• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Святой Франциск и его ученики

Первым и единственным наставником Франциска был сам Всевышний, открывший святому путь Евангелия. В верном следовании по этому пути постепенно складывался неповторимый духовный облик братства.

Устав 1209 года
Никто не знает, каким было первое правило жизни, или Устав, с которым в конце 1209 или в начале 1210 года св. Франциск пришел к Папе Иннокентию III. Текст его бесследно исчез, списки не сохранились, а содержание много раз перетолковывали братья. 
И все же, опираясь на дошедшие до нас источники, можно хотя бы гипотетически представить, чего ждал от братьев святой Франциск.

Евангельский источник
Первую подсказку находим в жизнеописании, составленном Фомой Челанским: «Святой Франциск, видя, что Господь ежедневно прилагает спасаемых к его братству, немногими и простыми словами написал для себя и своих братьев, как имевшихся налицо, так и для тех, кто пожелал бы присоединиться к ним в будущем, устав и правила жизни, пользуясь преимущественно речениями святого Евангелия… Добавил он туда лишь немного других наставлений, которые показались ему необходимыми для установления обычаев и повседневной жизни братства» (Первое Житие св. Франциска, составленное Фомой Челанским, 32). Итак, Франциск обращается, прежде всего, к Евангелию, и наверняка к тем фрагментам, в которых Ассизскому Бедняку и его первым спутникам открылось их призвание – к услышанному в Порциунколе рассказу о призвании апостолов и к тексту о том, что последователь Христов призван разделить Его бедность, пронзившему Франциска в церкви Св. Николая. Кроме того, как видно из свидетельства Фомы Челанского, в кратком первоначальном правиле содержались разнообразные предписания касательно повседневной жизни братьев, их молитвы и труда, покаяния, аскезы и апостольского служения, а также, вероятней всего, обязательные для документов такого рода слова о послушании Церкви и настоятелям.

Дар Всевышнего
Другой, столь же ценный источник – «Завещание» самого Франциска, где прямо говорится о том, что образ жизни, какой ведут братья, подсказан самим Богом: «…никто не указал мне, что я должен делать, но сам Всевышний открыл мне… и я велел записать это немногими словами и просто, и господин Папа утвердил мне это» («Завещание», 14). Такое признание, помимо прочего, означало, что св. Франциск не пытался подражать уже существующим общинам и не действовал по подсказке. Его первым и единственным наставником был сам Всевышний, открывший святому путь Евангелия. В верном следовании по этому пути постепенно складывался неповторимый духовный облик «кающихся из Ассизи» («Легенда трех спутников», 37).
Теперь, когда мы знаем, кто «надоумил» Франциска создать столь странное содружество нищих и радостных людей, становится понятней, почему он так упрямо противился увещеваниям церковных властей и собственных братьев сделать свою общину хоть в чем-то похожей на другие монашеские ордена.

Завещание святого
По сути, «Завещание» св. Франциска, в особенности фрагменты 16–23, можно считать главным источником реконструкции первоначального текста. Оно лучше, чем любой другой францисканский документ, объясняет, что значило для Ассизского Бедняка и его первых братьев «жить по уставу святого Евангелия». Жизнь эту, как видно из текста, отличало несколько свойств.

Полная бедность
«Приходившие принять такую жизнь все, что имели, раздавали бедным» («Завещание», 16) – в этом виделся начаток «совершенства», к которому призывал Христос (ср. Мф 6, 19–21; 19, 21; Лк 5, 10–11). Сама одежда братьев – «туника, заплатанная изнутри и снаружи» – скромное облачение из самой дешевой, грубой серо-коричневой шерсти – делала их похожими на первых апостолов, посланных проповедовать Благую Весть (Мф 10,10), и вместе с тем почти не отличала от окрестных бедняков.
Здесь же находим еще одно выразительное признание: «И большего мы не хотели». Означает оно, что бедность не ограничивала, не сковывала братьев, напротив, обогащала и освобождала их. Нищенствующие эпохи Средневековья своей убогой жизнью обличали недолжное богатство церковных властей; доминиканцы собственной бедностью подтверждали истинность своих слов, многочисленные сообщества благочестивых мирян соглашались во всем ограничивать себя, чтобы побольше отдавать тем, кому они служили. Ничего подобного у францисканцев мы не найдем. Бедность была для них не уздой, а свободой, способом хоть в чем-то уподобиться Христу, избравшему удел гонимых и нищих, не дорогой лишений, а царским путем…

