Никто из людей не познал так хорошо Иисуса Христа, как Мария из Назарета, Его Мать. Никто не погрузился так глубоко в тайну Богочеловека, как Она.
Знакомство с «миром Марии», Ее словами, несомненно, приведет нас к более глубокой связи со Спасителем — и станет исполнением завещания самого Иисуса:
«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 26–27).
В Новом Завете есть всего лишь шесть эпизодов, когда Дева Мария что-то говорит. С тем большим вниманием вслушаемся в голос Той, Которая родила Предвечное Слово и стала Его Служительницей.
«Слово первое»
«Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1, 34)
Этот вопрос Мария обращает к миру невидимому, к невидимому Богу, посланцем которого был Архангел Гавриил.
Мария встречается с невидимым до сих пор Творцом — с Его миром, Его планом, Его таинственной волей. Несомненно, Мария знала о встречах с Богом великих избранников Божьих, Авраама и Моисея. Однако, в сравнении с ними, событие в назаретском доме, названное потом Благовещением, — совершенно иного уровня. Марию в этой ситуации нельзя сравнить ни с кем. Не было человека, с кем Она могла бы посоветоваться — да и никакой человек не смог бы ей помочь. Были только Она и Бог. Любимый Бог — можем быть уверены в этом. Мария смущена и испугана. Гавриил знает об этом и потому говорит: «Не бойся, Мария!»
Мария смущена — но, кажется, постепенно страх исчезает, «в любви нет страха», как напишет потом Иоанн, любимый ученик Иисуса. И Мария уже лишь размышляет… Как плод этого размышления рождается вопрос, обращенный к Божьему Посланнику: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»
В вопросе Марии нет сомнения, в нем — жажда познания Божьего замысла, непостижимого для Ее ума: Она должна стать не просто матерью, а Матерью Бога! Осознает ли Мария до конца, что происходит?.. Вряд ли. Ведь понять умом это невозможно. Уповает ли Мария до конца на Бога?.. Несомненно! В этом для нас — пример и огромная помощь. Понять замысел Божий в нашей жизни часто невозможно — но все равно следует спрашивать Бога: «как будет это?..». Главное — уповать на Силу Всемогущего. Бог от нас ожидает не «слепого послушания», но «полного веры послушания». Или, иными словами, «творческого послушания», где всегда есть место для «фантазии веры», где есть упование на Всемогущество Бога. Это характеризует святых и Пресвятую Матерь Христа. Она учит нас смелости в поисках Правды — с одной стороны, и с другой — доверию Богу, потому что Он — Бог.
«Слово второе»
«Се Раба Господня; да будет Мне по Слову Твоему» (Лк 1, 38)
После встречи с Архангелом Гавриилом и Его объяснения, каким образом Мария станет Матерью, происходит нечто невероятно великое, что, можем быть уверены, вызвало ликование всего Небесного мира. Мария торжественно произносит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по Слову Твоему», — и тем самым принимает план Всевышнего. Мы к этому ответу Марии уже привыкли. С детства на уроках катехизации и в молитвах мы повторяем… «и зачала от Духа Святого», — но можем ли на самом деле представить себе весомость этой Тайны?.. Величие отваги и веры Марии?..
Кажется, что после объяснения ангела у Марии должны были бы возникнуть новые вопросы, потребность знать еще больше и приоткрыть завесу над этой великой Тайной, и даже (искушает нас такая мысль) у нее должны были бы появиться сомнения…
А Мария? Просто и кротко отвечает Богу «да». Такой и должна быть вера. Мария в Своем великом ответе дает нам очень ценное указание: смысл существования человека заключается в служении Богу. Именно здесь кроется мотивация Ее поступка. Именно поэтому Мария говорит «да»! Как часто нам не хватает такой мудрости веры в жизни, этого основного измерения нашего существования, нашего счастья… Мы прежде всего стремимся к реализации собственных проектов, мечтаний, осуществлению собственной воли… и даже Самого Бога воспринимаем как Того, Кто «должен» нам в этом помогать…
Как это чуждо Марии, как прекрасна и величественна Она в Своем ответе Богу в этих простых словах… Она глубоко верит, что полноту счастья человек находит лишь в верном служении Господу — ведь Он столь велик и прекрасен! И что сердце человека, Богом сотворенное, лишь в Боге обретает свое счастье. Столь многому нас учит «назаретский ответ» Марии, человека, приглашенного участвовать в великой Тайне!..
