• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

“Мы уверовали в Любовь”: Послание по случаю 800-летия со дня рождения св. Елизаветы

Послание по случаю 800-летия
со дня рождения святой Елизаветы,
принцессы Венгерской, ландграфини Тюрингской,
сестры Францисканского Ордена покаяния

Всем сестрам и братьям францисканской семьи,
а особенно – 
всем сестрам и братьям
Третьего Регулярного ордена
и Францисканского Ордена мирян:
да исполнятся сердца ваши милости Божьей.

1. 800-летие, 1207-2007

В будущем, 2007-м году, мы будем отмечать 800-летие со дня рождения святой Елизаветы, принцессы Венгерской, ландграфини Тюрингской и сестры францисканского Ордена покаяния. Юбилейный год начнется 17 ноября 2006 года, в праздник святой Елизаветы, и завершится в 2007 году, в тот же день.

Третий Францисканский орден почитает Елизавету как свою небесную покровительницу, и вся францисканская семья считает ее своей славой. Пользуясь случаем, мы хотели бы представить вам ее выдающееся свидетельство самоотдачи Богу Отцу в подражании Христу и в прославлении всем своим существом Бога, Который есть Любовь.

Папа Бенедикт XVI в энциклике Deus Caritas est – программном документе своего Понтификата – напомнил нам, что главный свободный выбор христианина заключен в следующих словах: Мы уверовали в Любовь Божью. Желаем всем нам укрепить нашу веру благодаря юбилейной встрече со святой Елизаветой, глубоко веровавшей в эту любовь.

В жизни святой Елизаветы буквально отразилось Евангелие Иисуса Христа: это и признание абсолютного владычества Бога, и опыт отречения от всего и умаление, подобно детям, чтобы войти в Царствие Отца, и исполнение, в наивысшей мере, новой заповеди любви.

Она забывает о себе настолько, что становится близкой ко всем нуждающимся, открыв присутствие Иисуса в нищих, презираемых обществом, алчущих и страждущих (ср. Мф 25). Тратит все жизненные силы, чтобы жить в милосердии Божественной Любви и чтобы нести ее бедным.

Елизавета, в духе подлинного образа жизни Франциска, стремилась радикально следовать за Христом – Тем, Кто, будучи богат, уничижил Себя. Она отвергла иллюзии и амбиции мира, великолепие королевского двора, удобства, сокровища и роскошные одеяния. Она ушла из замка и избрала себе обитель среди презренных, израненных жизнью, решив служить им. И она стала первой францисканкой, прославленной в лике святых, «выкованной» в Евангельской кузнице Франциска.

Празднуемая годовщина, безусловно, теряется в полумраке далекого прошлого, окутанном легендами, но мы уверены, что, если в этот юбилейный год мы встретимся со святой и с ее деяниями, за легендами, мы обогатим и нашу жизнь, и наши поступки.

2. Легенда и житие святой Елизаветы

Житие святой Елизаветы пронизано легендами – плод почитания, восхищения и фантазии, – подчеркивающими важные аспекты ее личности. Однако более всего нас интересует история, сокрытая под покровом преданий. Мы желаем узнать ее личность, ее уникальную, провокационную святость. Легенды, окружающие ее личность, – не что иное, как живые краски ее образа, метафоры событий; конечно, мы не можем отбросить их.

Кем была Елизавета? Венгерской принцессой, родившейся в 1207 году у короля Эндре II и Гертруды из рода Андехс-Мерано. Согласно венгерской традиции, Елизавета родилась в крепости Шарашпатак, в одном из любимых замков королевской семьи, на севере Венгрии. Согласно распространенному преданию, это случилось 7 июля. Точно известен лишь год ее рождения.

По обычаю средневекового общества, Елизавета была помолвлена с немецким принцем Тюрингии. В четыре года (1211) девочку передали немецкому посольству, прибывшему, чтобы забрать ее, в Пресбург, самый южный, в то время, город Венгерского королевства.

Как было принято в те времена, Елизавета воспитывалась при тюрингском дворе, как дети ландграфа, вместе с тем, кто станет много лет спустя ее супругом. В четырнадцать лет она обвенчалась с Людовиком IV, ландграфом или князем, Тюрингии. У них было трое детей. В двадцать лет Елизавета осталась вдовой. В 1231 году, в возрасте 24-х лет, она умерла. В 1235 году папа Григорий IX прославил ее в лике святых, чтобы сделать неувядающим примером самоотречения и самопожертвования ее насыщенную и «распятой» жизни, достигшую высот святости.

