Андрей Буко OFMConv
От Бога нас отдаляет грех. Апостол Павел в Послании к Римлянам замечает: все что написано – написано нам в наставление, дабы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду; хотя в Писании говорится о трудных моментах истории человека. Обратимся к Книге Бытия, где говорится о грехопадении, чтобы лучше понять «схему греха».
Адам и Ева – это ты и я. В этой истории важно все, каждая деталь – и счастье человека в раю, и то искушение, которому он поддался по наущению змея. Это искушение приводит человека к состоянию, которое описано так: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6, 5). Еврейский текст этого стиха можно перевести и так: «Каждый инстинкт мысли сердца был злом». Выходит, что в нас действует инстинкт добра и действует инстинкт зла. Что это такое? Здесь важно не впасть в манихейство: якобы Бог с самого начала создал человека двойственным, и есть некое зло, сотворенное Богом, перед которым мы бессильны.
В Книге Бытия описана изначальная модель любого греха. Инстинкт здесь – это некая сила, созданная Богом, чтобы дать возможность человеку любить Бога больше всех вещей. Человек получил свободу выбора, поскольку без искушения он не может развиваться и расти: подобно тому, как мы укрепляемся, когда делаем физические упражнения и даем нагрузку телу. Тело утомляется, но в то же время развивается.
Человек не может быть искушен реальностью, которая его не привлекает, которая ему чужда. Поэтому искушение должно исходить от существа, у которого есть общие с нами физические, психологические и духовные данные.
Предание отождествляет библейского змея с сатаной. Змей – это сатана и инстинкт зла, соединенные в этом змее в единую силу. Согласно иудейской традиции, змей – это ангел смерти, Самаэль, принесший в мир смерть. Когда читаем о наказании змея, то видим, что до грехопадения человека этот змей имел руки и ноги – как некий ящер, существо, стоящее на ногах и подобное человеку.
Почему сатана использует именно змея? В Библии говорится, что змей среди всех животных – самый хитрый. Он умеет проницательно и предусмотрительно строить планы – характеристика, свойственная животным (например, лиса тоже хитрая). Мудрость, разум, интеллект свойственны только человеку. Поскольку дьявол не может воспользоваться человеком, он использует подобное существо и его хитрость.
Важно, что грех появляется как искушение не раньше человеческого языка, – то есть, не раньше становления личности. Вообще, личность формируется посредством передачи ей Слова Божия. Бог вдохнул в человека дыхание жизни, и человек стал душою живою. Поэтому дети приступают к исповеди с того возраста, когда уже осознают, что хорошо и что плохо, осознают себя как личность.
Грех как падение совершается посредством «прилепления», присоединения к личности: Ева слушается змея, «прилепляется» к его советам и ему самому. Так и освобождение должно произойти и происходит посредством личности – личности Иисуса Христа. Оно совершается в нас посредством присоединения, «прилепления» к Нему.
Человек, ощутив свою беспомощность, потерю бессмертия, пытается его себе вернуть. Это глубокое желание, спрятанное в сердце человека, является мотором развития цивилизации. Человек хочет преодолеть барьеры пространства и времени, чтобы вернуться к состоянию бессмертия. К сожалению, когда мы начинаем решать этот вопрос, то действуем в основном только на горизонтальном уровне: пытаемся всячески помочь себе преодолеть ограничения с помощью науки и ее технологий… Мобильный телефон, Интернет дали нам в некоторой степени ощутить преодоление пространства, но проблему не решили. Наоборот, мы чувствуем, что это приводит нас к зависимости, пустоте и одиночеству. А Бог предлагает нам решить этот вопрос в вертикальной плоскости: преодолеть наши ограничения с помощью Святого Духа. Только когда мы Его примем, начнется наше преображение.
Обратимся к фрагменту из Деяний Святых Апостолов: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого» (Деян 8, 14–17).
Быть крещеным только крещением обращения и исполниться присутствия Бога – это, оказывается, разные вещи. Сам Иисус говорил апостолам перед Своим уходом: «Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин 14, 16–17). Крещение подтверждает наш разрыв с грехами, это знак нашего сокрушения и покаяния. Таким крещением крестил Иоанн. Но получение Духа Святого – это нечто иное. Сам Иоанн говорил, что придет Тот, Который будет крестить «Духом и огнем». Этот Дух призвал к жизни Самого распятого Иисуса Христа. В Первом послании Петра (3, 18) говорится: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив Духом».
Мы знаем, что Бог есть, мы верим в Него. Но обитает ли Он внутри нас? Одно дело – знать, другое – испытывать, переживать. Одно дело – знать, что такое любовь, другое дело – любить и переживать любовь.
Когда апостолы хотели наполнить просящих Святым Духом, они возлагали руки на их головы. Это важный жест. Родители кладут руку на голову ребенка, когда хотят потрепать, погладить его по голове. Это жест особой близости и заботы.
