Торжество святых Апостолов Петра и Павла, приходящееся в литургическом календаре на 29 июня – один из самых древних известных в Церкви праздников в честь святых мучеников. Эти два ученика Христа, на первый взгляд такие несхожие между собой, но единые в любви к Христу и мученичестве ради Него, пользовались особым почитанием и уважением ещё в ранней Церкви, и всё, что было связано с памятью о них, было драгоценно.
Апостол Пётр – первый из призванных Самим Христом двенадцати учеников, был сыном рыбака Ионы, промышлявшим рыбной ловлей на Генисаретском озере в Галилее. Родители дали ему имя Симон, что значит: «Бог услышал». Имя «Кифа» (по-латински – «Пётр»), «камень» он получит позднее, от Учителя, Который, нарекая его, скажет: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
И в самом деле, именно Пётр после сошествия Святого Духа станет не просто провозвестником Благой Вести, а первым Римским епископом и главой юной Вселенской Церкви.
Новый Завет рисует нам Петра, как человека импульсивного, открытого и искреннего, чуждого всякой дипломатии, простого и малообразованного, поддающегося порыву, но склонного также к сомнениям и сочетающего в себе, самым парадоксальным образом отвагу и боязливость. Словом, самого обыкновенного, далёкого от совершенства и традиционных представлений о святости, такого, каких, наверное, было много среди галилейских рыбаков, от которых его отличало только одно – стремление к истине и любовь ко Христу.
Из Нового Завета мы знаем, что после сошествия Святого Духа Пётр неустанно проповедовал Благую Весть, что он совершал чудеса, воскрешал мёртвых и исцелял больных, которых выносили на улицу перед ним, надеясь, что даже если только тень Петра падёт на них, они выздоровеют, что он был гоним за веру, и ввергаем в темницу. Что он был старшим, главой апостолов, и в спорах его мнение оказывалось решающим. Он крестил семью язычника Корнилия и разрешил споры апостолов о необходимости для обращённых язычников скрупулёзно исполнять все установления закона Моисеева, первым открыв Церковь для всех, и всех – и иудеев, исповедовавших Единого Бога и вчерашних идолопоклонников сделав равными перед Христом, пришедшим ко всем и искупившим всех. Что он собрал первый Собор в Иерусалиме. Что два его Послания вошли в Новый Завет, и одно из канонических Евангелий было продиктовано им ученику по имени Марк. Принято считать, что он управлял Церковью Рима в течение 25 лет, покидая город лишь на короткое время, до тех пор, пока не принял мученическую смерть во время начавшихся в правление Нерона гонений на христиан. Как утверждает святой Иероним, он, сочтя себя недостойным такой же казни, какой был предан Христос, просил распять себя вниз головой.
Апостол Павел, память которого празднуется в тот же день, в противоположность необразованному рыбаку из Галилеи, принадлежал к привилегированным кругам еврейского общества. Он родился в Тарсе, главном городе Киликии (на территории нынешней Турции, где была большая иудейская диаспора и, кроме родного языка, знал греческий и латинский. Прекрасно образованный «…иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге» (Деян. 22:3) и римский гражданин по праву рождения, занимавшийся востребованным и уважаемым в Римской империи ремеслом – шитьём палаток — он не был среди тех, кто следовал за Христом во время Его земной жизни, а когда, после Воскресения, вера в Христа стала быстро распространяться среди его соплеменников, счёл её опасной ересью и присоединился к тем, кто преследовал христиан. Новый Завет рассказывает об участии Павла в побивании камнями первого христианского мученика Стефана. Хотя будущий апостол, тогда ещё носивший имя Савл и не обагрил руки кровью Стефана, он сторожил одежды побивавших Стефана и одобрял их действия.
На пути в Дамаск, куда Савл отправился, чтобы там продолжить начатые в Иерусалиме преследования, он встретил Христа, ослепившего его вспышкой яркого света, и заговорившего с ним, и эта встреча превратила гонителя в последователя, фарисея в христианина, Савла в Павла – Апостола язычников, обошедшего за время своего служения множество городов и стран, принесшего Христа в Малую Азию, Македонию, Грецию, Кипр, Крит, Мальту и Сицилию, преследуемого, не раз представавшего перед судом, заключённого на несколько лет в тюрьму и, наконец, оказавшегося, по воле Божией в Риме, где вместе с Петром он проповедовал, крестил, учил, и в одно и то же время со старшим из Апостолов был казнён. Так как он был римским гражданином, его обезглавили мечом.
Места погребения обоих Апостолов, вероятно, сразу сделались местами паломничества и молитвы.
Уже в 258 г., то есть ещё до того, как было установлено литургическое празднование Рождества Христова, упоминается о существовании одного общего праздника в честь обоих Апостолов – 29 июня, который вскоре стал отмечаться и другими Церквами, например, в Милане и в Карфагене.
Неоднократные упоминания о том, что оба апостола претерпели мученичество в одно и то же время породили представление о том, что они были казнены в один и тот же день, но, в действительности 29 июня это день, когда в 258 г. в правление императора Валериана мощи святых были перенесены в катакомбы Сан-Себастьяно, куда их поместили, чтобы уберечь от осквернения во время гонений.
Торжество святых Апостолов Петра и Павла 29 июня не единственный праздник в честь них, так 25 января Церковь отмечает память обращения Апостола Павла, а 22 февраля праздник кафедры Апостола Петра, но только 29 июня имеет статус Торжества.
Анна Кудрик
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве