• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Эммануил: Бог с нами

Андриан Зудин OFMConv

Христиане верят в то, что Бог воплотился в человека. Однако для нас это часто становится обычной вещью, которую мы восприняли еще с детства как должное. Постараемся понять, что Иисус сделал для нас через Свое воплощение, смерть и воскресение, и какое безумно важное дело для сущности молитвы Он совершил. Благодаря Иисусу нам открыт путь для личных отношений с Богом. Молитва стала для нас близкой встречей с Ним.
Подумайте, с кем бы вы хотели лично встретиться и поговорить, но по разным причинам это невозможно. Может, этот человек сейчас далеко и с ним нельзя связаться через Интернет, может быть, вы поссорились и никто из вас не решается сделать первый шаг. Но вам бы очень хотелось с ним поговорить. А может быть, этот человек уже отошел к Господу или просто не желает встречаться и общаться. Запишите его имя. Записать нужно, чтобы это было высказано самому себе и вы признали существование такого человека.
Во все времена Господь Бог неустанно давал людям возможность узнать Себя. Он приглашал их к диалогу и к общению с Собой. Всегда, даже когда из-за греха и непослушания человек отдалялся от Бога, Бог выходил ему навстречу.
Вспомните примеры из Священного Писания. Начнем с Адама: он согрешил и спрятался. И Бог ищет человека: «Адам, где ты?». Не Адам ищет Бога, а Бог ищет встречи с ним. Только для того, чтобы проснулась совесть Адама? Нет, думая так, мы смотрим на Бога как на судью. Господь ищет человека, чтобы помочь ему. Господь показывает человеку его дурные поступки, которые губят его и других людей. Грех – это прежде всего беда. Надо всегда помнить, что Бог пришел не осуждать человека, а осудить грех. Бог ищет встречи с Адамом, потому что тот спрятался, как прячется ребенок, накрывая себе голову подушкой и думая, что его никто не видит. Понятно, что Бог видит Адама, но Он ищет его лица.
Бог ищет сотрудничества и с Ноем, чтобы спасти род человеческий, когда тот идет к погибели. Когда весь народ погрузился в искаженное представление о Боге, язычество, Бог находит одного язычника – Авраама, чтобы принести спасение всем людям. Хотя часто в молитве для нас все выглядит иначе: мы ищем Бога. На самом же деле, это Бог ищет нас, инициатива принадлежит Ему.
Смотря на историю спасения, мы понимаем, что Бог пришел к нам во Христе, и это является вершиной Его поиска. В воплощении Иисуса Христа Бог приблизился к нам во всей Своей полноте, чтобы мы вошли в полноту единения и общения с Ним. И это дает нам совершенно новую перспективу для понимания того, что такое молитва.
В Послании к евреям (1, 1-2) говорится: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, через которого и веки сотворил».
Нам нужно стремиться к более полному пониманию того, что Бог сделал для нас в Иисусе Христе. Помните, как Христос говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17, 21). Бог уже среди нас. Он живет среди нас. И когда мы это поймем, то получим новую отвагу, дерзновение и смелость для пребывания в глубоком единении с Богом в любом месте и в любое время.

Божий план
Прекрасный Божий план пребывания в близости и дружбе с человеком начал разрушаться с момента грехопадения, с первого греха Адама и Евы. Это произошло лишь одномоментно, когда Адам и Ева потеряли способность жить перед лицом Божьим? Или же он разрушался и дальше, все больше и больше? Мы видим историю Каина и Авеля, потом кто-то из потомков Каина вообще опускается до убийства всех подряд. Мы видим, как постепенно искажается образ Бога и как весь мир погружается в язычество. Проблема язычества в том, что это искажение истины о Боге. Все больше Божий план рассыпался. Что было поводом и причиной этого? Зависть дьявола. «Не буду служить», – говорит Люцифер. Кому он не хочет служить? Человеку и Богу, потому что Бог захотел стать человеком. От зависти Люцифер переходит к ненависти из-за того, что Бог так возлюбил человека.
