• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

«Сколь ярка сила этого света…» (Папа Бенедикт XVI о св. Кларе Ассизской)

Фрагмент катехетической беседы Папы Бенедикта XVI 15 сентября 2010 года

Одной из наиболее почитаемых святых, несомненно, является святая Клара Ассизская, жившая в XIII веке, современница св. Франциска. Ее свидетельство показывает, насколько Церковь обязана таким отважным и богатым верой женщинам, как она, способным придать решающий импульс для обновления Церкви.

В одном из четырех писем, которые Клара послала св. Агнессе Пражской, дочери короля Богемии, пожелавшей последовать по ее стопам, она говорит о Христе, своем возлюбленном Женихе, используя поражающие своей смелостью и одновременно волнующие выражения: «Любя Его, Вы целомудренны, прикасаясь к Нему, становитесь чище, отдаваясь Ему, Вы девственны. Власть Его сильнее всех, щедрость Его возвышеннее всех, Лик Его прекраснее всех, любовь Его нежнее всех и всякая благодать Его изысканна. И вот Вы уже в Его крепких объятьях, и Он украсил Вашу грудь драгоценными каменьями… и увенчал Вас золотым венцом с вырезанным на нем знаком святости» («Lettera prima»: FF, 2862).

Св. Франциск, особенно в начале ее религиозного опыта, был для Клары не только учителем, наставлениям которого она следовала, но и близким другом. Дружба между двумя этими святыми была очень красивой и важной для них обоих. В самом деле, когда встречаются две чистые души, охваченные пламенем одной и той же любви к Богу, из этой взаимной дружбы они черпают сильнейший стимул к тому, чтобы пройти путь совершенства. Дружба является одним из самых благородных и возвышенных человеческих чувств, которое очищается и преображается Божественной благодатью. Подобно св. Франциску и св. Кларе, и другие святые также пережили глубокую дружбу на своем пути к христианскому совершенству, например св. Франциск Сальский и св. Иоанна Франциска де Шанталь. И именно Франциск Сальский пишет: «Как это прекрасно, что мы можем любить на земле, как любят на небе, и учиться любить друг друга в этом мире так, как мы будем любить вечно в другом. Я не говорю здесь о простой любви милосердия, ибо мы должны иметь ее ко всем людям; я говорю о духовной дружбе, в которой двое, трое или больше людей объединены набожностью, духовными чувствами и становятся по-настоящему едины духом» («Introduzione alla vita devota» III, 19).

Проведя несколько месяцев в других монашеских общинах, противостоя давлению своих родных, которые вначале не одобрили ее выбора, Клара вместе с первыми сестрами остановилась в церкви Св. Дамиана, где братья меньшие устроили для них маленький монастырь. В этом монастыре она прожила до 1253 года, более сорока лет, до самой смерти. Из первых рук до нас дошло описание, как жили эти женщины в те годы, в начале францисканского движения. Это восхищенный рассказ одного фламандского епископа, посетившего Италию, Жака де Витри, который утверждает, что нашел там великое число мужчин и женщин всех социальных слоев, которые, «оставив все ради Христа, бежали от мира. Они называли себя братьями меньшими и сестрами меньшими и снискали великое уважение Папы и кардиналов… Женщины живут вместе в различных богадельнях недалеко от городов. Они ничего не получают и живут делом своих рук. И они весьма опечалены и смущены, ибо клирики и миряне почитают их больше, чем им хотелось бы» («Lettera dell’ottobre 1216»: FF, 2205, 2207).

Жак де Витри уловил с прозорливостью характерную черту францисканской духовности, к которой Клара была очень чувствительна: радикальность бедности в сочетании с полным упованием на Божественное Провидение. Поэтому она действовала с великой решимостью, получив от Папы Григория IX или, вероятно, уже от Папы Иннокентия III так называемую «Privilegium Paupertatis», привилегию бедности (ср. FF, 3279). На основе этой Привилегии Клара и ее духовные сестры из церкви Св. Дамиана не могли обладать никакой материальной собственностью. Это было поистине чрезвычайное исключение по отношению к действовавшему каноническому праву, и церковные власти того времени предоставили привилегию, ценя плоды евангельской святости, которые они признали в образе жизни Клары и ее духовных сестер. Это свидетельствует о том, что и в Средневековье роль женщин не была второстепенной, но значительной.В связи с этим следует упомянуть, что Клара стала первой женщиной в истории Церкви, которая составила письменное Правило, представив его на одобрение

Папы, с тем чтобы харизма Франциска Ассизского сохранялась во всех женских общинах, которых становилось все больше и больше уже в ее времена и которые желали вдохновляться примером Франциска и Клары.

В монастыре Св. Дамиана Клара героически практиковала добродетели, которые должны отличать каждого христианина: смирение, дух благочестия и покаяния, любовь к ближнему. Будучи настоятельницей, она желала лично служить больным сестрам, беря на себя даже самые скромные задачи: ведь любовь к ближнему преодолевает любое сопротивление, и тот, кто любит, приносит всякую жертву с радостью. Ее вера в присутствии Святых Даров была столь велика, что дважды это проявилось чудесами. Лишь при помощи выставленных Святых Даров она удалила солдат-сарацин, которые уже были готовы напасть на монастырь Св. Дамиана и разграбить город Ассизи.

Эти эпизоды, а также другие чудеса, которые сохранились в памяти, побудили Папу Александра IV причислить Клару к лику святых всего через два года после ее смерти, в 1255 году, воздавая ей похвалу в булле канонизации, в которой читаем: «Сколь ярка сила этого света и сколь сильно сияние этого светлого источника! Воистину, этот свет держал себя сокрытым в убежище затворнической жизни, прорываясь за ее пределы яркими проблесками; он сиял в тесной монастырской келье и распространился на весь мир. Клара скрывалась; но ее жизнь была явлена всем. Клара молчала, но ее слава кричала» (FF, 3284). И это именно так, дорогие друзья: святые меняют мир к лучшему, преобразуют его надолго, вводя в него энергии, которые может вызвать только любовь, вдохновенная Евангелием. Святые являются великими благодетелями человечества!

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.