Христос перед уходом говорит: «Не оставлю вас сиротами». Мы дети нашего Небесного Отца, но это мы сами оставили Отца из-за своего греха. Нужно вновь впустить Бога в свое сердце, пережить Его присутствие в себе. Ни религиозность, ни знания, ни нравственность нам никогда не заменят Его присутствия. Если же будет это присутствие, все остальное тоже пригодится.
Есть четыре препятствия, как четыре части перекладин креста, на которых мы распинаем Христа в себе и не позволяем Ему в нас воскреснуть, не позволяем Его Духу нас оживотворить.
Эти четыре препятствия: грехи чувств (или страстей), грех гордыни, иные божества в нашей жизни и несогласие принять свои раны из прошлого.
Грехи чувств
Каждый из нас ищет любви, осознает он это или нет. Мы готовы утолить этот голод любви даже тем, что ее лишь напоминает. Как блудный сын, который хотел хотя бы рожков вкусить, но и их не всегда мог найти. Поэтому мы ищем удовольствий, нежности, удовлетворения и успокоения, и поэтому так легко входят в нас грехи через наши глаза и наше тело.
В Книге Исхода описано, как народ питался манной. Каким было условие Господа? Не оставлять манну впрок. Это был хлеб насущный, то есть на каждый день. Однако израильтяне все же пытались запасать манну на будущие дни. От этого она не только начинала гнить, но в ней появлялись черви. Когда тем, что нам дано на сегодняшний день, мы пытаемся удовлетворить голод впрок, оно превращается в тлен, гниль и не удовлетворяет нас.
Израильскому народу было позволено собирать определенную меру манны в пустыне (омер). Это слово созвучно слову «гомер», которое обозначает грех. Одна буква меняет полностью все значение. Манна небесная, насыщающая меня, и грех – какая здесь связь? Если я начинаю проявлять неумеренность, чрезмерно себе что-то присваиваю, оно становится для меня грехом. Когда я встречаю что-то, напоминающее мне любовь, и становлюсь жадным, завистливым, зависимым, я теряю равновесие.
Наши чувства можно сравнить с окнами, а само наше существование – с храмом. Если хочешь удовлетвориться Богом, сначала закрой на некоторое время окна в этом храме. Когда Ной вошел в ковчег, он первым делом закрыл все окна и сорок дней пребывал в ковчеге, спасаясь от потопа. Если бы он не закрыл эти окна, то не спасся бы и утонул вместе с остальными обитателями ковчега. Открыл окна он только над горой Арар (Арарат) – «арар» значит «проклятие». То есть только когда Ной вознесся над проклятием, он смог открыть окна ковчега. В Книге пророка Иеремии (9, 21) говорится: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей». Это красивый образ нашей внутренней духовной жизни. Смерть уничтожает в нас посредством чувств Божественное детство. Пророк Иезекиль говорит: «Решетчатые окна были в боковых комнатах храма» (Иез 40, 18). Невеста в Песни Песней говорит, что дожидается возлюбленного за окном с решеткой (Песн 2,9). Порой надо побыть в полной изоляции от всех «окон»: окон компьютера или телевизора, мобильного телефона, через которые нас пытаются «утешить», утолив нашу жажду любви из ложных источников.
Именно поэтому во время Великого поста мы закрываем изображения в храме – это пост очей. Однако бессмысленно было бы закрывать красивые изображения в храме и при этом продолжать проводить время в Интернете и созерцать все подряд.
Во время поста нужно просить о даре Святого Духа. Конечно, мы не можем существовать вообще без чувств, поэтому их место должна заполнить Божественная эстетика, нужно вырабатывать в себе вкус к Божественному Слову и Присутствию.
Это происходит посредством созерцания Креста, поклонения Святым Дарам: в это время наши чувства и наш взгляд исцеляются и мы наполняемся Богом и Его любовью.
Не будьте любопытными к тому, что происходит в окнах. Царь Давид всего лишь на минутку заглянул в окно и увидел там Вирсавию, а затем долгие годы он сам и его семья расплачивались за последствия греха с ней.
Позволить себе порой возвращаться к прежним пристрастиям – алкоголю, зависимости от сериалов, перееданию, чрезмерной трате денег, поискам контактов с человеком, от которого мы эмоционально зависимы, – это все может стать поводом для грехов чувств.
Самое большое несчастье – это жить, убив в себе Христа. Физическая смерть не лишает нас связи с живым Богом, а духовная – лишает. Это действие производит грех – он убивает нас духовно. В 37-м псалме говорится: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс 137 [136],8).
Эта последняя строка обретает смысл, если мы понимаем, что дочь Вавилона – демон нечистоты – старается нас украсть у Бога. Его младенцев – младенцев греха – сразу нужно разбивать в начале искушения о скалу, которой является Христос: то есть бороться с искушениями, пока они еще не набрали силу, в самом зародыше.
