• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

О чем говорят наши привычки?

Андрей Буко OFMConv

Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»? Не знаю, насколько привычка действительно заменяет счастье, но правда в том, что она оказывает большое влияние на нашу жизнь.

Исследования подтверждают влияние привычек на наше бытие.
Достаточно повторить что-то несколько раз, и этот обычай становится частью нас. Почему так происходит? Возможно, потому что привычка освобождает наш ум от обременяющего избытка информации, который мы должны учитывать при принятии решений.
Повседневные дела мы зачастую делаем механически, не думая. Идем в душ, едим завтрак, собираемся на работу. У нас нет необходимости каждый раз размышлять об этом в деталях. Например, мы не обдумываем заново, какой дорогой пойти на работу.
Каждый ощущает, что привычки оказывают на нас сильное влияние. Особенно отрицательные привычки, с которыми мы пытаемся бороться, зная, что это дается нелегко. Например, курение. Кто пробовал бросить курить, тот знает.
Есть привычки, связанные с нашим внутренним состоянием, с которыми бороться очень трудно. К примеру, привычка невоздержанности: нежелание ограничивать себя в словах, в поступках, неумение отказаться от вредных желаний, склонность позволять себе лишнее. Ее частный случай – привычка переедать, особенно когда о чем-то сильно переживаешь. И, наверное, очень частая привычка – забывчивость в молитве.
С такими привычками мы идем на исповедь. И сами на себя злимся за то, что от исповеди к исповеди мы приходим с тем же самым. И никак не можем перебороть в себе те же самые грехи. Это лишь потому, что мы привыкли так действовать, нам трудно сломать схему привычки.
В Евангелии мы видим несколько привычек, свойственных не только современникам Иисуса, но и нам. Например, привычка спорить. Об Иисусе, стоило ему появиться с проповедью в Иерусалиме, сразу пошли споры. «Это пророк? Это Мессия? Нет, это не пророк. Пророк не приходит из Галилеи, он должен прийти из Вифлеема». И до такой степени разгорелся спор, что, как написано, чуть не наложили руки на Иисуса.
Мы порой спорим не чтобы доказать истину, а из чисто «спортивного» интереса. Мы хотим почувствовать себя значимыми, правыми.
У фарисеев еще была привычка лукавить. Очень удачное русское слово «лукавить». Не «врать» – ведь врать открыто вряд ли кому-то нравится. А вот лукавство мы считаем безобидной вещью: где-то сказать частичную правду, где-то так подать факты, чтобы вышло мне на пользу. Мы привыкаем предаваться лукавству и уже не считаем его большой бедой.
Так в чем же лукавили фарисеи, которые в результате суда над Иисусом не сошлись во мнении? Никодим, который приходил к Иисусу ночью и разговаривал с ним, сказал: «Учитель, мы знаем, что Ты человек, посланный от Бога. Потому что те дела, которые Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Никодим был одним из немногих «трезвых» лидеров народа. Он действительно искал истину. В синедрионе Никодим пытался защитить Иисуса: «Судит ли наш закон прежде человека, если не выслушает его?» И на это ему заметили: «Может быть, и ты из Галилеи? Присмотрись и увидишь, что из Галилеи пророк не приходит». И вот тут члены синедриона слукавили. Они прекрасно знали Священное Писание и знали, что есть один пророк из Галилеи.
Нам неизвестно происхождение каждого из пророков. Но один из них точно происходил из колена Завулонова – это территория Галилеи, северной части Палестины. Иудеи относились к Галилее с пренебрежением, потому что галилеяне – это израильские племена, которые смешались с соседними языческими народами. Считалось, что они не сохранили чистоту веры. И тут мы видим еще одну плохую привычку – вешать на людей ярлыки. «А, с ним и так все понятно, он же деревенщина!» Похожее отношение есть в другом отрывке Евангелия, когда Филипп встречает своего друга Нафанаила и говорит: «Мы нашли Мессию». Тот с удивлением спрашивает: «Откуда он?» И когда слышит, что из Назарета, отвечает: «Разве из Назарета может быть что-то хорошее?» Вот это – опять ярлык. И Филипп говорит: «Хорошо, пойди и посмотри». То есть не вешай прежде ярлык, пойди, оцени все сам.
