• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Любовь в жизни святого Франциска

«Да обратит Господь лице Свое на тебя», – говорится в благословении святого Франциска. Полюбив Господа и пойдя за Ним, Франциск почувствовал, что Господь на него смотрит. Не убеждает, не обращается с каким-то словом, а именно смотрит на него… 

Похожие фрагменты, останавливающие наше внимание на взгляде Иисуса, есть в Новом Завете. Апостол Андрей привел Симона – и «Господь посмотрел на него…» Богатый молодой человек сказал, что хочет быть совершенным, – и Господь «с любовью посмотрел на него»… После отречения Петра Иисус «посмотрел на него», и это стало началом раскаяния апостола.

Момент, когда Господь обращает Свой взгляд на человека, очень важен.

Францисканский Крест тоже удивителен тем, что Господь смотрит на нас.

В дополнение к этому не нужно слов. Любовь чувствуется, когда мы смотрим на другого человека. Взгляд говорит о многом…

Святого Франциска потрясают две вещи – смирение Божие и любовь Божия. Когда Франциск слышал, что в Евангелии читалось место о любви Божьей, или кто-нибудь говорил о ней, он бывал тронут до слез.

Порой нас особенно затрагивает какая-то мелодия, встреча с каким-то человеком… Святой Франциск переживал такое внутреннее потрясение, когда слышал, что Бог нас любит.

Францисканец Якопоне да Тоди подчеркивал эту грань наследия святого Франциска: осознание любви Божией, не имеющей границ Любовь Божия выражается в том, что Господь отдал Свою жизнь. Это касается и прошлого, и будущего – обещание того, что человек сможет встретиться с Богом после воскресения и вечно жить в любви. Обещание это выражается для нас в литургии: в ней есть и прошлое – воспоминание о страданиях Христа, и будущее – Господь придет и возьмет нас к Себе. И прошлое, и будущее в Евхаристии становятся настоящим.

Святой Франциск не разрешал братьям служить больше одной Святой Мессы в день – для его времени это было редкостью, поскольку сослужение тогда не было принято, и каждый священник служил Мессу ежедневно. У францисканцев же Мессу служил один из братьев-священников, а остальные участвовали в ней. Кто не присутствовал в это время в монастыре, должен был помнить об этом и духовно присоединяться к братьям.

Во времена святого Франциска принято было считать, что раз меньше служится Месс – значит меньше обретается благодати. Франциск понимал, что благодать не зависит от количества богослужений, она умножается через любовь участвующих в Евхаристии. Он хотел, чтобы Евхаристия стала центром жизни общины, а не просто необходимым обрядом; единственностью богослужения он подчеркивал важность Евхаристии. Весь день монахов был организован так, чтобы они могли собраться вместе на Мессе.

У каждого святого любовь имеет свой оттенок. Для Франциска любовь – это своего рода нежность, которая одних привлекает, а других, наоборот, отталкивает.

Чаще всего она отталкивает интеллектуалов: действительно, проповедь птицам звучит как легенда, да и многие сюжеты из «Цветочков святого Франциска» тоже. Исследователи на этот счет так и не пришли пока к единому мнению. Но даже если это и легенды, они точно передают нежный характер любви святого Франциска. Он приводил братьям в пример любовь матери к ребенку, говоря, что и братья должны так же любить друг друга.

Было время, когда францисканцев даже ругали за то, что они якобы приносят в Церковь не силу, а излишнюю мягкость.

Однако нельзя забывать, что святой Франциск любил прежде всего Распятого Христа. В любви Франциска присутствует страдание, раны Христовы.

Девиз Франциска – делать все из любви к Божьей Любви. Он просит в молитве, чтобы сила Божьей Любви оторвала его от всего, что есть под небом: «чтобы я умер из-за любви к Твоей Любви, ибо Ты в смирении выбрал смерть из любви…»

В Уставе святого Франциска есть такой фрагмент: «И все братья, где бы ни были, пусть помнят, что они отдали себя и оставили тело свое Господу Иисусу Христу. И ради любви Его должны принимать врага как видимого, так и невидимого, ибо говорит Господь: «Кто потеряет душу свою, тот сбережет ее».

