• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Святой Антоний Падуанский “Когда же придет Утешитель…” (отрывок из проповеди на Шестое воскресенье после Пасхи)

Джотто ди Бондоне. Сошествие Святого Духа на апостолов

«В то время сказал Иисус Своим ученикам: Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26).

Говорит Господь через Исайю: «Оживут мертвые, воскреснут убитые Мои. Воспряньте и вознесите хвалу, поверженные во прахе, ибо роса утренняя – Твоя роса» (Ис 26, 19). Роса зовется так, потому что разрежена и неплотна, как дождевая влага. Самая обильная роса наполняет поля после безоблачных лунных ночей. Тогда земная влага, которую перед этим целый день иссушал солнечный зной, выпадает в виде росы. Роса означает Утешителя, Духа истины, потому что Он, с нежностью наполнив собою грешника, умеряет солнечный жар, т.е. похоти плоти. Потому в Книге Иисуса, сына Сирахова говорится: «Роса, выпадающая от зноя, ослабляет его» (Сир 43, 24). Когда на грешника, которого сделал таковым жар греха, нисходит благодать Святого Духа, она, словно роса, умеряет этот зной и показывает грешнику, какими и сколькими пороками уловлена его душа, повергая его тем самым во скорбь, дабы он опечалился от того, что содеял. Иеремия говорит об этом: «После того как Ты вразумил меня, я бил себя по бедрам» (Иер 31, 19). Ибо после того как благодать Святого Духа вразумит грешника, указав ему на множество его мерзостей, он сам бичом покаяния бьет бедра, т. е. свою плоть.

Заметь, что Дух Святой по праву зовется «утренняя роса». «Роса» – потому что доставляет облегчение; «утренняя» – потому что несет свет. Итак, с приходом утренней росы мертвые, по грехам своим, оживут жизнью благодати, а убитые мечом вины воскреснут первым воскресением, которое есть покаяние. Итак, воспряньте, объятые сном греха, и исповеданием своей вины вознесите Богу хвалу, поверженные в прахе мирской суеты, ибо роса утренняя – это Дух Святой, Отец кающихся, Утешитель плачущих, о котором Сын говорит в сегодняшнем Евангелии: «Когда же придет Утешитель…» и т. д. […]

Заметь, что этот отрывок Евангелия прямо провозглашает истинную веру во Святую Троицу. Дух Святой ниспосылается от Отца и Сына, Каковых три суть Одна субстанция и полное равенство. Их един­ство в сущности, а различие в лицах. Поэтому «Господь, согласно Евангелию от Матфея, прямо говорит о единстве Божественной сущности и о различии лиц: «Идите, крестите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа» (ср. Мф 28, 19). Он сказал именно «во имя» , а не «во имена» , чтобы указать на единство сущности. Ведь в ней, в Троице, первоначало всех вещей, совершеннейшая красота и святейшее наслаждение. Как высшее начало, согласно книге Августина «Об истинной религии» , мыслится Бог Отец, от Которого исходит все, от Которого и Сын, и Дух Святой. Как совершеннейшая красота мыслится Сын, Который есть истина Отца, ни в чем ему не противоречащая, почитаемая нами вместе с Ним и в Нем, которая является формой всего, что от Единого начало быть и к Единому возвращается. Как святейшее наслаждение и высшая благость мыслится Дух Святой, Который есть дар Отца и Сына; этот дар Божий нам следует неизменно почитать наравне с Отцом и Сыном. Итак, через рассматривание творений мы постигаем Троицу в единстве Ее субстанции, а именно: Одного Бога Отца, от Которого мы суть, и Сына, через Которого мы суть, и Духа Святого, в Котором мы суть; т.е. начало, к которому мы стремимся, форму, которой следуем, и благодать, которой возрождаемся. Душа же наша, чтобы обратиться к созерцанию Творца, должна твердо верить и в Единство в Троице и в Троицу в Единстве. И следует нам рассмотреть, какой след Троицы открывается в нашей душе.

Августин в книге «О Троице» говорит: «Хотя человеческая душа и не той же природы, что и Бог, она есть образ Того, Кто более всех благ. Образ этот должно искать и найти в том, что составляет наиболее благую часть нашей природы, т. е. в душе. Вот душа наша помнит себя, разумеет себя и любит себя. Если мы это видим, мы видим троицу, хотя и не Бога, но образ Божий. Троицу эту составят память, разум и воля или же любовь. Три же эти способности не суть три жизни, но одна жизнь; не три души, но одна душа; не три сущности, но одна сущность». […]

Итак, скажем: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины…». Обрати внимание на три слова: «Утешитель» , «Дух» и «истина». В горестном нашем изгнании мы подвергаемся действию трех зол – бедствия, причиняющего мучения; греха, несущего смерть; и суеты, вводящей в обман.

