• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

«Полнота знания – это милосердие»

Все святые сострадательны, но некоторых из них особенно известны этим качеством. На ум сразу приходят святая Тереза Калькуттская, работавшая с бедняками в Индии, святой Петр Клавер, заботившийся о рабах, или cвятой Дамиан де Вестер, посвятивший свою жизнь служению прокаженным.
Сострадание – это та добродетель, через которую мы отождествляем себя с чужой болью и которая побуждает нас стремиться дать страждущему утешение и поддержку. Слово «сострадание» происходит от латинского compassionem, которое, в свою очередь, является заимствованием греческого слова sumpatheia, состоящего из sum (с, вместе) и pathos (страдание). Таким образом, это слово означает «быть вместе со страждущим».
Представьте себе, что вы знаете человека, чья четырехлетняя дочь страдает эпилепсией и «совсем не может ходить, а ползает, как рептилия, перебирая руками». Родители ребенка ищут помощи у лучших врачей, которых только могут найти. И вот отец девочки нашел лучшего из врачей своего времени – святого Антония – «и начал просить его осенить ребенка крестным знамением. Святой, видя веру того человека, благословил девочку и отпустил их». Через некоторое время девочка исцелилась. Это история из жития святого.
Этот человек и его дочь жили в Падуе и знали, как и другие жители города, что cвятой Антоний воплощал собой сострадание. Из сострадания к должникам Антоний повлиял на принятие в городе гуманного закона, запретившего заключать их в тюрьму, если человек не избегает уплаты долга.
Сострадание Антония в исповедальне было настолько известно, что ему зачастую приходилось целыми днями принимать исповеди, слушая кающихся, количество которых было огромно. Его проповеди о милосердии и любви Бога привели к покаянию многих проституток и ростовщиков, они приходили на исповедь к Антонию, и он без осуждения отпускал им грехи.


Брат Руджеро
После смерти святого Антония в возрасте тридцати шести лет, в 1231 г., произошло множество чудес по его заступничеству и через почитание его cвятых мощей. Неизвестный францисканский монах, современник Антония, написал его первое житие – «Assidua» – для канонизации Антония в 1232 г., через год после его смерти.
Биограф описал последние часы жизни Антония, которые стали свидетельством его милосердия к братьям-монахам. В это время «он оставил позади толпы людей, которые стекались отовсюду, чтобы услышать и увидеть его, чтобы отдать себя исключительно Богу». Когда Антоний почувствовал, что скоро умрет, он сказал брату Руджеро: «С твоего позволения, брат, я отправлюсь в Падую, на место Святой Марии [на котором позже будет построена базилика], чтобы не обременять этих монахов». Обратите внимание на деликатность и заботливость Антония. Он испросил согласия у брата Руджеро, заботившегося о нем, так как Руджеро должен был сопровождать его. Это путешествие могло доставить брату Руджеро неудобства, но пребывание в монастыре «обременяло монахов» предстоящей смертью Антония. Падуанские монахи, возможно, вели более активную жизнь, чем их братья-отшельники в Кампосампьеро, где остановился Антоний, когда тяжело заболел. А возможно, падуанские монахи могли лучше справиться с уходом за умирающим человеком. Однако по дороге в Падую они встретились с монахом Винотом, который сказал Антонию, что, если он войдет в Падую, начнется смятение и люди будут толпиться вокруг него. Винот решил, что будет лучше, если Антоний отправится в монастырь в Арчелле. «Услышав это, раб Божий согласился на просьбу (Винота), уступив его желанию, и направился к монастырю», – пишет биограф в «Assidua». Своим последним актом милосердия святой Антоний уберег жителей любимой Падуи от мучительного переживания его смерти. Вместо этого он отдал свою душу Богу в Арчелле, окруженный ближайшими братьями-монахами.


Чудеса сострадания
Чудеса, перечисленные в «Assidua», являются свидетельством сострадания Антония. Несколько примеров этой добродетели было показано в исцелении Гуиллы, которая тяжело болела в течение восьми лет и, «когда имела необходимость куда-то пойти, с трудом тащила свое тело, опираясь на костыли». Ее муж, желая дать ей возможность приложиться к мощам святого Антония, посадил ее на лошадь и привез в церковь, где она начала молиться. Она не могла вынести жары, испытывала такую невыносимую боль, что покрывалась испариной, и сострадательные люди, бывшие в то время у гроба, помогли ей выйти наружу. Почувствовав себя немного лучше, она вернулась к гробу, где была исцелена.
Похожий случай произошел с бедной женщиной по имени Цезария, у которой левая нога была отогнута в сторону. Она приехала из Венеции, чтобы собрать урожай зерна, и услышала о чудесах святого Антония. Цезария направилась к его гробу, но, войдя, испытала сильную боль и покрылась потом. Люди, бывшие рядом, отнесли ее поближе к стене церкви, чтобы она смогла отдохнуть. Восстановив свои силы, женщина поднялась на ноги и обнаружила, что ее рука и нога исцелены.
У третьей женщины, вдовы по имени Просдоцима, были сильно усохшие левая рука и обе ноги, так что она не могла ходить. Сострадательные друзья и родственники отнесли ее в деревянной лохани к гробнице святого и подняли над ней, после чего женщина исцелилась. Это лишь три чуда из многих. Они показывают, как Божье милосердие исцеляет тех, кто страждет: через сострадательное ходатайство святого Антония и помощь милосердных людей.