Так вот, из Галилеи был пророк Иона. Иудеи хорошо знали его книгу, поскольку ее читали во время одного из главных праздников иудейского народа.
Иудеи требуют от Иисуса знака: «Подтверди, что тебя действительно послал к нам Бог». Иисус отвечает: «Вам не дастся другого знака, кроме знака Ионы пророка». Иона три дня пребывал в чреве рыбы и потом был освобожден, чтобы проповедовать ниневитянам. Это прообраз того, как Христос три дня пребудет во гробе и потом воскреснет. Я полагаю, что Христос выбрал пророка Иону, отвечая фарисеям, не только поэтому. Христос отождествляет Себя с пророком Ионой, поскольку Он часто отождествляет Себя с самыми слабыми, самыми презираемыми. О Нем говорят: «Он друг мытарям и грешникам». И еще: «Тот, который любит пить вино», – это все равно, что сказали бы: «Да это еще тот выпивоха». Христос хочет показать, что достоинство есть у каждого человека. И, может быть, всеми презираемые, слабые, гораздо больше значат.
Пророк Иона – это самый трусливый и самый непослушный пророк. Может быть, это еще одно напоминание о наших плохих привычках. Трусливый, потому что опасался не только за свою жизнь, но боялся вообще каких-либо трудностей и вызовов. Бог повелевает ему пойти проповедовать в Ниневию. Это соседняя языческая страна, сильная держава. Враги израильского народа, не раз в истории нападавшие на него и пленявшие израильтян, отличались жестокостью. Это так, как если бы сегодня кого-нибудь их нас послали проповедовать в Пакистан или Афганистан, где к христианам достаточно враждебно относятся.
Чего боится пророк Иона, почему он избегает порученной ему миссии? Боится не только умереть. Сама миссия может обернуться большим поражением. Сказано, что Иона, встав, сел на корабль и поплыл в Фарсис, который находится в стороне, прямо противоположной Ниневии. Ниневия – это территория нынешней Сирии, а Фарсис – нынешней Испании. Слово «фарсис» означает «драгоценный камень». Кто хочет идти туда, где может оказаться полным глупцом? Лучше же блистать и сиять, чтобы нас хвалили. Кто не хочет быть значимым, принятым другими? Если мы внимательно читаем Книгу пророка Ионы, то видим, что Бог будто бы занимается не столько ниневитянами, сколько самим пророком Ионой. Бог хочет достучаться до его сердца. Он все равно догоняет Иону на корабле. Поднимается буря. Когда есть какие-то непреодолимые трудности, как нам свойственно реагировать? Моряки пытаются спасти ситуацию. Пассажиры им помогают: выбрасывают ненужный балласт, вычерпывают воду. Что делает Иона? Он спускается в трюм, прячется в канатах и засыпает. Как говорится, лучше всего «переспать» проблему. Ведь если ты в глубокой депрессии, то нет сил ни на что.
Иону находит в трюме капитан корабля и спрашивает: «А ты что здесь делаешь? Все пытаются спасти ситуацию, трудятся. И ты, давай, встань и молись своим богам». Интересно, что с того момента, как Иона услышал голос Божий, он вообще не хочет с Богом разговаривать. А мы ведь тоже так поступаем, и это иногда становится привычкой. Мы часто не хотим молиться потому, что боимся услышать во время молитвы какое-то требование от Бога, просьбу что-то поменять в нашей жизни. Вдруг это станет вызовом, потому что будет выводить нас из зоны комфорта?