«Слово третье»
«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк 1, 46–55)
Стоит заметить, что это единственная молитва Марии, Которую мы встречаем в Священном Писании. Божия Матерь словно оставляет нам образец зрелой молитвы, зрелого обращения к Богу, подобно тому как Ее Сын, в Свою очередь, научит апостолов Молитве Господней. Как интересно вслушаться в молитвенный ритм сердца, под которым уже живет Иисус — Воплощенное Слово!
Молитву Марии мы называем Песнью. Гимном. Мы не знаем, действительно ли Она эту молитву спела (что вполне возможно), но характер обращения Марии к Богу настолько торжественный, что приобрел название Гимна. И это очень важно.
Мария в своей Песни учит нас самому главному — не только в молитве, но и вообще — в жизни. Учит нас прославлять Бога!
Сущность молитвы — прославление Бога. К тому же призывает нас Христос в молитве «Отче Наш». Сын Божий и Его Матерь единодушны. В их сердцах действует Дух Святой, прославляющий Всемогущего Бога. Бог настолько велик, чудесен, полон Любви, что в общении с Ним лишь это можно делать — прославлять, величать… Мария познала Любовь, Величие и Чудесность Творца как никто другой, и сейчас Она — Раба Господня — прославляет Его за великие дела в Ее жизни, значимые для каждого человека. Многие поколения людей это признают и подтвердят. Будем учиться у Божией Матери этому самому важному измерению в христианстве: прославлению Бога и благодарности. Ведь Евхаристия — самое главное таинство нашей веры — обозначает именно «благодарение».
В любых обстоятельствах жизни будем замечать «мышцу Господню», Его присутствие, Его замысел. Будем петь неустанно наш гимн славы Великому Богу.
«Слово четвертое»
«Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя» (Лк 2, 48)
Снова Мария задает вопрос. Не понимает, что происходит. Но это как раз не должно нас удивлять. Ведь Мария входит все глубже и глубже в удивительный мир Богочеловека Иисуса Христа, в тайну присутствия Господа на нашей земле. И снова, как в момент Благовещения, Божия Матерь учит нас открытости и смелости в отношениях с Богом: спрашивает о вещах, которые никак не вписываются в Ее человеческое материнское сердце и разумение. Потеряла Сына, три дня с тревогой Его искала — и, найдя, высказывает Свою боль, стремясь понять происходящее. Не боится Своих эмоций, переживаний не просто перед Своим Сыном — но Сыном Божьим. Мария — Пресвятая в этой ситуации, как и в любой другой. Святость не подразумевает понимания. Святость — это скорее процесс, поиски понимания. Святость не боится ничего, не боится своих чувств, своих вопросов. Это свойственно настоящей любви, именно такую любовь имела в Своем сердце Мария.
Сколько раз и мы теряли покой и уверенность в нашем, казалось бы, упорядоченном, во многом предсказуемом мире… Сколько раз приходилось нам оказываться в ситуациях, по крайней мере, странных, необъяснимых, которые, на первый взгляд, свидетельствовали о том, что Бог о нас забыл и бросил на произвол судьбы… Что тогда мы делали? Находили в себе силы молиться? Открывали Богу наше страдающее сердце и переживания, как учит нас Матерь Божия? Или мы, стиснув зубы, делали вид, что ничего не случилось, а в глубине сердца все же чувствовали себя «жертвой»? Часто именно это и становится началом «холодной войны» с Богом. В сложных жизненных ситуациях мы как бы поворачиваемся спиной к Иисусу.
