Св. Доминик Гусман, основатель Ордена доминиканцев, родился ок. 1170 года в Калеруэге (Кастилия), умер 6.08.1221 в Болонье (Италия).
Родители Доминика – дворяне Феликс Гусмана и Иоанна из Азы. В 1184 Доминик поступил в школу в Паленсии, где изучал «свободные искусства» и богословие.
С юности он прославился необыкновенной добротой (известно, что он продал свои книги, чтобы выкупить пленников-христиан у мавров). В 1196 Доминик был рукоположен в священники и стал членом (с 1201 – заместителем настоятеля) капитула регулярных каноников в Осме (Кастилия).
В 1203 Альфонс IX, король Кастилии, послал епископа Диего де Осеведо (в свиту которого входил Доминик) в Данию. Проезжая через Южную Францию, епископ и его спутники стали свидетелями распространения на этой территории ереси альбигойцев. Епископ и Доминик приняли решение особым образом посвятить себя проповеди Евангелия и евангельской бедности. В 1206 Доминик при содействии еп. Диего основал женскую монашескую общину в Пруе, состоявшую из дочерей дворян-католиков, а также женщин, обращенных из альбигойской ереси. С 1209 по 1213 Доминик проповедовал во время крестового похода против альбигойцев, возглавленного графом Симоном де Монфором. В 1214 к Доминику присоединилась группа единомышленников, которая стала ядром будущего Ордена проповедников (Ordo Praedicatorum), позже по имени основателя называвшегося также Орденом доминиканцев.
В 1215 Доминик принял участие в работе IV Латеранского собора, на котором отмечал значение проповеди при борьбе с ересями. В том же году Доминик обратился к Папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден доминиканцев, но Папа предложил вначале решить вопрос об уставе. Вскоре орден принял устав св. Августина, и 22.12.1216 была обнародована булла Папы Гонория III Religiosam vitam, которая de facto утвердила новый орден, главной задачей которого стало изучение наук и проповедь Евангелия.
В иконографии св. Доминик предстает в белой рясе доминиканского монаха и темном скапулярии с капюшоном; с книгой, лилией или четками в руках; нередко со звездой возле головы, рядом с распятием или с крестом в руках.
Источник: Католическая энциклопедия, т. 1, стр. 1675.
Метки
Ассизи Брат Солнце Галерея Генеральный Капитул Дева Мария Дунс Скот Издательство Францисканцев Интервью Капитул Католическая Энциклопедия Конференция старших настоятелей Центральной и Восточной Европы Молитва Москва Музыка Мученики из Париакото Падуя Паломничество Папа Бенедикт XVI Папа Франциск Пасха Порциункола Проповедь Реколлекции Рождество Санкт-Петербург Святая Елизавета Венгерская Святая Клара Святой Антоний Святой Бонавентура Святой Иосиф Копертинский Святой Максимилиан Кольбе Святой Франциск Стигматы Таинство Евхаристии Тау Торжество Транзитус Устав Ордена Францисканская духовность Францисканская миссия Францисканский Орден мирян Францисканский культурный центр в Москве Хлеб Святого Антония Черняховск Экология