Во время бури Иона оказывается способным на поступок, который, как мне кажется, имел в виду Христос, когда сравнил Себя с этим пророком. В бедственной ситуации жребий моряков выпадает на Иону, и все поняли, что это он виновник бедствий. Иона признался, что бежит от лица Божия. Капитан проявляет доблесть: он не хочет погубить Иону, но Иона сам принимает решение и просит выбросить его за борт. Иона предпочитает отдать жизнь, чтобы спаслись другие.
Однако Бог не хочет смерти человека, Он хочет зрелости каждого, возрастания человека «до полной зрелости возраста Христова», как говорит апостол Павел. И поэтому, когда Иону выбрасывают за борт, Бог посылает большую рыбу, вероятно, кашалота. Говорят, у кашалота есть воздушная подушка, куда он действительно может заглотить человека.
И вот там, во чреве рыбы, Иона не умирает, но «опускается» еще ниже. В библейском тексте удивительно подобраны глаголы: Иона «спускается» на корабль, потом «спускается» в трюм, потом его выбрасывают за борт – и он погружается в море, то есть еще ниже. И потом его поглощает рыба, он «спускается» на самое дно. Когда мы бежим от Бога, мы все время опускаемся, опускаемся и опускаемся… Но Бог не дает нам погибнуть. Лишь во чреве рыбы Иона начинает молиться: «Муки ада постигли меня…» Он чувствует, что сошел в преисподнюю. В его молитве наконец звучит какая-то искренность по отношению к Богу. И Бог повелевает рыбе выплюнуть Иону на берег. Иона все-таки исполняет свою миссию и, о чудо! – ниневитяне обращаются.
Не бойтесь иногда прикладывать усилия, разговаривать с Богом, чтобы Он помог нам изменить свои привычки. Потому что только Бог способен помочь нам выработать что-то более благородное, крепкое, мудрое и постоянное.
Конечно, мы обладаем и хорошими привычками. Кому-то, например, свойственна пунктуальность. Или привычка молиться перед едой. Нередко этой привычке нас учат дети, стоит лишь их приобщить к молитве. И тогда они сами будут напоминать: «Мы еще не помолились». Так вот, нужно набираться хороших привычек. Главное – начать, потом будет легче.
Во время поста мы часто от чего-то отказываемся. Нередко употребляем слова «умерщвление», «отречение», чтобы подчеркнуть, что мы идем на какую-то жертву. Смысл этого – в том, чтобы укрепить свою волю. В надежде, что это потом будет поддерживать нас в жизни. Но часто на практике мы видим обратное: как только заканчивается пост, мы с жадностью возвращаемся к тому, от чего воздерживались.
Не случайно Церковь последнее время призывает верных принимать постановления, положительные по характеру: например, дольше молиться, чаще участвовать в Мессе, помогать ближним, совершать дела благотворительности. Лучше ставить положительную цель, чтобы она меняла весь образ нашей жизни.
Одна женщина захотела проверить данный совет и решила находить каждый день какое-то положительное качество своего мужа. После трех дней она думала, что у нее больше не хватит находчивости. Но под конец четвертого дня ей в голову пришла новая положительная мысль о своем муже. Четыре дня хватило, чтобы начался переломный момент в их совместной жизни. Ее муж и отношения в семье преобразились.
Хочу вам предложить шесть практических советов, которые помогут в выработке новых хороших привычек. Первый совет. Будьте своим другом, а не критиком. Критик судит, и обычно такой человек нас угнетает. А друзья подтверждают хорошее в нас или пытаются понять нашу ограниченность. Заботьтесь о том, чтобы ваши потребности, находящиеся в рамках дозволенного, были удовлетворены.
Если вас попросят написать свои негативные черты, вы сделаете это достаточно легко. Но возьмите как-нибудь вечером лист бумаги и сделайте список черт, которые вам в себе нравятся. Почаще перечитывайте этот список и время от времени добавляйте туда что-то новое.
Сделайте список своих ограничений, которые вы хотели бы понять. И спросите себя о своих потребностях: достаточно ли времени я сплю, хорошо ли питаюсь, отдыхаю, достаточно ли времени уделяю тишине и молитве.
