• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Миряне в Церкви: не «клиенты», но полноправная составная часть

Доклад свящ. Николая Дубинина, OFMConv на III Общеепархиальной пастырской конференции

Ваше Высокопреосвященство, дорогие братья и сестры! Уже готовя этот доклад, я задумался над вопросом: следует говорить «о том, как может быть в принципе» или «о том, как есть у нас»? В первом случае мне было бы практически нечего добавить к тому, что уже написано в Christifideles laici и что сказано Владыкой во вчерашнем докладе.

Во втором случае тоже можно быть настолько же лаконичным, насколько и ироничным: роль мирян в Церкви – такая же, как на нашей конференции: в основном – на картинке. 10 августа прошлого года Папа Бенедикт XVI, в обращении к участникам Международного форума «Католического действия» сказал: «Солидарная ответственность требует изменения образа мышления, особенно относительно роли мирян в Церкви; их следует считать не «сотрудниками» духовенства, но людьми, на самом деле «солидарно ответственными» (точнее, несущими совместную ответственность – corresponsabili – Н.Д.) за жизнь и деятельность Церкви» (Бенедикт XVI, Обращение к участникам VI Международного форума Католического действия, 10.08.2012). Мое выступление будет затрагивать некоторые практические вопросы роли мирян в жизни Церкви, не без доли самокритики – чтобы присмотреться к конкретным возможным формам переосмысления роли мирян.

«Клир и мир»: важность вопроса

Вопрос роли мирян в Церкви отнюдь не носит чисто организационный или второстепенный характер. Эта роль не может сводиться к «добросовестному исполнению в личной жизни обязанностей, предписанных верующим во Христа церковными законами». Она заключается в участии мирян в жизни и деятельности Церкви на поместном уровне – то есть, в жизни епархии, а прежде всего – прихода как ее ячейки. Поэтому, с одной стороны, это касается конкретной жизни наших приходских общин, а с другой – затрагивает саму экклезиологическую модель. Нередко мы, пастыри, жалуемся на излишнюю пассивность, равнодушие и безответственность наших мирян. Но в то же время мы зачастую боимся доверить им реально ответственную (и соответствующую их положению) роль «полноправной составной части» Церкви.

Со своей стороны, иногда миряне сигнализируют свою боязнь перед пастырями – как ни печально употреблять здесь это слово и говорить об этом явлении. К сожалению, во время различных встреч с непосредственно вовлеченными в приходскую деятельность мирянами нашей Архиепархии (например, органисты, катехизаторы) некоторые прямо говорят, что боятся выходить к настоятелю их прихода с предложениями (не говоря уж о замечаниях), поскольку «священник не любит, когда ему указывают».

Здесь, конечно, можно найти массу объяснений, причин и оправданий, но они не влияют на печальный результат: вместо созидания столь желаемой всеми «койнонии» наши приходы рискуют приобретать искаженные формы, с разделением на «клиентов и распорядителей», «хозяев и слуг», «клир и мир»… Некоторые из нездоровых форм можно охарактеризовать как: «удельное княжество», «диктатура», «профсоюз», «тихое болото» и даже «осиное гнездо». Если судить по составу этой нашей общеепархиальной конференции, то сегодня нашей поместной Церкви присуща подчеркнуто-клерикальная модель. Мы понимаем важность вопроса, хотим говорить и думать о роли мирян… но не готовы делать этого вместе с ними. То есть, мы хотим, чтобы они участвовали, но нередко это участие сводится почти к чистой формальности или ограничивается близким к минимальному представительством из отобранных настоятелями мирян.

Мы, как показывает жизнь, неохотно организуем приходские советы – наверное, сомневаемся, что они могут быть реальным и эффективным органом анимации жизни общины. Предпочитаем не посвящать мирян в экономические вопросы… может дойти до парадоксов: размер воскресных пожертвований (денег, собранных от мирян же) от мирян держится чуть ли не в секрете. Опасаемся слишком широкого участия мирян в пастырских встречах, хотя великих тайн и секретных информаций на таких встречах нет. Участие в церковных встречах широкого уровня может предлагаться нами и восприниматься мирянами как форма поощрения за хорошее сотрудничество и лояльность…

При таком подходе, увы, вряд ли нужно удивляться, что и миряне воспринимают себя отдельно от Церкви. И только убеждениями здесь не поможешь. Иногда кажется, что остается лишь руки развести и сказать: «Ну, вот такие мы. Больные…». Но можем ли, имеем ли право ограничиться тем, чтобы просто «приспособиться к болезни»?