О бедствии, причиняющем мучения, в Книге Исхода сказано, что «Фараон поставил над сынами Израилевыми начальников работ, чтобы изнуряли их тяжкими работами. И они построили Фараону Пифом и Рамсес, города для запасов» (Исх 1, 11). Так дьявол поставляет над теми, кто христиане лишь по имени, начальников работ, т. е. демонов, распространяющих всевозможные пороки, дабы те изнуряли их бременем грехов. Об этом в книге Плач Иеремии говорят сами несчастные: «Нас погоняли в шею и утомленным не давали отдыха. Протягиваем руку к Египту и к ассирийцам, чтобы насытиться хлебом» (Плач 5, 5.6). Вавилоняне, т.е. демоны, возлагают на шею плененного им человека тяжкое бремя и, словно быка или осла, волокут его на веревке за собою; утомленному они не дают ни малейшего отдыха, ввергая его во все новые и новые грехи. О, какое безумие – утомляться в пути, но не желать остановиться! Они говорят: «протягиваем руку», т. е. отдаем себя в рабство, «Египту», т. е. миру, и «ассирийцам», т. е. демонам, «чтобы насытиться хлебом», т. е. плотскими похотями, и строят Фараону, «т. е. дьяволу», Пифом и Рамсес, города для запасов.

Пифом переводится как пасть бездны, Рамсес – как ущерб от моли. Пифом означает распутство, пасть бездны, которая никогда не произнесет: «Достаточно», поскольку не просвещена светом благодати и лишена чувства меры. Ибо похоть, по словам св. Иеронима, всегда мучается от собственной ненасытности.

Об этой бездне говорит Псалом (41, 8): бездна бездну, т. е. распутство – новое распутство, призывает, словно жабы, ищущие друг друга. Жаба обладает свойственным лишь ей голосом – кваканьем. Издавать такие звуки она способна, только если находится в воде. Чаще всего самец призывает таким образом самку для соития. Жаба возвышает голос, погрузив в воду нижнюю челюсть и подняв верхнюю, при этом глаза ее от напряжения сияют подобно светильникам. Теперь расскажем и о пауках, как они поступают, захотев соединиться: самка тянет к себе самца, а затем и он – самку, с помощью нитей паутины. Так оба они не переставая тянут нить, доколе не соединятся. Распутники же, словно жабы, пребывают в жиже плотских похотей, глаза их исполнены прелюбодеяния и воспламенены страстью, они словами и жестами побуждают друг друга к распутству. Как пауки, они притягивают друг друга с помощью нити, сотканной из слов и обещаний, доколе не соединятся в бездне собственной погибели.

Рамсес означает ску­пость, которая повреж­дает душу, так же как моль – платье. Слово «моль» (tinea) происходит от глагола «отбирать» (tenere), ибо моль грызет то, на чем сидит. Так и скупость повреждает душу, отчего чем более приобретет скупой, тем сильнее алчет. Св. Бернард говорит об этом: «Серд­це человеческое способно насытиться золотом не более, чем плоть человеческая – воздухом». Итак, распутство и скупость суть города дьявола. А какое бедствие может быть больше бедствия, заключенного в бездне и точимого молью?

О грехе, несущем смерть, в Книге Бытия сказано: «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу» (Быт 35, 19). Слово «Ефрафа» переводится как «плодородная» и означает изобилие преходящих благ, в которых несчастная душа задыхается и оказывается погребенной, сверху же на нее давит камень дурного образа жизни. Поэтому «богач, облачавшийся в пурпур, за то, что при жизни был погребен в наслаждениях, после смерти погребен в преисподней» (Лк 16, 19–22). Во Второй книге Паралипоменон об этом сказано: «Положили Асу на одр его, который наполнили благовониями и разными маслами, изготовленными искусством пигментариев, и сожгли их над ним сожжением великим» (2 Пар 16, 14). Имя Аса переводится как «возвышающийся» и означает надменного богача века нынешнего, о котором говорит пророк: «Видел я нечестивого, превозносящегося и высящегося как кедры ливанские» (Пс 36, 35). Одр, на котором он покоится, подобно расслабленному, это его тело (Мф 9, 12). Одр наполняют благовония и разные масти, т. е. почести, богатства и наслаждения, изготовленные искусством пигментариев, т. е. демонов. Впоследствии же и душа, и тело такого несчастного будут сожжены сожжением великим в неугасимом пламени геенны. Ведь «всякий человек подает сперва хорошее вино, затем худшее» (Ин 2, 10). За то, что ты пьешь из золотой чаши, Вавилон, до самого дна осушишь кладезь вечного проклятия.

О суете, вводящей в обман, в Третьей кни­ге Царств сказано: «Про­рок-старец обманул человека Божия и возвратился с ним в дом свой. И тот поел хлеба в его доме и напился воды. Когда же он поел и напился, старец оседлал ему осла своего. И отправился он. И встретил его на дороге лев, и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. И лев не изломал осла и не съел тела» (3 Цар, 13, 11. 19. 23. 24. 28). Пророк-старец – мирская суета, пророчества которой всегда лживы. Иеремия в Книге Плача говорит об этом: «Пророки твои провещали тебе пустое и ложное» (Плач 2, 14). Пророки наши суть мирская суета и похоти плоти. Стоит им только увидеть, что мы презрели мир и умерщвляем плость, они без промедления начинают предвещать нам нужду и немощи. «Если раздашь все, что имеешь, – говорят они, – на что станешь жить? А будешь умерщвлять плоть – впадешь в немощь». О! Сколь лживы такие пророки! Они из тех, кто пророчествуют во имя свое, а не во имя Божие.