Итак, по причине зависти дьявола, а также человеческой слабости и неверности, рушится Божий план. Но только потому, что грех человека вторичен, а первичен грех дьявола, для нас возможно покаяние и обращение. Оно возможно до тех пор, пока наш грех происходит из слабости и неверности, а не из решения отвергнуть Бога. К сожалению, человеческая слабость и неверность возрастают от поколения к поколению. Если мы не идем навстречу Богу, то мы идем от Бога.
Ситуация с духовной жизнью чем-то похожа на ситуацию человека, который находится на эскалаторе. Эскалатор идет вниз, и чтобы стоять на месте, надо идти вверх. Если я остановился, то я покатился вниз. А чтобы двигаться вверх, нужно идти быстрее, чем движется эскалатор.
Как говорит нам пророк Исайя, «беззакония ваши произвели разделения между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис 59, 2).
Дьявол постоянно искал различные способы, чтобы разорвать связь между Богом и человеком. Какие же последствия для людей всегда имел его успех? Не просто плачевные, а катастрофические. Даже Израиль, избранный народ, всегда ли был верен? Сколько раз Господь говорил ему: «Вы народ с необрезанными сердцами, народ неверный!» Господь называет Израиль «народом жестоковыйным» (Исх 33, 3). Что значит это слово? Выя – это задняя часть шеи. «Жестоковыйный» означает, что голова не сгибается, шея как будто каменная, невозможно ее согнуть. Давайте посмотрим на историю Израиля. Вроде бы Господь вывел его из Египта, дает ему сначала судей, потом царей. Но что происходит? Сначала народ разделяется, искажает свое представление о Боге, и происходит вавилонское, а потом ассирийское пленение. Затем вроде бы народ отпускают, но за его землю борются одни империи с другими. И, в конце концов, народ теряет свою землю, его изгоняют.
Если смотреть по-человечески, то кажется, что все, что Господь делал для Своего народа, раз за разом рассыпалось в прах по вине самого народа, из-за его слабости. Но, на самом деле, за этим стоял дьявол, его хитросплетенные планы.
Однако Бог в Своей любви не отвратился от тех, кого избрал. Он не оставил их. Господь постоянно говорит: «Ты неверен, но Я верен. Не брошу тебя и не оставлю». Через пророков он предсказывал пришествие Мессии, Который все обновит и вернет Божий порядок. Когда? В полноте времен. И в полноте времен что произошло? Бог дал нам Своего Сына Иисуса.
Откроем Евангелие от Иоанна (3, 16): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную». «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1, 14).
В греческом тексте буквально написано, что Слово «разбило шатер». О чем это? Тема шатра (скинии) ведет нас к скинии Завета.
Расскажу вам историю из моего опыта, связанную со скинией Завета.
Когда я впервые оказался во францисканском храме в Местре, неподалеку от Венеции, то ужаснулся. Потом я еще дважды бывал там, изучая итальянский. Чтобы этот храм стал для меня местом молитвы, пришлось понять, в чем был замысел архитектора. Это огромная железобетонная конструкция, на первый взгляд напоминающая смесь китайской пагоды со спортзалом, в стиле соцреализма. И только потом, читая историю этого храма, я понял замысел архитектора. Во-первых, храм строился в эпоху соцреализма, в 60-70-х годах ХХ века. В моде был христианский социализм, а в Местре как раз жил пролетариат, рабочий народ. И этот храм там воздвигли, чтобы он напоминал скинию Завета. На нем по-итальянски написано: «Разбил Господь Свой шатер среди народа Своего». И действительно, это высокий, огромный шатер, на вершине которого висят колокола. Внутри опалубка, то есть форма, в которую заливают железобетон, была деревянной. И когда ее сняли, на бетоне остались следы узора дерева. Само по себе это красиво, если понимаешь красоту соцреализма. Но когда я туда вошел впервые, это мне не помогало молиться, а мешало.