Храм – видимый знак присутствия христианской общины.

Храм – это не только дом Божий и место собрания для молитвы, не только памятник архитектуры. Это – видимый знак присутствия христианской общины в данной местности. Обычно приходские храмы возводились силами прихожан. Наши храмы в основном построены (иногда смонтированы) или отреставрированы не на средства и не силами наших прихожан. Это также отражает ситуацию нашей Церкви. Поэтому по сути своей они еще являются и знаком христианской солидарности других людей как членов единой Вселенской Церкви.

Перед нами – нелегкая задача: воспитывать в мирянах дух ответственности (преодолевать дух потребительства) за заботу и содержание храма, а также готовность и стремление поддерживать нуждающихся (это жертвенность, а не просто участие в разделении вещей и средств, полученных от других). Печально, когда в течение дня храмы закрыты. Занятость священника и монахинь (или отсутствие последних в приходе) – не причина. Этим вполне могут успешно заниматься миряне. Это им под силу, и может быть формой участия в деле евангелизации – при контактах с посещающими храм людьми.

Проблема «базовых» и «перспективных» мирян

К сожалению, зачастую существует проблема разделения мирян на «базовых» и «продвинутых» или «перспективных».Среди «перспективных» молодых и холостых мы стремимся направить в семинарии и монастыри, других – в церковные движения, ассоциации и общины. В маленьких приходах это может быть не всегда полезно: существует опасность, что либо группы сами по себе будут нежизнеспособны, либо будут «высасывать сок» из прихода и ослабляют «базовую» общину, которая начнет восприниматься как пространство «для тех, кто никуда больше не годится и ни к чему не стремится».

Роль мирян в катехизации

Задача катехизации – не просто передать знание, но ввести в общинный опыт. Может ли это произойти без непосредственного участия мирян? Как тогда человек познакомится с живой общиной верующих людей? Не привяжется ли только к храму, только к священнику, только к катехизатору? Не ограничит ли это его духовный опыт? Именно поэтому незаменима роль мирян в качестве восприемников, поручителей. Не менее важна эта роль и в качестве катехизаторов и их помощников. Но гармонию и полноту в процесс катехизации вклад мирян обретает тогда, когда приход становится действительно общиной, сопровождающей человека в его пути веры: посредством своего присутствием и взаимного знакомства, интереса к человеку и молитвенной поддержки (особенно – если речь идет о катехуменате взрослых или подготовке к присоединению).

Общинная подготовка богослужения.

Пространством для активного партнерского вовлечения мирян и ценным средством созидания и литургического выражения единства общины в ее разнообразии может быть практика совместной подготовки богослужений. Это может осуществляться, к примеру, в виде приходские литургических групп (не обязательно формальных), когда накануне торжественной литургии вместе с предстоятелем собираются для подготовки богослужения все, кто будет принимать участие в различных служениях: регент хора и певчие, чтецы, министранты, – а также желающие из приходского актива, катехизаторы и т.д. Будет замечательно, если такие встречи будут открытыми для всех заинтересованных.

Сознательное и активное участие в литургии

SC 14: “Матерь Церковь горячо желает, чтобы все верующие пришли к тому полному, сознательному и деятельному участию в совершении Литургии, которого требует сама ее природа, на которое христианский народ … в силу Крещения имеет право и к которому он обязан». Думаю, в этих словах звучит нечто большее, чем задание всем верующим «научиться» или духовенству – «научить мирян». Действительно, нетрудно проследить развитие мысли в последующих документах. “Redemptionis Sacramentum”, 12: «Все верующие имеют право на истинную литургию, а особенно – на совершение Святой Мессы, которая должна быть такой, какую хотела и установила Церковь, согласно предписаниям литургических книг и других норм и документов.

Подобным образом, католический народ имеет право на то, чтобы Жертва святой Мессы совершалась неизмененным образом, согласным со всем Учением Церкви. Католическая община, наконец, имеет право на то, чтобы Жертва Святой Мессы праздновалась для нее таким образом, чтобы истинно являла таинство единства, то есть исключая искажения и какие бы то ни было жесты, которые могли бы рождать в Церкви разделения и «частные приверженности». В связи с этим, Инструкция однозначно и достаточно категорично утверждает: «Тайна Евхаристии слишком велика, „чтобы кто-то мог позволить себе трактовать ее по собственной оценке, которая не уважала бы ее священного характера и ее вселенского измерения”.