Хорошо сказано: «пророк-старец обманул человека Божия». И мирская суета хорошо названа пророком-старцем; ибо от начала мира, вплоть до скончания нынешнего века, пророк этот коснеет и будет коснеть в обмане. «В его доме» обманутый человек Божий «поел хлеба и напился воды». Хлеб означает превозношение мирской славы. О нем говорит Соломон в Книге Притчей: «Сладок человеку хлеб лжи, но потом уста его наполнятся галькою» (Прит 20, 17). Хлеб лжи – это мирская слава, мнящая, что является чем-то, тогда как в действительности она – ничто. Августин говорит об этом: «Все, что имеет пределы во времени, должно считать уже осуществившимся». За то, что эта слава была сладка человеку, рот его наполнится галькою, т. е. огненным камнем, т. е. вечным наказанием, которое невозможно ни проглотить, ни выплюнуть. И «напился воды». Вода есть распут­ство либо скупость, и «пиющий ее возжаждет опять» (Ин 4, 13). Итак, тот, кто станет есть этот хлеб и пить воду, тот будет умерщвлен львом, т. е. дьяволом.

И заметь, что «лев не изломал осла и не съел тела», ибо дьяволу нет нужды ни в плоти человеческой, ни в имуществе, но лишь душу его хочет он погубить. Об этом сказано: «И сказал царь Содомский Аврааму: Отдай мне души, а прочее возьми себе» (Быт 14, 21). Христос же выкупил нашу душу «преданием души Своей на смерть» (Ис 53, 12). Поэтому дьявол, когда хочет погубить нашу душу, прикладывает такие усилия – ведь ему надо обмануть столь великого покупателя.

Но против трех вышеназванных зол – бедствия, греха и суеты – Господь ниспосылает Святого Духа, Духа Утешителя, Духа истины. Против бедствия послан Утешитель, против греха – Дух, против суеты – истина. Утешитель ободряет нас в бедствии, приносящем мучения. Исайя говорит об этом: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, – не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис 43, 2). Обрати внимание на четыре слова: воды, реки, огонь и пламя. Воды означают чревоугодие и распутство, реки – земное благополучие, огонь – бедствия этой жизни, пламя – лукавство дьявольского преследования. Итак, пророк говорит: «будешь ли переходить через воды» и т.д. Ведь душе, закаленной в огне любви Святого Духа, не смогут повредить ни воды чревоугодия и распутства, ни реки земного благополучия. Соломон в Песне Песней говорит об этом: «Воды многие не могут потушить любви, и реки не зальют ее, ибо сияние ее – сияние огненное» (Песн 8, 7.6). Душу, воспламененную Святым Духом, не истребят ни огонь бед­ствий, ни пламя дьявольского преследования. Ведь этот Дух, по словам Даниила, «выбросил пламя огня из печи и сделал, что в середине печи был как бы шумящий влажный ветер» (Дан 3, 49–50).

Против вины Господь ниспосылает Духа, дабы человеческая душа была оживотворена Им. В Книге Бытия об этом сказано: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2, 7). Дыхание жизни – это благодать Духа Святого. Когда Бог вдувает ее в лицо души, Он тем самым пробуждает ее от смерти к жизни.

Против мирской суеты ниспослан Дух истины, ибо истина прогоняет ее. Иоиль говорит об этом: «Радуйтесь, чада Сиона, и веселитесь о Господе Боге вашем, ибо Он дал вам учителя праведности и ниспошлет на вас дождь ранний и поздний. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия вином и елеем» (Иоил 2, 23–24). Да будет благословен Господь Бог наш, о Котором мы, «чада Сиона» (Иоил 2, 23), т. е. Церкви, воинствующей и торжествующей, должны радоваться сердцем и веселиться, совершая благие дела, ибо Он дал нам Учителя праведности, Духа благодати, Который каждого из нас учит являть праведность свою. Дары Его – дождь ранний, т. е. раскаяние в своих грехах, и поздний, т. е. сокрушение о грехах чужих. Ибо совершенно изглаживает свои грехи тот, кто искренне оплакивает чужие. Когда учитель праведности сходит на гумно, т.е. на души верных, они наполняются зерном веры, а подточилия, т. е. их сердца, переполняет вино раскаяния и елей благочестия.

Поэтому справедливо сказано: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин 15, 26–27). Дух истины свидетельствует в сердцах верных о воплощении, страстях и воскресении Христовом. И мы должны свидетельствовать о них, ибо Христос воистину воплотился, воистину страдал и воистину воскрес.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.