Во имя Господа Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всем христианам, монахам, клирикам и мирянам, мужчинам и женщинам, всем живущим в этом мире от брата Франциска, их слуги и подданного, покорное почтение и мир искренний и истинный с небес, в любви Господа.
Коль скоро я – слуга всем, то мой долг – служить каждому, исполняя благоуханные слова Господа моего. Поэтому, поразмыслив о том, что телесная слабость и немощи не дозволяют мне посетить каждого в отдельности, я решил в этом письме возвестить вам слова Господа нашего Иисуса Христа, который есть Слово Отца, и слова Духа Святого, которые суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).
Это Слово Отца, столь достойное, столь святое и прославленное, Всевышний Отец с небес, через святого ангела Гавриила, послал во чрево святой и прославленной Девы Марии, и из чрева ее Оно приняло бренную человеческую плоть, подобную нашей. Тот, Кто был богат (2 Кор. 8, 9) превыше всех, вместе с Пресвятой Девой, Своей Матерью, пожелал в нашем мире избрать бедность. Накануне своих страстей Он праздновал пасху со Своими учениками и тогда, взяв хлеб, возблагодарил, благословил и преломил, говоря: “Приимите, ядите; сие есть Тело Мое” (Матф. 26, 26). И, взяв чашу, сказал: “Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов” (ср. Матф. 26, 27). Затем Он молился Отцу, говоря: “Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия. И был пот Его, как капли крови, падающие на землю” (Лк. 22, 44). Однако, волю Отца Он предпочел Своей воле, сказав: “Отче, да будет воля Твоя (Матф. 26, 42), не как Я хочу, но как Ты” (Матф. 26, 39). А воля Отца была такова, чтобы Сын Его, благословенный и прославленный, данный нам и рожденный для нас, пролив собственную Кровь, принес Себя в жертву, на алтаре креста; не ради Себя, не ради Того, через Кого все начало быть (Ин. 1, 3), но за грехи наши, оставляя нам пример, чтобы мы следовали по следам Его (ср. 1 Петр. 2, 21). Он хотел, чтобы все мы спаслись через Него и принимали Его в чистоте сердца и непорочности тела. Но немного тех, кто желает принять Его и спастись Им, хоть иго Его – благо и бремя Его легко (ср. Матф. 11, 30).
Те, кто не хотят вкусить, сколь сладок Господь (ср. Пс. 33, 9), и тьму любят более, нежели свет (Ин. 3, 19), не желая исполнять заповеди Божии,- прокляты; о них сказано через пророка: “Прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих” (Пс. 118, 21). Но сколь же блаженны и благословенны те, кто Бога любят и поступают по слову Господа из Евангелия: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всем разумением, а ближнего твоего – как самого себя (ср. Матф. 22, 37-39).
Возлюбим же Бога и станем поклоняться Ему с чистым сердцем и чистою душою, ибо этого Он хотел от нас прежде всего, когда говорил: “Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23). Ибо все поклоняющиеся Ему в духе истины должны поклоняться (ср. Ин. 4, 24). И будем возносить Ему хвалы и моления днем и ночью, говоря: “Отче наш, сущий на небесах” (Матф. 6, 9), ибо нам должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).
Будем принимать Тело и Кровь Господа Нашего, исповедав прежде священнику все наши грехи. Кто не вкушает Плоть Его и не пьет Крови Его, не может войти в Царство Божие (Ин. 3, 5). Однако, пусть и ест, и пьет достойно, ибо недостойно приемлющий ест и пьет во осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29), то есть не отличая [Его от прочей пищи]. А кроме этого, сотворим достойный плод покаяния (Лк. 3, 8). И ближних своих станем любить, как самих себя (ср. Матф. 22, 39). А ежели кто не желает любить их, как себя, то, по крайней мере, пусть не причиняет им зла, но творит добро.
