Во время общей аудиенции 3 марта 2010 года Святейший Отец говорил о святом Бонавентуре, выдающемся богослове и магистре парижского университета, на протяжении 17 лет возглавлявшего Орден Францисканцев. Этому святому была посвящена вторая докторская диссертация Папы Бенедикта XVI. Ниже приводится перевод катехизации, данной Папой на общей аудиенции в зале Павла VI.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня я хотел бы поговорить о св. Бонавентуре из Баньореджо. Признаюсь, эта тема вызывает во мне определенную ностальгию, потому что напоминает об исследованиях, которые я, будучи молодым ученым, проводил именно по этому автору, и он особенно дорог для меня. Изучение его трудов значительно повлияло на моё становление. Несколько месяцев назад я с большой радостью совершил паломничество на его родину, в Баньореджо, итальянский город в регионе Лацио, который чтит его память.
Святой Бонавентура, родившийся, по всей вероятности, в 1217 году, умер в 1274. Таким образом, он жил в XIII веке, в эпоху, когда христианская вера, глубоко проникшая в европейскую культуру и общество, вдохновляла бессмертные произведения в области литературы, изобразительных искусств, философии и богословия. Среди великих христианских деятелей, которые способствовали установлению гармонии между верой и культурой, особенно выделяется Бонавентура, человек действия и созерцания, глубокого благочестия и благоразумного управления.
Его звали Джованни Фиданца. Один эпизод, произошедший, когда он был ещё мальчиком, глубоко повлиял на всю его жизнь, как он сам об этом рассказывает. Он тяжело заболел, и даже его отец, который был врачом, уже не надеялся спасти его от смерти. Тогда его мать прибегла к заступничеству святого Франциска Ассизского, который был недавно канонизирован. И Джованни исцелился.
Образ Ассизского Бедняка стал ему еще ближе несколько лет спустя, когда он оказался в Париже, куда отправился на учебу. Он получил степень Магистра искусств, которую мы могли бы сравнить с дипломом какого-нибудь престижного лицея нашего времени.
В этот момент, как и многие другие молодые люди прошлого и настоящего, Джованни задался вопросом: «Что мне делать с моей жизнью?»
Очарованный пылким свидетельством и евангельским радикализмом Меньших Братьев, прибывших в Париж в 1219 году, Джованни постучал в двери местного францисканского монастыря и попросил принять его в большую семью учеников св. Франциска. Много лет спустя он объяснил причины этого решения: он признал действие Христа в святом Франциске и в основанном им движении.
Он написал в письме, адресованному одному из собратьев: «Исповедую перед Богом, что причина, побудившая меня возлюбить больше всего жизнь блаженного Франциска, состоит в том, что она подобна началу и возрастанию Церкви. Церковь началась с простых рыбаков и, впоследствии, обогатилась самыми знаменитыми и мудрыми учеными; духовность блаженного Франциска была создана не благоразумием людей, но Христом». (Epistula de tribus quaestionibus ad magistrum innominatum, в Opere di San Bonaventura. Introduzione generale, Roma 1990, p. 29)
Примерно в 1243 году Джованни облачился во францисканский хабит и взял в монашестве новое имя – Бонавентура. Он был немедленно направлен на учебу на богословский факультет парижского университета, где прошел серию очень сложных курсов и получил необходимые для академической карьеры титулы библейского и сентенциального бакалавра. Так, Бонавентура глубоко изучил Священное Писание, Сентенции Пьетро Ломбардо – лучшее руководство по богословию того времени – и наиболее значимых теологов. В общении с преподавателями и студентами, прибывшими в Париж из разных стран Европы, вырабатывалось его личное размышление и духовная восприимчивость, которые, в последующие годы, проявились в его богословских трудах и проповедях и сделали его одним из важнейших богословов в истории Церкви.
Важно напомнить название диссертации, которую он защитил, чтобы быть допущенным к преподаванию богословия, licentia ubique docendi, как тогда говорили. Его диссертация называлась «Спорные вопросы о Христовой науке». Эта тема показывает центральную роль Христа в жизни и учении Бонавентуры. Мы можем без сомнения сказать, что вся его мысль была глубоко христоцентричной.
В те годы в Париже, на второй родине Бонавентуры, бушевала яростная полемика против Братьев Меньших св. Франциска Ассизского и Братьев Проповедников св. Доменика де Гусмана. Под сомнение было поставлено их право преподавать в университете и даже – подлинность их посвященной жизни.
Конечно, изменения, внесенные нищенствующими орденами в подход к пониманию монашеской жизни, о которых я говорил в предыдущих катехезах, были настолько новаторскими, что не всем удавалось понять их.
К этому добавлялись, как это случается даже среди искренне верующих людей, такие человеческие слабости, как зависть и ревность.
Хоть Бонавентура и столкнулся с оппозицией других университетских преподавателей, он уже начал преподавать на францисканской кафедре богословия и, в ответ на критику нищенствующих орденов, сочинил произведение, озаглавленное «Евангельское совершенство». В этой работе он показывает, как нищенствующие ордена, особенно, Братья Меньшие, практикуя обеты бедности, целомудрия и послушания, следуют заповедям самого Евангелия.