Напротив, тот, кто поступает так, потворствуя собственному образу мышления, вредит, даже будучи священником, истинному единству римского обряда, которую следует ревностно сохранять, и предпринимает действия, которые никоим образом не отвечают на голод и жажду Бога живого, с которыми сталкиваются люди нашего времени; не содействует также аутентичному пастырскому вовлечению и правильному литургическому обновлению, но, скорее, лишает верующих их наследия и традиции отцов. Ибо самовольные действия не поддерживают истинного обновления, но препятствуют законному праву верующих на священнодействие, согласное с той традицией и дисциплиной, которая является выражением жизни Церкви. Наконец, они привносят определенные деформации и несоответствия в само празднование Евхаристии, которая прекрасно и по самой своей природе ведет к тому, чтобы была являема и чудесным образом осуществлялась община Божественной жизни и единство народа Божия» (12).

Далее Инструкция обращает внимание на драматические последствия такого положения дел: «Отсюда как следствие появляются: неопределенность относительно учения Церкви, сомнение и соблазн народа Божьего, а также – почти неизбежно – резкие возражения. Все это в наши дни, где часто христианская жизнь, в том числе из-за напора „секуляризации”, становится чрезвычайно трудной, огорчает и вводит большое смятение среди многих верующих» (12). Послесинодальное послание Бенедикта XVI “Sacramentum caritatis” указывает на т.наз. ars celebrandi как на лучшую «прививку» или «лекарство» от такой болезни: необходимо преодолеть «всякое возможное разделение между ars celebrandi, то есть, искусством правильного священнодействия, и полным, деятельным и плодотворным участием всех верных.

Действительно, первым средством поощрения участия народа Божия в священном Обряде является правильное совершение самого обряда. Ars celebrandi есть лучшая предпосылка для actuosa participatio [деятельное участие]». (п. 38). Общее Наставление к Римскому Миссалу (ОНРМ) неоднократно подчеркивает органичную и иерархическую структуру Народа Божия, находящую свое выражение в различных функциях и служениях в литургии (см. п. 294). Принцип существования различных служений зависит от права и обязанности каждого участвовать, в зависимости от его чина, служения. Поэтому каждый по отношению к другим выполняет «только то и всё то, что им положено». Это правило, взятое из Конституции о священной Литургии (28), отстаивает достоинство и функциональность любого служения, сообщает полную выразительность и достоверность Литургии и демонстрирует подлинность и богатство собрания, то есть, являет логичное и иерархичное устройство Церкви. Весьма красноречивы в этом плане слова п. 95: «В совершении Мессы верные составляют народ святой … чтобы возносить благодарение Богу и предлагать непорочную жертву, не только руками священника, но совместно с ним, а также учась приносить в дар Богу самих себя…

Поэтому необходимо избегать всякого обособления и разделения, имея в виду, что один Отец всех, Который на небесах, и поэтому все мы братья». Именно осознание себя «народом святым, народом, взятым в удел, царственным священством» создает и влечет за собой общее участие всех верных в Евхаристии (благодарение, предложение жертвы, принесение себя в дар), а также определяет его внутреннее состояние как «истинное благочестие и любовь к братьям». ОНРМ решительно настаивает на едином участии, представляя, во-первых, его богословское обоснование (единый Отец, поэтому все братья: «семья Божия»), а во-вторых, – моменты участия (слушание Слова, совместные молитвы и песнопения, общее приношение жертвы и участие в Трапезе Господней), то есть внешнее проявление единства с помощью общих жестов и поведения.

Из общей обязанности проистекает радостное служение народу Божию, от которого никто, если его просят выполнить что-то из требуемого богослужением, не должен отказываться. Речь идет о служении, а не о привилегии или отстаивании своих прав, и оно предполагает способность и опыт братского участия. Различные литургические обязанности и служения не ставят себя выше других, а рождаются в собрании народа Божия и служат ему.

Литургические служения мирян

Эти служения можно разделить на две группы. К первой группе относятся служение поставленных аколитов и чтецов. Ко второй – служения, не требующие поставления, и прочие обязанности, способствующие достойному совершению литургии. Аколит поставляется для служения при алтаре, в помощь священнику и диакону при подготовку алтаря и священных сосудов. Будучи экстраординарным служителем, он преподает верным Причастие (в том числе, вне Святой Мессы).

В последние годы в нашей архиепархии была предпринята инициатива подготовки к служению поставленных аколитов, однако пока что она не нашла широкого отклика из приходов. А ведь думается, что это служение особо актуально в наших условиях: во многих приходах служит только один священник, а территория приходов обычно измеряется сотнями (если не тысячами) квадратных километров и целыми субъектами Федерации. Хорошо подготовленный аколит – не конкуренция «священной власти» священника, а действенная и ценная помощь: в подготовке и достойном переживании приходской общиной литургического священнодействия (особенно при многочисленном стечении народа), в более полном и регулярном причащении больных и проживающих отдаленно от храма прихожан.