Человек может молиться где угодно. Но есть места, где он молится «вопреки», а есть места, где ему легко молиться благодаря архитектурной конструкции. Потом, когда я осознал замысел архитектора и привык к нему, мне стало хорошо там молиться.
К чему эта история? Господь разбил Свой шатер среди людей, чтобы быть с ними. А этот храм возвели в то время, когда были популярны коммунизм и социализм, чтобы он говорил «к сердцам людей» того времени.
После заключения Завета при Моисее народу надлежало еще долго идти в Землю обетованную. Бог пожелал создать скинию, чтобы путешествовать вместе со Своим народом, сопутствовать ему во время странствия по пустыне. Израильтяне сделали шатер Завета, шатер – это подобие палатки. Тогда Господь просил не построить храм, а поставить шатер, потому что хотел идти вместе со Своим народом. И благодаря этому израильтяне могли видеть славу Божию, которая сопровождала их.
После заключения Завета Моисей шел в этот шатер, где ставили ковчег Завета. Неоднократно, когда он заходил туда, чтобы совершить жертвоприношение или помолиться, на скинию опускался столп света, как в тот момент, когда Господь проводил народ через море.
Этот столп света означал присутствие Божьей славы в скинии. Бог приходил и был посреди потерянного народа.
В Евангелии от Матфея мы читаем: «Cе, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1, 23). Бог с нами – это значит, что Он с каждым из нас. Он приблизился к нам. В каждой ситуации, особенно в трудной, когда приходят боль и страдания, вспомните, что Бог с вами, и живите с этой истиной. И если сейчас вы переживаете какие-то трудности, то с верой произнесите: «Бог со мной».
С рождением Христа люди обрели Спасителя и стремятся к близости с Ним, «льнут» к Нему. Мария и Иосиф держали Иисуса на руках, обнимали Его. Мудрецы Востока искали Его. Пастухи восстали от сна, их разбудили ангелы, чтобы они могли прийти и поклониться своему Господу. Явная грешница, блудница, целовала Его стопы, омывала слезами и отирала своими волосами. Апостол Иоанн возлежал у Него на груди во время Тайной вечери. Иисус обнимал детей. А учеников называл Своими друзьями. Как господин Он вернулся в Свой оставленный, брошенный виноградник. Как возлюбленный жених – вернулся к своей неверной, но возлюбленной невесте. Как пастырь – к своим потерянным овцам. Как лекарь – пришел к израненным дьяволом и грехом людям, ко всему человечеству.
Иисуса называли другом мытарей и грешников (Мф 11, 19). А сам Он говорил: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11, 28).
Через рождение, смерть и воскресение Христа был побежден грех, который отделяет нас от Бога, был побежден дьявол, который является причиной и хозяином греха. И было побеждено осуждение человека, которое заставляет нас бежать от лица Божия, как бежит Каин, как прячется Адам. Как бежит от лица Божия, не принимая Его волю, бедный пророк Иона. Для тех, кто удалились от Бога, «приблизилось Царство Небесное» (Мф 4, 17).
Если вы чувствуете, что далеки от Бога по причине греха, сомнения, то примите эту истину. Истину не только о грехе и своем сомнении, о своих помехах и препятствиях на пути к Богу, но истину о том, что Бог приходит в самые дальние уголки этого мира, чтобы нас найти. Найти нас, потерянных овец, и взять на Свои плечи, так как понимает, что израненная и потерянная овечка сама идти уже не может. Нет уже никаких препятствий, которые не позволяли бы нам жить в общении с Богом. Благодаря Иисусу Христу стала возможной встреча с Богом лицом к лицу.
Нам нужно вновь принять истину о спасении: Бог спас лично каждого из нас, сделал для этого все, что возможно, искупил нас. Подумайте о своих планах. Может быть, не все их можно осуществить сейчас, какие-то можно будет воплотить лишь спустя время. И вы ожидаете благоприятной ситуации для этого. А ведь Бог уже осуществил Свой главный план в отношении вас. Он сделал все для вашего спасения, уже победил грех, дьявола и осуждение. Уже искупил вас. Это, несомненно, самое прекрасное событие в истории вашей жизни. И оно уже свершилось.