Грех гордыни
У гордыни есть два состояния: возвышение себя и унижение себя. Возвышая себя, человек обычно унижает других. Мы поступаем так, потому что считаем, что такие, какие мы есть, мы не ценны в глазах окружающих, и пытаемся придать себе большее значение. Оценивание, критика, унижение, высмеивание, похвала, переоценка, фаворизация – посредством этого мы стараемся выдать себя за кого-то, кто мог бы понравится другим, но кем мы не являемся, с целью, чтобы нас приняли. Мы потихоньку входим в зависимость от мнения других, хотим достичь эффекта восхищения, который напоминает любовь, но таковой не является.
Унижение себя – это обратная сторона гордыни, когда мы считаем себя никчемными, никому не нужными, бездарными, все время в чем-то себя обвиняем, вечно страдаем, отчаиваемся. Обычно мы хотим тем самым заставить других позаботиться о нашем состоянии. Это деструктивно и лукаво – мы опять же хотим пережить что-то похожее на любовь. Однако жалость только напоминает любовь, но ей не является.
Настоящая Любовь любит нас такими, какие мы есть. Когда Иаков боролся с ангелом, ангел его поразил в бедро, и Иаков хромал до самой смерти. И после этого он получил благословение. Иаков не был уже совершенным героем и не был несчастным калекой – он хромал на одну ногу, – и это правда о нем, и именно такой он получил благословение, которого жаждал. До тех пор, пока человек хочет казаться лучше, чем есть, пытается всего достичь собственными силами – он не является самим собой.
У каждого из нас есть и достоинства, и недостатки. Мы способны вмещать Святого Духа, но обладаем и склонностью ко греху.
Другие божества
Человек имеет потребность не только быть любимым, но и любить кого-то. Нередко мы обожаем многие вещи (этимологически «обожать» – делать божеством), и они делаются «божками» для нас, поскольку человек религиозен по природе. Стоит задать себе вопрос: что в моей жизни является культом, чему я отдаю все свои мысли, чувства, силы? Ведь мы чтим авторитеты бизнеса, политики, сферы развлечений, мы чтим знания, искусство, другого человека и себя… Все может стать объектом «обожания». Зачастую мы удовлетворяемся тем, что в Бога верим, отдаем ему какую-то «дань», а наше сердце занимает множество других вещей, которые для нас стоят выше Бога.
Что значит почитать Бога? Насколько это естественно выражается в нас, или же это требует от нас огромных усилий? Представьте себе, что Бог вам предложил приобретенное Им в магазине за огромную цену золотое перо, которым можно написать жизнь вечную. Мы получаем это перо в изысканной упаковке, приходим домой, разворачиваем обертку и видим коробочку, в которой лежит перо. Эта коробочка прекрасна: замечательное тиснение, изящные буквы. Она занимает все наше внимание, и нам уже не хочется даже доставать перо и писать им жизнь вечную. Коробочка становится нашим сокровищем. Примерно так происходит в нашей жизни с Богом и тем, что Он нам дает.
Конечно, это утрированный образ, с целью показать, что нам мешает принять Святого Духа.
Несогласие принять свои прошлые раны
Несогласие принять раны из прошлого – это «ампутация» части наших переживаний. Они могут приводить нас к депрессии и пробуждать в нас ненависть и неприятие себя. Порой мы унижаем других таким же образом, как были когда-то унижены сами, почему-то идентифицируя себя с нашим обидчиком. Это тоже закрывает нас для Святого Духа.
Нужно твердо сказать себе, что Бог любит нас в наших ранах, во всем том, что с нами произошло. Мы сами можем стыдиться себя, но Бог нас не стыдится.
В Книге пророка Исайи говорится, что Мессия придет проповедовать нищим, слепым, освобождать заключенных… Мы слепы, если кто-то лишил нас здорового взгляда на вещи: возможно, нам внушали, что мы безнадежные неудачники, постоянно критиковали нас. Или, может, мы воспринимаем все в черных красках, такой взгляд на жизнь – тоже своего рода слепота. Нужно выпустить нашего внутреннего человека из тюрьмы нашей души, темницы, где он, возможно, закрыт в стыде и злости. Мы – как тот надломленный тростник, о котором говорится, что Христос его «не переломит и льна курящегося не угасит». Он попытается нежно принять нас и исцелить.
В Средневековье во время торжественных процессий ходили с изысканно украшенным позолоченным крестом, в ранах Христа были большие драгоценные камни: сапфир, рубин, изумруд и алмаз. Это делалось для того, чтобы, взирая на раны Христа, человек понимал: это самое ценное, и наши раны тоже ценны для Христа.
Распятый Христос с креста произносит: «Жажду». Бог жаждет нашей ответной любви, ведь Он взошел на этот крест ради нас. Постарайтесь увидеть Его любовь и услышать Его призыв.
Возьмите лист бумаги, нарисуйте крест и напишите на верхней его части список своих божеств, на правой части – грехи чувств, на левой – грехи гордыни, а на нижней – раны, с которыми вы не смирились.
Попытайтесь это отдать Христу и попросить о даре Святого Духа.