Помимо этих исторических обстоятельств, учение, представленное Бонавентурой в этом произведении и во всей его жизни, остается всегда актуальным: Церковь становится светлее и прекраснее от верности призванию этих ее сынов и дочерей, которые не только реализуют евангельские заповеди на практике, но, по благодати Божией, призваны соблюдать ее рекомендации, свидетельствуя, таким образом, через свою жизнь в духе бедности, целомудрия и послушания, что Евангелие является источником радости и совершенства.
Буря утихла, по крайней мере, на некоторое время, и, благодаря личному вмешательству Папы Александра IV, в 1257 году Бонавентура был официально признан доктором наук и преподавателем парижского университета. Однако ему пришлось отказаться от этой престижной должности, поскольку в том же году генеральный капитул ордена избрал его генералом.
Он исполнял эту миссию на протяжении семнадцати лет с мудростью и самоотверженностью, посещая провинции, обращаясь с письмами к братьям, вмешиваясь порой с определенной суровостью, чтобы пресечь злоупотребления. Когда Бонавентура начал это служение, орден Братьев Меньших пережил небывалый рост: он включал более 30 тыс. братьев, рассеянных по всему Западу, а так же миссионеров в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже в Пекине.
Необходимо было закрепить этот рост и, прежде всего, придать братьям единство действий и духа в полной верности харизме Франциска. В самом деле, различные интерпретации послания святого Франциска, возникшие между его последователями, грозили реальным риском внутреннего раскола.
Чтобы избежать этой опасности, в 1260 году генеральный капитул ордена в Нарбоне принял и утвердил текст, предложенный Бонавентурой, в котором были собраны и унифицированы нормы, регулирующие повседневную жизнь Братьев Меньших.
Бонавентура, однако, предвидел, что, независимо от мудрости и умеренности, вдохновивших законодательные меры, их недостаточно, чтобы обеспечить общение духа и сердец. Были необходимы общие идеалы и мотивации.
Поэтому Бонавентура хотел представить подлинную харизму Франциска, его жизнь и учение. Для этого он усердно собирал документы, касающиеся Бедняка, и внимательно слушал воспоминания тех, кто знал Франциска лично. Всё это вдохновило исторически обоснованную биографию ассизского святого, названную «Большая легенда». Более краткое её изложение получило название «Малая легенда».
В отличие от итальянского термина, латинское слово «legenda» означает не плод фантазии, а напротив, авторитетный текст, который следует воспринимать как официальный. И действительно, генеральный капитул Братьев Меньших 1263 года, собравшийся в Пизе, признал биографию, составленную Бонавентурой, самым верным портретом основателя, и так она стала официальной биографией святого Франциска.
Какой же образ св. Франциска появился из сердца и пера его последователя и преемника, святого Бонавентуры? Прежде всего, Франциск – alter Christus, человек, страстно искавший Христа. В любви, которая побуждала Франциска подражать Христу, он целиком сообразовался с Ним. Бонавентура указал на этот живой идеал всем последователям Франциска. Этот идеал, действительный для каждого христианина вчера, сегодня и всегда, был также предложен в качестве программы для Церкви третьего тысячелетия моим Предшественником, преподобным Иоанном Павлом II. «Эта программа, – написал он в послании Tertio Millennioineunte, – должна быть сосредоточена на Самом Христе, Которого следует знать, любить, Которому следует подражать, чтобы жить в Нем тринитарной жизнью и изменять вместе с Ним историю до ее свершения в небесном Иерусалиме» (п. 29).
В 1273 году произошло ещё одно изменение в жизни святого Бонавентуры. Папа Григорий X пожелал рукоположить его в епископы и назначил кардиналом. Понтифик также попросил его подготовить важнейшее церковное событие, II Экуменический Собор в Лионе, имевший целью восстановление общения между латинской и греческой Церквами. Бонавентура усердно взялся за эту задачу, но ему не удалось увидеть завершения этого экуменического собрания, поскольку он скончался во время его проведения.
Неизвестный папский нотариус сложил хвалу Бонавентуре, которая рисует нам убедительный портрет этого великого святого и превосходного богослова:
«Добрый, приветливый, благочестивый и милосердный человек, полный достоинств, возлюбленный Богом и людьми… Воистину, Бог одарил его такой благодатью, что все, кто видел его, наполнялись любовью, которая не могла сокрыться в их сердцах» (cfr J.G. Bougerol, Bonaventura, in A. Vauchez (a cura), Storia dei santi e della santitàcristian . Vol. VI. L’epoca del rinnovamento evangelico, Milano 1991, p. 91).
Давайте изучать наследие этого святого Учителя Церкви, который напоминает нам о смысле нашей жизни следующими словами:
«На земле… мы можем созерцать необъятность Бога через разум и восхищение, в небесной же отчизне, напротив, через видение, когда мы станем подобными Богу, и через экстаз … войдем в радость Божию» (La conoscenza di Cristo, q. 6,conclusione, in Opere di San Bonaventura. Opuscoli Teologici /1, Roma 1993, p. 187).
Источник (англ.): www.ewtn.com