Молитва
Из «Завещания» мы узнаем и о том, как молилась первая община, состоявшая из клириков и братьев: «Часы мы, клирики, совершали, как все духовенство, братья-монахи же читали «Отче наш» («Завещание», 18), а по следующей фразе – «и мы весьма охотно оставались в церквах» – можно догадаться, что братья много часов проводили в созерцании. Заметим также, что особого молитвенного правила Франциск, судя по всему, не дал; священники, как и все духовенство Католической Церкви, читали бревиарий, а братья ограничивались чтением «Отче наш» и личной молитвой.

Послушание
«И были мы необразованны и всем подчинялись» («Завещание», 19). «Малость» (minoritas), как и бедность, уподобляла братьев Сыну Божию, Который в Воплощении «обнищал ради нас», отказался от величия и славы, принял поношение и хулу, отдавал Себя и не искал Своего, жил подаянием и полностью зависел от тех, кого встретит. Уподобиться умалившему Себя Христу для Франциска означало отказаться от собственных заслуг, но приписывать все доброе Богу, беспрекословно повиноваться церковным властям, не превозноситься перед братьями, а служить им, помнить о своей ничтожности и смертности, кротко сносить обиды, наконец, почитать не только каждого человека, но и каждое творение, ибо и оно – в руках Божиих.

Труд и милостыня
Чтобы содержать себя, братьям предписывалось трудиться. Франциск, как мы читаем в «Завещании», работал «своими руками» и того же хотел от своих последователей. Каждодневный труд не только роднил братьев с бедными, необразованными людьми, которым они несли весть о Боге, но надежно хранил от растлевающей душу лени – первые последователи Франциска трудились «не ради корысти, желая получить плату за работу, а для примера и изгнания праздности» («Завещание», 21).
Когда же заработать на жизнь не удавалось, братья просили милостыню: «А если не заплатят нам за труд, прибегнем к столу Господнему, прося от двери к двери…» («Завещание», 22). Это занятие не только позволяло дожить до следующего дня, но и учило благодарно принимать дары, полагаться на Провидение, собирать сокровища на небесах, чувствовать себя в этом мире не хозяином, а изгоем и пришельцем…

Апостольство мира
Наконец, Франциск завещал братьям приветствие мира: «Господь открыл мне приветствие, чтобы говорили мы: “Господь да подаст тебе мир”» («Завещание», 23). Оно явственно перекликается со словами, которыми Христос напутствовал учеников, когда отправлял их на проповедь. Такое «совпадение» не случайно: братья, посланные, подобно апостолам, проповедовать Царство и покаяние, были призваны полагаться только на тихую силу мира Божия, стать его «орудием», напоминать о нем, делиться им с творением.
Скорее всего, именно таким представал «францисканский путь» в первом Уставе. Святой Франциск создавал небывалое прежде братство странствующих проповедников, живущих подаянием и своим трудом, возвещающих Царство Божие радостной нищетой, кротостью, молитвой, почтением не только к людям, но и к мельчайшей из тварей, пылкостью и цельностью собственной жизни. Неудивительно, что проповеди «братцев», совсем не похожих на всех прочих церковных людей, современники поверили почти сразу. Убеждало не столько их слово, сколько бесстрашная и свободная жизнь.
Нашему миру свидетельство о сияющей правде Евангелия нужно не меньше, чем Средним векам. Вот только хватит ли у нас, нынешних сыновей Бедняка из Ассизи, смирения и отваги, чтобы сохранить и принести этот радостный огонь?

Марек Сыкула OFMConv

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.