А принявшие власть судить других должны творить суд с милосердием, если хотят, чтобы Господь оказал милость им самим. Ибо суд без милости предстоит не оказавшему милости (ср. Иак. 2, 13). И поэтому, имея любовь и смирение, станем творить милостыню, ибо она очищает душу от пятна греха (ср. Тов. 4, 11; 12, 29; Сир. 3, 30), ибо люди теряют все, что остается в этом мире, и лишь груз святой любви и милостыни, которую прежде творили, берут с собой, за что и получают от Господа награду и достойное воздаяние.
Кроме этого нам следует поститься и воздерживаться от пороков и грехов, и от неумеренности в пище и питии, и быть католиками. Нам следует также часто посещать церковь, уважать и почитать священников, и не столько ради них самих, ведь они могут оказаться и грешниками, но ради их сана и служения Телу и Крови Христа, которые они освящают на алтаре, приемлют сами и уделяют остальным. Пускай же все твердо осознают, что никому невозможно спастись, кроме как через святые слова и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые клирики возвещают и которым служат. И лишь им, а не кому-либо иному, принадлежит это служение. А те, кто в своем благочестии отреклись от мира, много больше должны сделать, но сказанного выше не оставлять (ср. Лк. 11, 42).
Мы должны ненавидеть свою плоть, отягощенную пороками и грехами, ибо сам Господь говорит в Евангелии: “Все зло, пороки и грехи от сердца исходят” (Матф. 15, 18-19; Мк. 7, 24). Нам следует любить врагов наших и благодарить ненавидящих нас (ср. Матф. 5, 44; Лк. 6, 27). Следует блюсти заповеди и повеления Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны также отвергнуться сами себя (ср. Матф. 16, 24) и отдать свои тела под ярмо служения и святого послушания, как каждый обещал Господу. Но никто не обязан подчиняться кому бы то ни было там, где начинается преступление или грех.
А тот, кому в удел досталось блюсти послушание, пускай, будучи большим, станет как меньший (Лк. 22, 26) и прочим братьям слугою. И каждому своему брату пусть оказывает милость и поступает с ним так, как желал бы, чтобы и с ним поступали (ср. Матф. 7, 12). Вы должны не гневаться на брата за его грех, но со всяческим смирением и терпением ласково его увещевать и сдерживать.
Нам следует не мудрствовать по плоти, но более заботиться о том, чтобы быть простыми, смиренными и чистыми. Тело же надлежит иметь в небрежении и поношении, ибо все мы, по своей вине, стали жалкими, смертными, отвратительными червями, как говорит Господь через пророка: “Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе” (Пс. 21, 7). Нам никогда не следует желать оказаться выше других, но быть слугами и подданными всякого человеческого установления Бога ради (1 Петр. 2, 13). И на тех, кто станет так поступать и крепко будет стоять в этом, почиет Дух Господень (ср. Ис. 11, 2) и сотворит Себе у них пристанище и обитель (ср. Ин. 14, 23). Они станут сынами Отцу Небесному, дела Которого творят. А Господу нашему Иисусу Христу они обрученные, братья и матери (ср. Матф. 12, 50). Нареченные, потому что Духом Святым душа верного соединяется с Иисусом Христом. Братья, поскольку творим волю Отца Его, который на небесах (ср. Матф. 12, 50); матери, потому что носим Его в сердцах и телах своих (ср. 1 Кор. 6, 20), посредством любви и чистой и незапятнанной совести; в муках рождаем Его, когда творим дела милосердия, которым надлежит сиять, являя пример остальным (ср. Матф. 5, 16).
О, сколь же прославленного, святого и великого Отца Имеем мы в небесах! О, сколь святого, утешительного, прекрасного и чудного Жениха! Сколь святого и сколь возлюбленного, благоугодного, смиренного, умиротворяющего, милого, и любезного, и всего более желанного имеем мы Брата и Сына, Который душу свою положил за овец своих и молился за нас Отцу, говоря: “Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне (Ин. 17, 11). Отче, все кого Ты дал Мне в мире, были Твоими, и Ты дал их Мне (Ин. 17, 6). И слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня (Ин. 17, 8). Я о них молю, не о мире (ср. Ин. 17, 19); благослови и освяти их (Ин 17, 17). И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены (Ин. 17, 19) воедино, как и Мы (Ин. 17, 11). И Я хочу, Отче, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою (Ин. 17, 24) в Царстве Твоем” (Матф. 20, 11).