Прочитайте строки из Евангелия от Иоанна (3, 16) так, как будто там записано ваше имя:
«Ибо так возлюбил Бог (ваше имя), что отдал Сына Своего Единородного, дабы я (имя), верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего ко мне (имя), чтобы судить, но чтобы я (имя) спасен был через Него».
Итак, как только к вам будет приходить мысль, что у вас нет веры или ваша вера ослабла, то читайте снова эти слова. Чтобы осознать, что Бог действительно достоин веры, и ваша вера становилась настоящей и живой.

Святыня Завета
Истину о том, что означает приход Иисуса на землю и Его спасительная миссия, мы можем лучше понять, если сравним святыню храма Ветхого Завета и святыню Нового Завета.
Святыней Ветхого Завета был храм Израиля. Как мы уже говорили, вначале местом культа и местом пребывания ковчега Завета во время пути израильтян в Землю обетованную была скиния Завета. Это был шатер, который построили очень старательно, согласно замыслу, который Сам Бог представил Моисею. И только после того, как Соломон – сын царя Давида – построил храм, все то, что находилось в ковчеге, перенесли туда. Каждый иудей три раза в год совершал паломничество к храму, в праздники Пасхи, праздник кущей и праздник седмиц, иначе называемый Пятидесятницей.


Как выглядел Иерусалимский храм? Здание храма состояло из нескольких помещений. Сначала был притвор, далее – главное помещение, так называемое «место святое», со столом, где находились хлебы предложения, 10 подсвечников и золотой алтарь каждения. За алтарем было место с ковчегом Завета, называемое «Святое святых». В этом древнем храме были определены разные зоны для тех, кто мог в них пребывать. Обычные миряне-израильтяне могли находиться только во внутреннем дворе храма. В само здание храма дозволялось входить только священникам и левитам. Почему? Дело в том, что здание храма израильтяне воспринимали как «личный дом Бога», то есть как кусочек Неба на земле. Поэтому туда могли входить только «домашние», слуги Господа Бога. А в Святое святых мог войти лишь первосвященник, причем только один раз в году, в праздник Йом-Киппур, «День очищения». В этот день первосвященник, приняв жертву от общества, входил с кровью этой жертвы в Святое святых и кропил ею на престол благодати, непосредственно «над Законом», чтобы таким путем удовлетворить его требования. Затем, как посредник, он брал грехи на себя и выносил их из святилища. Возлагая свои руки на голову козла отпущения, он исповедовал над ним все эти грехи и таким образом символически переносил их с себя на козла. А козел уносил их прочь, и они считались навсегда удаленными из среды народа.
Святое святых для иудеев было пространством, в котором обитал cам Бог. Оно было отделено от остальной части храма специальной завесой. На потолке там были изображены солнце, луна, звезды и планеты, чтобы показать, что здесь – место присутствия неба на земле. Об этом мы можем прочитать у историка Иосифа Флавия в «Иудейских древностях». Бог, живущий на Небесах, выбрал Себе это одно единственное место на земле, чтобы и там обитать.
Храм Нового Завета – Иисус Христос. В Послании к евреям мы читаем: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и, омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр 10, 19-23).
Что важно для нас в этом тексте? Мы имеем дерзновение «входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым», то есть посредством Евхаристии. Мы входим в «Святое святых», куда ранее мог входить только первосвященник, и то это был лишь образ присутствия Божия. А сейчас мы, крещеные, омытые водою и кровью Христа, имеем это право и возможность. Мы входим «через завесу», то есть через Тело и Кровь Христовы, принимая Причастие.