Мария учит нас другому. Псалмы учат нас другому. Учат в каждой жизненной ситуации прибегать к Господу, Который есть Тайна Любви, Который никогда не меняется, не подводит — это лишь нам надо «дорасти», «дозреть» до Его Жизни, способа мышления, иерархии ценностей — ибо Божьего мира мы и в малой мере не знаем. Даже для Марии он был вызовом.
«Слово пятое»
«Вина нет у них» (Ин 2, 3)
В этом евангельском эпизоде мы видим Марию и Иисуса спустя уже несколько лет после предыдущих событий.
Здесь, на браке в Кане Галилейской, Мария уже ни о чем не спрашивает Сына, ничего не ищет. Ничего не стремится понять. Скорее всего, Она созерцает. В лице Марии мы видим уже зрелого Апостола Божьих планов. Годы совместной жизни с Христом сформировали в Марии Новую Еву, Нового Человека.
Она — «Благодати полная», как Ее назвал еще в Назарете Архангел Гавриил.
Бросается в глаза чуткость Марии к простым человеческим нуждам: «Вина нет у них». Этому вниманию к другим Она уже учила нас, когда «с поспешностью» отправилась в дальний путь к Елизавете после Благовещения. Любовь не может быть другой. Она чутка, отзывчива, «на все надеется, все переносит». Она конкретна, как факт, что «вина нет».
Давайте учиться у Девы Марии именно такому подходу к жизни, учиться настоящей любви. Но это еще далеко не все из галилейского урока!
Ведь как раз главное в произошедшем в Кане Галилейской — то, что Мария ни о чем уже не спрашивает Иисуса. Она обращается к Нему как к Сыну Божьему, Мессии. Мария проявляет великую зрелость веры: «Чего ни попросите, дано будет вам». Она — Матерь Иисуса, но в этом эпизоде Мария больше похожа на маленького ребенка, который с безграничным упованием обращается к своему отцу, зная, что не останется без внимания — даже если речь идет о каком-то детском капризе. Вот величие упования, которое проистекает из величия веры и познания Бога.
Если Матерь Божия замечает такие незначительные житейские нужды людей, то насколько же сильнее Она замечает и ощущает гораздо более серьезную нужду — отсутствие Духа Святого. Иисус хочет, чтобы мы не забывали об этой удивительной чуткости Марии и прибегали к заступничеству Его Матери! Чтобы Она снова и снова становилась причиной многих «чудес» — но уже в «Кане» нашей жизни.
«Слово шестое»
«Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5)
Логичным, с точки зрения веры, продолжением слов Марии к Иисусу на браке в Кане Галилейской становится Ее обращение к служителям, присутствующим там: «Что скажет Он вам, то сделайте».
Иисус для Марии — великий Мессия, Сын Божий, «Царству которого не будет конца», как предсказал в Назарете Архангел Гавриил. Для Марии во время брачного пира в Кане Иисус имеет неоспоримый авторитет Сына Божьего! Ее вообще не волнует, что именно скажет служителям Ее Сын — Она верит: что бы Он ни повелел им сделать — все будет хорошо. Будет Победа. Будет Свет. Будет Жизнь. Добро для людей. И Она не разочаровалась.
Так много советов мы слышим в нашей жизни… Так много учителей, слов… Кто для нас главный?.. Действительно ли мы серьезно, как это делала Мария, считаемся с бесконечной мудростью Бога, доверяемся ей? Слушаем ли мы Его Слово, исполняем ли Его Заповеди? Они — Путь, Истина и Жизнь. Или мы сами «лучше знаем», пропускаем мимо ушей Слова Иисуса и строим свою жизнь на фундаменте нашей искаженной первородным грехом логики и морали? Придут испытания, и такая жизнь разрушится. Мария прекрасно об этом знает, поэтому постоянно нам напоминает: «Что скажет Он вам, то сделайте». Будем же доверчивы и послушны, как служители в Кане Галилейской! И тогда станем, как и они, свидетелями «чуда» жизни и радости!
о. Дариуш Харасимович OFMConv.