В христианском народе глубоко укоренилось заблуждение, обязанное своим происхождением легендам и неточным популярным биографиям, согласно которым Елизавета была королевой Венгрии. Однако же она никогда не была королевой ни Венгрии, ни Тюрингии, но принцессой Венгерской и ландграфиней Тюрингской (Германия). Традиционно Елизавету изображают в короне, указывающей не на то, что она была королевой, но на то, что была принцессой и ландграфиней.

3. Супруга и матерь

Подруги и служанки Елизаветы рассказывают нам, что ее паломничество к Богу началось еще в детстве: с самых ранних лет ее игры, мечты, молитвы были обращены к высочайшей цели.

В 1221 году, в возрасте четырнадцати лет, она сочеталась браком с ландграфом Тюрингии Людовиком IV. Людовик и Елизавета росли вместе, как брат и сестра. Обряд венчания был совершен в храме св. Георгия в Эйзенахе.

Вплоть до 1227 года Елизавета была образцовой женой, матерью и ландграфиней Тюрингской, одной из самых знатных женщин империи.

Брачные отношения между супругами не были, как было принято в те времена, омрачены политическим расчетом или соображениями безопасности, но были отмечены подлинной супружеской и взаимной любовью.

Выйдя замуж, Елизавет много времени посвящала молитве, продолжавшейся далеко за полночь, в супружеской спальне. Она знала, что должна полностью посвящать себя Людовику, но слышала и зов «иного супруга»: «Следуй за Мной».

Из любви к двум «суженым» проистекала глубокая радость и полное согласие, а не конфликт внутреннего разделения. Бог был высшей и безусловной ценностью, питавшей все ее чувства: к супругу, к детям, к бедным.

Чудо с розами, о котором повествует легенда, не в полной мере доносит до нас их супружеские отношения. Когда Елизавета неожиданно сталкивается с супругом, пряча в подоле хлеб, ей не было никаких причин прятать свой поступок от мужа. Не было причин и для того, чтобы хлеб превратился в розы. Бог не совершает ненужных чудес.

У Елизаветы было трое детей: Герман, наследник трона, София и Гертруда; последняя родилась уже после смерти отца (1227), погибшего от чумы во время Крестового похода в Святую землю, куда он отправился в знак покаяния. Елизавете же было всего двадцать лет.

Со смертью суверена умирает принцесса, и на свет появляется кающаяся сестра. Биографы спорят, была ли она изгнана из замка Вартбург или ушла оттуда сама. Ответом одиночеству и чувству оставленности стал благодарственный гимн, который она попросила воспеть во францисканской часовне – гимн Te Deum.

4. Елизавета, сестра Францисканского Ордена покаяния

Елизавета Венгерская – женщина, в которой наиболее подлинно воплощается покаянный дух Франциска. Спорят, была ли она, или нет, францисканкой-терциаркой. Следует уточнить, что во времена Елизаветы термин терциарии еще не использовался. Но уже было много кающихся; многие мужчины и женщины из народа вели покаянный образ жизни, на который указывал святой Франциск и который распространяли его братьями.

Меньшие Братья прибыли в Эйзенах, столицу Тюрингии, в конце 1224 – начале 1225 года. Двор ландграфа, во главе с Людовиком и Елизаветой, проживал тогда в замке Вартбург.

Проповедь меньших братьев среди простых людей, которой они научились от святого Франциска Ассизского, заключалась в призыве жить в покаянии, то есть, оставить мирскую жизнь, практикуя молитву, умерщвление плоти и творя дела милосердия. Такой образ жизни Франциск описывает в своем Послании к кающимся верным.

Брат Ругерий ввел Елизавету, стремившуюся к духовным ценностям, в покаянную жизнь. О ее францисканской жизни неопровержимо свидетельствует следующее:

– Известно, что Елизавета подарила братьям-францисканцам часовню в Эйзенахе.

– Она пряла шерсть для ряс Меньших Братьев.

– Когда была изгнана из замка, одинокая и всеми покинутая, попросила францисканцев петь гимн Te Deum, чтобы возблагодарить Бога.

– В Святую Пятницу, 24 марта 1228 года, возложив руки на обнаженный алтарь, во францисканской часовне публично принесла обеты. В качестве внешнего знака покаяния приняла серую рясу.

– Четыре служанки, расспрошенные во время процесса канонизации, также приняли серую рясу. Эта «дешевая ряса», в которой Елизавета пожелала быть похороненной, означала, что монашеский обет ознаменовал для нее начало новой жизни.

– Больницу в Марбурге (1229) она отдала под покровительство святого Франциска, канонизированного несколькими месяцами ранее.

– Цветтльский аноним (1236) утверждает, что Елизавета «носила серую рясу Меньших Братьев».