Тому, Кто столь многое претерпел ради нас, Тому, Кто стяжал и стяжает еще столь великие блага, всякое создание на небесах, на земле, в море и в безднах воздает хвалу, славу, честь и благословение как Богу (ср. Откр. 5, 13), ибо Он – доблесть и сила наша, один Он – благой, один всемогущий, чудный, прославленный, лишь Он святой, достохвальный и благословенный навсегда и во веки веков. Аминь.
А все те, кто не пребывают в покаянии, и не приемлют Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, преданы порокам и грехам, следуют злым похотям и вожделениям и не соблюдают того, что обещали, чье тело плотскими вожделениями, суетными заботами и попечениями об этой жизни служит миру,- те уловлены диаволом, сынами которого они являются и дела которого творят (ср. Ин. 8, 41). Слепы они, ибо истинного света – Господа нашего Иисуса Христа – не видят. Нет у них духовной премудрости, ибо не имеют в себе Сына Божия, который есть истинная Премудрость Отца; о них сказано: “Премудрость их поглощена” (Пс. 106, 26). Все видят, знают и понимают, и, однако же, творят зло и намеренно губят душу. Поглядите, слепцы, вы обмануты врагами вашими – плотью, миром и диаволом,- ибо телу сладко совершать грех и горько служить Богу, ибо, по слову Господа из Евангелия, все зло, все пороки и грехи из сердца человеческого рождаются и исходят (ср. Мк. 7, 21, 23). И ничего из того, чем обладаете в этом мире, не будет в будущем. Полагаете, что еще долго будете наслаждаться суетными вещами этого мира, но вы обмануты, ибо придет час, о котором и не ведаете и не помышляете.
Слабеет тело, смерть приближается, и приходят близкие и друзья, со словами: “Распорядись тем, что имеешь”. Тут жена его и сыновья, притворясь опечаленными, начинают рыдать. Он же видит их в слезах и, движимый дурным побуждением, говорит про себя: “И душу мою, и тело, и все, что имею, полагаю в руки ваши”. Воистину, проклят такой человек, ибо доверяет и душу свою, и тело, и все, что имел, таким рукам; ведь Господь говорит через пророка: “Проклят человек, который надеется на человека” (Иер. 17, 3). Немедленно приводят священника, и священник говорит ему: “Желаешь ли принести покаяние во всех грехах своих?” – отвечает: “Желаю”. – “Желаешь ли из своего добра воздать людям за свои прегрешения тем, что ты утаил и обманом нажил?” – отвечает: “Нет”. – спрашивает священник: “Почему нет?” – “Потому, что все разделил я между близкими и друзьями”. Затем у него отнимается язык; и вот – этот несчастный погибает.
Но пусть знают все, что где бы, когда бы и как бы ни умирал человек, совершивший смертный грех, и покаяния не принесший, и вину свою не загладивший, хотя мог сделать это,- у такого человека диавол исторгает душу из тела, причиняя столь великие муки и страдания, что даже представить их, не испытав, никому не под силу. И всякий талант, и сила, и премудрость, и знание (2 Пар.. 11, 12), обладателем которых он себя почитал, отнимется у него (ср. Лк. 8, 18; Мк. 4, 25). И близкие и друзья, удалившись, уносят его добро, а после говорят: “Погибни душа его, мог бы ведь и побольше нажить и оставить нам”. Тело съедают черви; и вот, за короткое время сгинули и душа, и тело и пойдут теперь в ад, на вечную муку.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Я, брат Франциск, ничтожный ваш слуга, умоляю и заклинаю вас в любви, которая есть Бог (ср. 1 Ин. 4, 16), и желая лобызать ваши ноги, чтобы эти и прочие слова Господа нашего Иисуса Христа вы приняли бы и соблюдали и выполняли со смирением и любовью. А все те, кто благосклонно примут их, уразумеют, передадут другим, подавая им пример, и претерпят до конца (Матф. 24, 13), тех благословит Отец и Сын и Святой Дух. Аминь.