У многих в сознании утвердился образ святого Франциска, представляющий Бедняка Господня как свободного революционера, беззаботного весельчака, бегающего по полям за бабочками и не знающего страданий, как телесных, так и духовных. Но так ли было на самом деле? Не страдал ли романтичный, привлекавший многих своим образом жизни Франциск, от духовной и физической боли? Был ли особенным тот, кто с улыбкой на губах встречал все трудности? Отличался ли он в этом смысле от нас с нашими многочисленными проблемами? Ответом может служить еще один вопрос: “Может ли быть ученик превыше учителя”? Как и жизнь Иисуса, Которого возлюбил Франциск, не была лишена страданий, так и жизнь Его последователя не могла быть лишена встреч с тем, чего мы совершенно естественно не можем избежать в нашей повседневной жизни.
Первые его страдания, особенно духовные, появляются уже в самом начале его весьма необычного для того времени призвания. Франциск не знал, что ему делать, что бы было хорошо, а что плохо, и в течение нескольких лет боль неуверенности не оставляла его юношеского сердца. Неуверенность в правильности выбора своего жизненного пути не является чем-то приятным для молодого человека, чувствующего, что Бог призывает его к служению. И для Франциска тот период жизни остался отмеченным страданием неуверенности.
Потом последовали первые шаги Божьего бродяги в его стремлении к жизни в бедности и покаянии, насмешки со стороны людей, принимавших его за сумасшедшего, плевки в его сторону и неприятие близкими. Все это оставило в сердце Франциска рану, которая, и не кровоточа, все равно осталась раной.
Первые братья, его последователи, пока. их было немного, понимали, что наследуют возлюбленную бедность. Но когда их число увеличилось, когда пришли другие, ищущие легкой жизни, которые стали изменять то, что чувствовал святой Франциск, когда они, отходя от идеала, стали утверждать, что вести такой образ жизни нельзя, что так не делают, тогда горечь предательства наполнила душу святого Франциска, который чувствовал, что другие пытаются разрушить то, за что он отдал свою жизнь. Франциск страдал. Стыд за своих неверных учеников разрывал сердце.
Наконец, Франциск испытывал и физические страдания: тяжелая болезнь глаз, полная лишений жизнь нищего, кровоточащие стигматы. Кажется, что отчаяние должно заслонить собою весь смысл жизни, закрыть глаза черной пеленою сомнений, выдавить из человека крик боли и беспомощности, ибо жизнь не имеет смысла и жить – излишняя трата времени. Однако ничто не может победить Глашатая Господа.
Со смиренно склоненной головой и спокойным сердцем Франциск принимает все. Как праведный Иов, смиряющийся перед Богом и принимающий злое из Его рук. Его спокойствие, покорность сердца основываются на глубочайшем единении с Иисусом, ибо, если Он, Господь и Бог, так страдал, если познал то, что является настолько неприятным для человека, то как может противиться этому он, Его убогий и негодный слуга? Если Учитель пролил Свою Божественную кровь, то как может он беречь свою человеческую кровь? К тому же Франциск видит в страдании особую любовь и испрашивает себе эту благодать, через которую Иисус позволяет ему пережить то, что пережил Сам. Его великая любовь к Иисусу, единение с Ним призывают Франциска соединить свое страдание со Страданием Христа. Святой хотел помочь Ему, не оставляя Его одного, как если бы хотел взять часть тяжести на себя, на свои плечи, чтобы хоть немного облегчить путь своего возлюбленного Спасителя. Франциск хочет показать Иисусу, что любит Его. Именно эта уверенность дает Франциску невыразимый мир в сердце, дает ему мудрость, благодаря которой он принимает все. Эта уверенность служит причиной той самой францисканской радости, основанной на том, что Иисус есть, что Он любит, что все в Его руках, что Он победил смерть и что ни один волос с головы не упадет без Его воли. Он не допускает и тени сомнения или отчаяния.
В нашей жизни тоже встречаются страдания – возможно они даже большие, нежели те, которые познал святой Франциск, и нелегко не поддаваться отчаянию, не кричать, не бунтовать. Но не надо забывать одного – Бог, позволяя нам страдать, никогда не позволяет, чтобы страдания превышали наши силы. Бог мудрее нас, Он видит дальше и лучше, чем мы. Он всегда хочет только нашего добра и сам знает, что будет лучше для нас. Из каждого страдания Он извлекает добро. Каждое страдание Он разделяет с нами, давая нам возможность участвовать в Его Страданиях, в деле Спасения, чтобы и мы могли внести свою лепту в это дело. Не надо забывать, что Он нас любит и не оставит нас в наших страданиях, что сперва Он умер за нас, чтобы мы могли жить. Не будем забывать и о том, что всякое страдание облагораживает.