Стремление Елизаветы к бедности, к отречению от всего и к жизни подаянием, – разве не этого требовал Франциск от своих последователей?

Свидетельства подкрепляются и другими источниками, подтверждающими покаянную жизнь Елизаветы, такими, как уставы и другие францисканские документы; Memoriale Propositi или древний устав кающихся; аналогии и сходство Елизаветы и Франциска.

5. Два обета Елизаветы

В биографических источниках мы встречаем упоминание о двух обетах Елизаветы и, следовательно, о двух способах воплощения их в жизнь. Принеся первые обеты, она вступила в Орден покаяния еще при жизни мужа. Вложив свои руки в руки визитатора Конрада Марбургского, она обещала послушание и умеренность. Конрад был проповедником крестового похода, нищим и суровым, возможно – епархиальным священником. Елизавета, с согласия Людовика, выбрала его именно потому, что он жил в бедности. Визитатор необязательно должен был быть францисканцем. Святой Франциск в Уставе, не утвержденном буллой (1221), предписывает: «Ни в коем случае ни одна женщина пусть не принимается никем из братьев в послушание, но, получив духовный совет, пусть совершает свое покаяние, где пожелает» (глава XII).

Вместе с Елизаветой принесли обеты ее три служанки или подруги; они сформировали маленькое сестричество молитвы и аскетической жизни под руководством настоятеля – визитатора Конрада. После смерти супруга Елизаветы они последовали с ней из замка в изгнание в мир бедных. Они стали ее утешением в горькие часы одиночества и оставленности.

Вместе с ней они во второй раз публично принесли обеты в Святую Пятницу 1228 года, сформировав тем самым монашеское сестричество. Служанки Елизаветы вместе с ней приняли серую рясу и посвятили себя миссии распространять милосердие Божье; вместе ели и работали, вместе навещали дома бедных, им она повелевала готовить пищу, которую раздавали неимущим.

Речь шла о подлинно монашеской жизни женщин, принесших обеты, без соблюдения правила строго затвора, занимавшихся социальным служением – служением бедным, отверженным, больным, странникам… Это была форма посвященной жизни в миру.

Но потребовались столетия, чтобы Церковь признала такой образ общинной жизни для женщин вне затвора, и дала каноническое одобрение. В те времена жизнь в монастыре была единственной канонической формой, дозволенной Церковью женским монашеским общинам.

Елизавета, несомненно, умела сочетать два измерения жизни – близость с Богом и активное служение бедным: “Mariam induit, Martham non exuit”, то есть, облеклась в Марию, но не совлекла с себя одеяние Марты.

Сегодня в мире насчитывается около 400 женских конгрегаций Третьего Регулярного ордена и около ста тысяч монахинь, следующих по стопам Елизаветы в деятельной и, одновременно, созерцательной жизни: их можно считать ее наследницами.

6. Милосердная принцесса и сестра покаяния

Короткая жизнь Елизаветы обогатилась служением, совершавшимся с любовью, радостью и страданиями. Ее безграничная щедрость и близость к отверженным вызвала скандал при дворе Вартбурга; все это плохо вписывалось в привычные рамки. Многие подданные считали ее сумасшедшей. Это стало для нее одним из тяжелейших крестов: распятая между обществом, к которому она принадлежала, и миром тех, кто не знал милосердия.

Еще в то время, когда она, будучи принцессой, обладала немалой властью, в отсутствие мужа Елизавете пришлось столкнуться с чрезвычайными обстоятельствами: тюрингцы страдали от неурожая и голода.

Она, не медля, открыла графские житницы, чтобы помочь нуждающимся. Елизавета сама служила слабым, бедным и больным. Вслед за Франциском взяла на себя заботу о прокаженных, отверженных обществом.

День за днем, час за часом, она, неимущая, жила бок о бок с неимущими и в пучине страдания и окружающей нищеты воплощала собой милосердие Божье. В несчастных Елизавета видела образ Христа (Мф 25,40). Это придавало ей силу победить естественную брезгливость, настолько, что она целовала гноящиеся раны прокаженных.

В своем служении помощи Елизавета руководствовалась не только сердцем, но и разумом. Она знала, что узаконенное милосердие более действенно и долговременно. Еще при жизни супруга она внесла вклад в основание больниц в Эйзенахе и Готе. Позже основала госпиталь в Марбурге, ее любимое детище, появившееся на свет, когда она уже стала вдовой. Чтобы заботиться об этих учреждениях, вместе со своими подругами и служанками она основала монашеское сестричество.

Елизавета трудилась своими руками: в кухне, готовя еду; прислуживая неимущим больным; мыла посуду и не слушала служанок, когда они хотели ей запретить это. Она научилась прясть пряжу и шить одежду для бедных и для того, чтобы зарабатывать на хлеб.