Журавли
Антоний был бы особенно рад узнать об этих трех чудесах, потому что они отражают его мысли о том, что такое сострадание. Он сравнивал сострадающих с журавлями, грациозными длинноногими и длинношеими птицами, широко распространенными в Италии. В своих «Заметках к проповеди» он писал: «Давайте же будем милосердны, как журавли, о которых сказано, что, когда один из них слаб, чтобы совершить перелет… вся стая заботится об уставшем, все вместе поддерживают изнуренного, пока отдых не вернет ему силы».
Антоний придавал такое огромное значение милосердию, что утверждал: вера зависит от его проявления. «Святой Августин говорит: “Верить в Бога – значит любить Бога, входить в Него и соединяться с другими верующими в Него”, – поэтому тот, кто не делает этого, лжет, говоря: “Я верю в Бога”. Неверующий человек – тот, кто не верит таким образом, а значит, поступает неверно. Его вера мертва, потому что в ней мало милосердия».


Ложное сострадание
Возможно ли проявлять настоящее сострадание без веры в сострадательность Бога? Некоторые принимают за истину ложное сострадание, в котором приемлема эвтаназия, как «акт милосердия» в ответ на страдание, в то время как Божественное сострадание учит нас заботиться с любовью о страждущем и доверить определить срок его жизни Богу, Который любит его гораздо больше, чем можем любить мы.
Антоний верил, что полнота знания есть милосердие. Мы обретаем эту полноту знания, когда судим, как Бог. Мы можем судить так, как судит Он, только если знаем то, что знает Он. «О Боже, научи меня судить, как Ты судишь, чтобы я мог смотреть Твоими глазами и, судя кого-то, избежать Твоего осуждения!.. Полнота знания – это милосердие. Тот, кто им обладает, полон и знает, как ему поступать…», – говорит святой Антоний. А значит, частичное или неполное знание приведет к тому, что милосердие будет неполным или искаженным. Это можно увидеть в аргументах в защиту аборта, где нерожденный ребенок – это «всего лишь скопление клеток». Те, кто верит в это, спорят из-за недостатка знания. Даже недавно оплодотворенную яйцеклетку едва ли можно назвать «скоплением клеток». Через два дня после оплодотворения это уже четырехклеточный организм, в котором клетки дифференцируются в различные системы.


Путь любви
Хотя мы обычно считаем благотворительностью добрые дела, Антоний распространил это понятие и на добрые слова. В этом есть смысл. Часто даже важнее сказать кому-то слово наставления, чем совершить доброе дело. Слово способно помочь человеку развить правильные привычки и навыки, которые позволят ему жить более полной жизнью и не зависеть от благотворительности других. Когда человек может поддерживать себя сам, он способен помогать и другим. Антоний говорил об этом так: «Верующий… должен давать искры истинной проповеди и добрых поступков, чтобы зажечь огонь ближнего своего». Зажечь чей-то огонь – еще один способ побудить человека меняться к лучшему.
Милосердие – это не остановка, а движение по пути любви. Мы должны не оглядываться назад на то, что уже сделано, но смотреть вперед на то, что нам еще предстоит сделать. «В милосердии должно расширять свой взгляд, забывая о том, что лежит позади, и стремясь к тому, что впереди», – говорит святой Антоний (Ср. Фил 3, 13). Что мы еще можем сделать с любовью?
«Каритас святого Антония» и множество других благотворительных организации выбрали святого Антония в качестве своего покровителя и образца. Под его покровительством работают не только бесчисленные церкви и школы, но и больницы, детские дома, реабилитационные центры. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6, 36). «Ибо Он посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5, 45). Святой Антоний следовал примеру Бога, чье сострадание распространяется на всех Его детей.

Мадлен Пекора Ниджент
В статье использованы цитаты из проповедей св. Антония и его жития “Assidua”.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.