Итак, мы можем быть полностью уверены, что входим в «Святое святых», в место Царствия Отца, Сына и Святого Духа. Не благодаря нашим заслугам, молитвам и добрым поступкам, но благодаря Крови Иисуса Христа, пролитой за нас на кресте. Христос сделал это возможным. Да, с нашей стороны необходимо содействие. И здесь как раз важны наши добрые дела, молитвы, наша искренность и протянутая рука, наше хождение по этому пути. Но по сравнению с тем, что сделал для нас Иисус на кресте, это неизмеримо мало.
В момент смерти Иисуса на кресте было дано знамение: завеса в храме разодралась на две части, и произошло землетрясение. В этот момент мы получили доступ к Богу.
Бог теперь не сокрыт от нас в скинии за завесой. Любой из нас имеет доступ к Нему, потому что преграды, которая нас разделяла, больше нет. Каждый, кто верит в свершившееся на кресте и откроет свое сердце для Христа, имеет возможность войти в прямой контакт с Богом, обрести отношения с Ним. Мы счастливчики, ведь чтобы встретиться с Богом мы уже не должны три раза в год совершать паломничество в единственный храм в Иерусалиме. Каждый раз, когда мы молимся, Небо становится реальностью на земле, оно – рядом с нами, вокруг нас. В полноте мы войдем в него, когда пересечем порог вечности. Но уже здесь, на земле, когда мы молимся, небо открывается для нас. Оно теперь там, где мы молимся, будь это прекрасный готический или византийский храм, лес или каменные джунгли города.
Когда мы начинаем молитву и говорим: «Вот, я пред Тобою, Боже», – мы действительно перед Ним. Господь Бог приходит, чтобы говорить с нами так, как говорит человек со своим другом. Святой Павел объясняет, что Христос для нас сделал: «Во Христе Иисусе, Господе нашем, в котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Еф 3, 11-12). Дерзновение – это смелое предстояние перед Богом. Греческое слово «парезия» (дерзновение) означает «говорить все открыто». Человек, который в такой смелости и открытости встает перед Богом, может изливать перед Ним все свое сердце, ничего не скрывая и ничего не боясь. Открывая и хорошее, и не очень хорошее. Открывайте Ему в молитве все, потому что Он и так все видит. Открывайте Ему свое сердце – это и есть дерзновение пред Богом. Да, необходимо пребывать в страхе Божием, но это не означает бояться что-то открыть. В трепете пред Его величием, любовью и святостью открывайте все.
Святой Папа Иоанн Павел II сказал: «Христос является исполнением Божьего плана любви. В силу этого плана человек имеет доступ к Богу не только как творение – к своему Творцу, но и как дитя – к своему Отцу. Христианство означает новое сотворение, новую жизнь во Христе, через Которого человек может обращаться к Богу Отцу: «Авва, Отче мой, Отче наш».
Есть всего один посредник между нами и Богом – Иисус Христос. Он умер за нас, чтобы навсегда приблизить нас к Богу. Благодаря Иисусу мы одарены глубоким единением с Богом, который теперь для нас «Авва», в переводе это значит не просто «отец», а «папочка», это эмоционально окрашенное слово. Поэтому Иисус научил нас молитве «Отче наш».
Мы думали о людях, с которыми хотели бы встретиться, но в данный момент это по какой-либо причине невозможно. А теперь запомните: вы никогда не должны так думать о Боге. Наоборот, благодаря Иисусу мы можем находиться с Ним в близких личных отношениях и имеем к Нему постоянный и неограниченный доступ. Никогда не может быть такой ситуации, чтобы мы не могли поговорить с Богом.
Наш Царь пришел и пригласил нас на совместный пир. Не бойтесь встретиться с Ним, не бойтесь, что Он очарует ваше сердце. Для этого Он и пришел и пригласил нас. Это и есть та новая «живая вода», которая нас внутренне увлекает, та новая перспектива для нашей молитвы в единении с Богом. В Иисусе мы всегда имеем смелый, дерзновенный доступ к Отцу.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.