7. Елизавета – созерцательница и святая

Святость предстает в истории Церкви как безумие – безумие креста. И святость Елизаветы была сияющим безумием. В ее жизни особым светом просияла добродетель милосердия. Ее жизнь – песнь любви, песнь служения и самоотречения, начатая ради того, чтобы сеять благое.

Она предлагает просто жить по Евангелию, «без толкований», как сказал бы Франциск, – во всех аспектах, духовном и материальном. Она не оставила писаний, но многочисленные превратности ее жизни можно понять лишь буквально приняв Евангелие. Она воплотила в реальность образ жизни, предлагаемый Иисусом в Евангелии:

– Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (см. Лк 17,33; Мк 8,35).

– Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк 8,34).

– Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим,.. и приходи и следуй за Мною (Мф 19,21).

– Кто любит отца, мать, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (ср. Мф 10,37).

Сияние духовной силы Елизаветы проистекало из ее отношений с Богом. Ее молитва была настойчивой, длительной, порой переходила в экстаз. Постоянное чувство присутствия Господа было источником ее силы, радости и сострадания к бедным. Но также питала ее веру и молитву встреча с Иисусом Христом в бедных.

Ее странствие к Богу отмечено решительными поступками внутреннего отречения вплоть до полного самоотречения, подобного уничижению Христа на кресте. К концу жизни у нее не осталось ничего, кроме дешевой покаянной серой рясы, которую она распорядилась хранить как знак, в ней же она была похоронена.

Елизавета излучала радость и умиротворение. В глубине ее души царил мир. Она действительно жила в совершенной радости, которой учил Франциск – в искушениях, в одиночестве и скорби. «Мы должны сделать людей счастливыми», – говорила она своим служанкам-сестрам.

8. Заключение

Елизавета промелькнула в этой жизни, словно яркая комета и предвестница надежды. Она зажгла свет в бесчисленных душах. Принесла радость скорбящим сердцам. Не счесть осушенные слезы, перевязанные раны, сердца, в которых она сумела вновь пробудить любовь.

Ее святость была совершенно новой, исполненной оттенками и выдающимися добродетелями. Благодаря Елизавете, славы алтарей сподобились не только мученики и девы, но и жены, матери, вдовы.

Елизавета прошла путь христианской любви в миру как супруга и матерь. Но после повторного принесения обетов, она стала женой, полностью посвященной Богу на благо утешения страждущего человечества.

Третий орден святого Франциска, – как Регулярный, так и Орден мирян, – предлагают оживить память своей святой небесной покровительницы, отмечая восемьсот лет со дня ее рождения, и предлагают вам увидеть в ней светоч и образец евангельского усердия. Францисканская семья прославляет первую женщину, стяжавшую святость последовав за Христом по «образу жизни», указанному Франциском.

Мы празднуем память ее рождения, вспоминая ее исключительную личность и сострадание, надеясь, что через знакомство с ней и восхищение мы станем орудиями мира и хоть немного научимся умащивать бальзамом раны отверженных нашего времени, сделать более человечным нашу среду и осушить чьи-то слезы. Будем же сеять сердечное добро там, где не хватает милости Отца. Да воодушевит усердие Елизаветы и наше соучастие. Пусть пример Елизаветы и ее заступничество освещают наш путь к Отцу, Источнику всякой милости: Благу, всякому Благу, высшему Благу; покою и радости.

Рим, 17 ноября 2006
Праздник св. Елизаветы

Брат Мауро Йори, OFMCap 
Генеральный министр, 
Председатель КФС

Брат Хосе Родригес Карбальо, OFM
Генеральный министр

Брат Иоахим Гермек, OFMConv 
Генеральный министр

Брат Илия Живкович, TOR
Генеральный министр

Энкарнасьон Дель Посо, OFS С
Генеральная настоятельница

Анисия Шнайдер, OSF
Председатель CFI-TOR

Основные источники
1. Конрад Марбургский. Послание, называемое также Summa Vitae.
2. Dicta quatuor ancillarum [Свидетельство четырех служанок].
3. Цезарий Гайстербахский, цистерцианец. Vitae sanctae Elysabeth lantgravie [Житие святой Елизаветы, ландграфини Тюрингской], 1236.
5. Хроника бенедиктинского аббатства в Райнхардсбрунне.
6. Францисканский аноним. Vita beatae Elisabeth [Житие блаженной Елизаветы], конец XIII века.
7. Дитрих Апольдский, доминиканец. Vita S. Elisabeth [Житие святой Елизаветы], 1289-1291.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.