Через Своих пророков – так же, как через знамения времени – Бог напоминает нам о Своих заповедях. Через святых Он открывает нам, как человек должен воплощать Волю Божию, как он должен пользоваться тем, что ему доверено, что его окружает.
Одним из святых, напоминающих нам о главных заповедях Господа, является Франциск Ассизский. За свое отношение к природе, за прославление Бога в творениях Божиих, за способность увидеть в них Его величие он был торжественно провозглашен покровителем экологов. Святой Франциск внес особый вклад в экологию; важно понять, что Бог через этого человека хотел сказать нам об отношении к природе, ее использовании, а также об ответственности за нее, возложенной на каждого человека, каждого из нас.
Для многих людей существует принципиальная разница между живой и неживой природой, что накладывает особый отпечаток на отношение к ней в целом. Франциск смотрел на это иначе. Лучше всего это видно в одном из самых известных его произведений – “Гимне брату Солнцу”:
Будь прославлен, Господи,
Со всеми Твоими твореньями,
А прежде всего – с нашим братом Солнцем,
Который дает нам день, а Ты через него светишь.
Прекрасный, лучезарный, в светлом нимбе –
Тебя он, Высочайший, отраженье.
Господи, будь прославлен
Через сестру нашу Воду…
Господи, будь прославлен
Через нашего брата Огня…
Господи, будь прославлен
Через тех, кто милостью Твоей прощает…
Мы наблюдаем здесь как бы один уровень, один мир, в котором все творения – как одушевленные, так и неодушевленные – обладают одинаковым достоинством. Хвалят Бога и брат Солнце, и сестра Вода, и обыкновенный камень, и цветок, и ветер, и огонь, и человек. Все творения – братья, происходящие от одного Отца, одного Создателя. Каждое из них несет в себе образ Божий, Его славу и величие. Вот что говорит один из биографов святого Франциска о такой любви: “В какой экстаз приводила его красота цветов, когда он восхищался ими, или когда еще раз убеждался в их нежности. Сразу же вспоминалась ему красота Цветка, который ярко расцвел в середине зимы из корня Озии и вернул к жизни тысячи мертвых. Когда Франциск видел цветущие долины, он задерживался, чтобы поговорить с ними, и предлагал им славить Бога, будто они – разумные существа. Точно так же он призывал хвалить Бога виноградники, камни, леса и поселки, бегущие воды, цветущие сады, землю и огонь, воздух и ветер. А в конце он называл все творения своими братьями и сестрами, потому что в них есть свобода и слава, предназначенная для Сыновей Божиих”.
Познание Бога по Его делам и любовь к Нему происходят, наверное, так, как это выражено в теории следов: глядя на следы того, кого мы любим, мы не видим в них ничего материального, но чувствуем, непроизвольно вспоминаем любимое нами лицо. Эту теорию (Vestigia Dei) конкретизировал один из духовных сыновей Франциска, ведущий философ Средневековья св. Бонавентура из Баньореджио.
Для Франциска остается ясным и бесспорным, что именно человек поставлен во главе своих “неразумных братьев” и что в его руки было отдано право управлять ими, использовать их, но вместе с тем, и возложена ответственность за них. Франциск с самого начала отдает себе отчет в том, что остальные творения стоят ниже человека, послушны ему и доверены ему согласно плану Творца. Говоря: “Будь прославлен, Господи, через сестру воду, которая покорна, добра и чиста”, – он распознает в природе дар Божий, данный человеку, чтобы утолять жажду, радоваться свету солнца, греться у огня…
В чем же для святого Франциска выражается ответственность человека перед Всевышним за эти Божий дары?
Благодаря дару обновленного Богом взгляда на мир святой Франциск занимается тем, что подбирает с дороги жуков и червяков, чтобы они не были случайно растоптаны, не позволяет братьям рубить целые деревья, а только ветки, чтобы дерево могло пустить новые побеги, добавляет пчелам в ульи мед и вино, чтобы они не погибли зимой. Он чувствует себя их братом – как каждый из нас, видя в беде своего младшего брата, спешит ему на помощь. Францисканская ответственность вытекает не только из чувства жалости и сострадания, но и из чувства братства, ощущения единого Отца. Именно так нужно понимать его ответственность.
Другой аспект ответственности перед творением описывает известный биограф святого Франциска Фома Челанский: “Он смотрит на факелы, лампы и свечи и не хочет собственной рукой затушить их свет, “отблеск Вечного Света” (Прем 7,26). Ступает по камням, с уважением глядя на того, кто назван Скалой (Жор 10,4); чтобы прочитать стих: “На скалу меня вознес” (Пс 60,3), – для большего уважения изменяет его слова”. Здесь ответственность следует не из заботы о природе, помогающей нам существовать, не из боязни перед самоуничтожением, но из осознания истины о том, что каждое творение, живое или неживое, является знаком мудрости. Во всем содержится образ Божий, Его след, Его мудрость, изначально данная творению. Разве можно было бы, видя в творениях Бо-жию мудрость и славу, уничтожать ее либо присваивать для собственной пользы или удовольствия?
Таков самый высокий уровень экологического мышления, истинный смысл ответственности за природу перед Богом – более трансцендентный, чем материальный. Это – фундамент, на который должна опираться современная экология. Господь доверил нам природу, дал свободу в ее использовании. От того, как мы распорядимся этой свободой, будет зависеть не только судьба материального мира, который нас окружает, но и наша встреча лицом к лицу с Богом в Судный час, когда мы будем держать ответ за все свои действия, за все прегрешения.