Второй совет. Будьте хозяином, а не обвинителем. Хозяин полностью берет на себя ответственность за свою жизнь. Он действует, чтобы управлять тем, что ему вверено. Обвинителя характеризует реакция. Часто обвинитель в нас самих перекладывает ответственность за нашу жизнь и наши действия на жизненные обстоятельства или кого-то другого. «Если бы я жил в другой стране… Это все потому, что у нас не такие руководители… Если бы у меня были не такие родители».
Третий совет. Делитесь с другими, а не удерживайте все в себе. То, чем мы делимся с другими, лишается силы нас ранить. И наоборот: то, что мы удерживаем в себе, начинает гнить, как заноза, застрявшая в теле. Нам нужен кто-то, с кем мы могли бы поделиться тем, что переживаем. Если мы будем замыкаться в себе, это будет нас разъедать. Кто-то сказал, что мы настолько больны, насколько скрытны.
Четвертый совет. Прощайте, а не храните обиды. Этому Бог хотел научить Иону, которому трудно давалось прощение. Несмотря на то что Иона все-таки исполнил повеление Божие и пошел в Ниневию проповедовать, он был страшно недоволен, что ниневитяне обратились и что Бог их не покарал. Иногда такое отношение свойственно и нам.
Самый верный путь к тому, чтобы стать рабом – это сохранять и носить в себе обиды. Обида прежде всего связывает нас самих. Она разрушает наше здоровье: мы не высыпаемся, ухудшается наше пищеварение. Прощение – это не только освобождение другого от долга по отношению к нам, это и освобождение нас самих от оков.
Пятый совет. Радуйтесь жизни, а не терпите ее. Вечером стоит сделать еще один список: записать все приятные события дня. Если вам ничего не приходит в голову, то, значит, вы просто многого не заметили. Такие события происходят каждый день. Увидели красивый пейзаж, попробовали что-то новое на вкус, услышали музыку или прочитали стихи, встретили какого-то человека…
Талмуд, комментарий к Священному Писанию у иудеев, учит, что мы ответим перед Богом за неумение радоваться дозволенным и разрешенным удовольствиям.
Шестой совет. Поместите молитву в центр своей жизни. Это очень важная привычка. Бог всегда с нами и обещает, что всегда будет нам помогать. Труднее всего жить самому, когда ты сам должен решать все свои проблемы. И тогда мы начинаем причитать: «Я, я, я… я должен это сделать… я так много терплю… я так устал». А если в материю нашей жизни будет вплетено общение с Богом в молитве, то мы будем помнить о помощи Божьей и говорить «мы». Молитва привносит в нашу жизнь спокойствие, силу и ощутимое присутствие Бога. Именно поэтому Христос во всех конфликтах и трудных ситуациях, которые с Ним случались, шел по жизни с достоинством. Иисус знал, что Он не один, с Ним всегда Отец.
Пророк Иеремия говорил о себе: «Они подложили мне в пищу горькое дерево». Эти слова Библия относит и к Христу. Христос воспитывался в доме Своего приемного отца, плотника Иосифа. Он с детства привык к фактуре, теплу и запаху дерева. Дерево было Ему родным, близким. И, может, потому Он смог принять и другое дерево, которое Ему подготовило человечество. Дерево креста. И принял его с большой любовью, потому что знал: навсегда сросшись с этим деревом, Он станет знаменем спасения на все века.
И хотя Христу подложили в пищу «горькое дерево» и Ему пришлось принять страдания и смерть, мы в каждый Великий пост поем: «О древо сладкое, носившее столь дивный плод…»
Привычка переживать все события, даже самые тяжелые, вместе с Богом, помогла Христу вынести их с большим достоинством и любовью к каждому человеку. Попросим Христа укрепить в нас добрые привычки и помочь нам развивать их, изменяя образ нашей жизни.

Статья опубликована в альманахе “Брат Солнце” №43, 2021

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.