В жизни святого Франциска была такая ситуация, когда он отправился к султану Египта. Войска крестоносцев атаковали мусульман, которые воевать в тот момент не хотели. Франциск безуспешно уговаривал предводителя крестоносцев этого не делать, дабы не было войны. Однако увидев, что все неизбежно идет к ней, он отправился к султану и просил его принять Христа (тогда войска крестоносцев не нападут), бесстрашно отдавая себя в руки мусульман. Конечно, мусульмане, считая блаженных пророками, обычно отпускали их, так произошло и с Франциском. Но, вероятно, Франциск поразил мусульман тем, что хотел защитить их, сам будучи крестоносцем – он пришел хоть и безоружным, с Евангелием, но вместе с крестовым походом….

В Толковании на «Отче наш» Франциск тоже говорит о Любви Божьей: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе, чтобы мы возлюбили Тебя всем сердцем… о Тебе помышляя… честь Тебе во всем ища… И да возлюбим ближних наших… обращая их в любовь к Тебе».

Святой Франциск реализует Любовь Божью, оказывая любовь человеку.

Слова «ради любви Божьей» глубоко затрагивали его душу. Он не разрешал братьям просить что-либо «ради любви Божьей», за исключением случаев крайней нужды.

Когда однажды нищий попросил у него кусок материи «ради любви Божьей», Франциск пошел отрезать кусок от своей рясы, но его остановили братья и нашли необходимое.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть этот момент: когда Франциск слышал слова «ради любви Божией», он испытывал потрясение, словно с ума сходил…

Во францисканском богословии особо подчеркивается, что не столько Бог – предмет нашей любви, сколько, наоборот, каждая францисканская душа должна чувствовать себя предметом любви Божьей и все, что делает – делать из-за той Любви, которой Бог нас одарил.

Это не означает, что мы должны себя принуждать к каким-то жертвам для Бога: надо лишь осознать эту истину, и тогда все остальное станет следствием, ответом, тем самым «легким игом» Христовым.

Франциск заново открывает для мира, в котором он жил, евангельскую истину: «Люди, Бог вас любит, именно это прежде всего несите другим, помогите им почувствовать Божью любовь…» Франциск целует прокаженного, желая показать прежде всего, что Бог любит этого человека, а если так – как же и другим его не любить…
Прежде всего Франциск до потрясения ощутил, что он сам любим Богом, иначе было бы искусственно показывать Его любовь другим. И потому он не мог никогда отказать, если к нему обращались со словами «ради любви Божьей».

Франциск почувствовал эту любовь в нежности Божьей к нему, в Его взгляде… Повествование о том, что Иисус на Кресте в Сан Дамиано открыл глаза, весьма красноречиво. Этот эпизод отражает тот факт, что Франциск внутренними глазами веры увидел: Господь смотрит на него, Он рядом.

Мы называем Франциска Серафическим Отцом. Серафимы – это ангелы, горящие пламенем любви. Франциск – человек, объятый этим пламенем.

Есть эпизод в жизни Франциска, когда он бежал по городу со словами «Любовь не любима», желая этим сказать, что люди не любят Любви.
Многие из нас хотят жить, как святой Франциск, пытаясь повторять его поступки – помогать нищим, любить природу… Конечно, это неплохо. Однако смысл жизни святого Франциска был несколько иным: он почувствовал ЛЮБЯЩИЙ ВЗГЛЯД БОГА на себе И БЫЛ ПОТРЯСЕН ЭТИМ. Вся его любовь к природе, больным, бедным – следствие этого внутреннего потрясения, пережитого им.

 Вальдемар Мацкевич OFMConv

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.