же в таких обстоятельствах пытается вселить в нас обескураженность и внутреннюю подавленность, которые, по сути, являются проявлениями всё той же гордыни.
Если мы узнаем подлинную глубину нашей нищеты, мы совсем не будем удивляться нашим падениям, а скорее наоборот – после каждого совершённого греха будем благодарить Бога за то, что Он не позволил нам упасть ещё глубже и падать ещё чаще».
Учась смирению
Иными словами, св. Максимилиан говорит, что нам позволяют падать, чтобы мы научились смирению. Это очень важно, потому что гордыня является для нашей души врагом номер один. И совершенно не важно, насколько мы прогрессируем в духовной жизни, если мы заражены гордыней и уверенностью в собственных силах, весь этот прогресс – иллюзия. Мы должны научиться смирению прежде, чем мы начнём какое-то продвижение к святости.
Проблема состоит в том, что, если мы преодолеваем себя благодаря чистой силе собственной воли, мы очень скоро начинаем гордиться собой и полагаться только на собственные силы.Мы не имеем ни малейшего представления, насколько мы слабы и жалки на самом деле, или насколько мы зависим от Божьей благодати даже в малейшем добром поступке.
Повторяющийся грех разбивает любые иллюзии, которые у нас были относительно нашей способности справиться с ним самостоятельно. Сокрушительное унижение, которые мы переживаем при каждом падении может быть полезным, если подвигает нас положиться на Марию, а через Неё – на Иисуса, в каждой нашей нужде (примите к сведению, что св. Максимилиан писал это тем, кто полностью доверил себя заступничеству Пресвятой Девы).
Урок в школе Христа
Пресвятая Дева, престол Мудрости, молись о нас!
Повторяющийся грех может быть очень болезненным, и, переживая муки унижения, мы можем задаваться вопросом, возможна ли вообще победа над ним. По утверждению св. Максимилиана, победа возможна в определённое Богом время, если вы обучаемы и послушны. Этого достаточно.
Болезненные уроки смирения – это только первая стадия на пути нашего продвижения к святости. Думайте о них, как о школе святости.
В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, одной из моих любимых книг Библии, очень ясно говорится об этом в главе 4 (в Синодальном переводе – гл. 5. Прим. пер.). Начиная с 12-го стиха: «Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих её: …обладающий ею наследует славу…». Но обратите внимание, что всё это приходит только после испытания унижением. Вот какое продолжение идёт за процитированными стихами: «…сначала она пойдёт с ним путями извилистыми, наведёт на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами».
Конечно, в этих испытаниях таится опасность. Если мы впадём в отчаяние – действие гордой уверенности в своих силах, то отпадём. Если мы смиримся, то будем спасены. Автор книги так подводит итог: «есть стыд, ведущий ко греху [отчаяние], и есть стыд — слава и благодать [смирение и подлинное раскаяние]».
Если человек выдерживает испытание и научается смирению, «[Госпожа Премудрость] выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны свои».
Примите совет св. Максимилиана и никогда не отчаивайтесь, сталкиваясь с повторяющимся серьёзным грехом. Отчаяние, на самом деле, единственный грех, который Бог не может простить. Постарайтесь выучить уроки смирения и будьте послушны благодати, которую Бог вам посылает. Пребывайте в благодати и терпеливо ожидайте Господа. Он освободит вас в должное время.
Источник (англ.): www.catholicgentleman.net
Перевод: Наталья Проскурина