Также в отсутствие священника в воскресенье, в теории кажется естественным, что наиболее достойный и плодотворный вариант – это Литургия Слова и Причащение под предстоятельством подготовленного мирянина (или монашествующего). Но в действительности, как кажется, в наших приходах чаще можно встретить общинную молитву Розария или другое богослужение из области народного благочестия. Служение чтеца – самое древнее из служений мирян. Чтец поставляется для провозглашения слова Божия, за исключением Евангелия. Поскольку это служение очень важно для литургического собрания – признанного к слушанию и принятию Слова – чтец должен обладать определенными навыками и серьезной духовной и технической подготовкой.

Никакая импровизация недопустима, нельзя приглашать к чтению без разбора: следствием этого может оказаться неуважение к слову Божию и причинение духовного вреда верующим. В нашей епархии кое-где есть поставленные чтецы, хотя пока лишь в единичных приходах. В случае отсутствия поставленного аколита и чтеца к служению при алтаре, в помощь священнику и диакону и для чтений можно привлекать других мирян, если те надлежаще подготовлены. Лицам, исполняющим обязанности аколита (несение Креста, свечей, кадила, хлеба, вина и воды), как эстраординарным служителям может быть поручено даже преподание Причастия. Из служений, не требующих поставления, на первом месте стоит служение псаломщика. От него требуется «владеть искусством псалмопения, правильным произношением и дикцией».

В числе важных служений в помощь собранию – служение schola cantorum (певческой группы) или хора и певчего. Четко определены функции первой: забота о должном исполнении соответствующих частей и поощрение верных к принятию деятельного участия в пении. То же самое относится к функциям певчего: он должен руководить пением народа и поддерживать его, привлекать верных к пению отведенных им частей богослужения. К служениям мирян, согласно ОНРМ, являются обязанности комментатора, литургического церемониария, тех, кто встречает верных у дверей церкви и собирает пожертвовения, а также служение ризничего.

Вопросы причащения

ОНРМ 85: «Весьма желательно, чтобы верные, как и сам священник, причащались Тела Христова гостиями, освященными на этой же Мессе, а в предусмотренных случаях причащались также и от чаши – чтобы и через эти знаки причащение лучшим образом являло участие в совершаемой в данный момент Жертве». ОНРМ 281: «Святое Причащение наиболее полным образом раскрывает себя как знамение, когда преподается под двумя видами. Ибо в такой форме знамение Евхаристической Трапезы проявляется наиболее ярко, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа; яснее выражается и отношение между евхаристической Трапезой и эсхатологической трапезой в Церствии Отца». ОНРМ 281: «Диоцезный епископ может определить для своей епархии нормы касательно Причащения под двумя видами».

В нашей архиепархии это было сделано еще архиепископом Кондрусевичем. Согласно указанию этого же пункта ОНРМ, предстоятель Мессы, как собственный пастырь вверенной ему общины, может причащать верующих под двумя видами, когда ему это представляется уместным. Условия: верные должны быть хорошо наставлены, должна отсутствовать опасность профанации Таинства или трудность обряда (прежде всего, из-за множества участников). Думаю, в ряде наших общин это еще слишком мало используется, или слишком легко мы используем отговорку «трудность обряда» – когда никакой трудности на самом деле чаще всего не существует. Кроме того, это простой, но явный и эффективный знак – в том числе и экуменического характера.

Служения вне храма

Думаю, на общее благо пойдет, если мирянам будет отводиться более активная и ответственная роль в таких вопросах, как забота об отсутствующих по болезни (регулярное посещение и причащение больных подготовленными мирянами, в частности – домочадцами) и благочестивые практики в семейном кругу и в группах (особенно для верующих, проживающих в отдалении от храма; национальные группы). Наши миряне также вполне в силах самостоятельно и ответственно проявлять человеческое внимание к отсутствующим и слабопрактикующим прихожанам.

Организация и осуществление различных инициатив

Особое место в жизни христианской общины занимает харитативное служение. Однако им не ограничиваются возможности и потребности прихода. Важно поощрять мирян привносить на благо общины свои таланты и способности. Для всех полезно будет выйти из логики поиска «кого-то, кто (лучше бесплатно) может помочь решить ту или иную проблему» к логике открытия имеющегося потенциала в общине. У нас немало прихожан, способных, компетентных и творческих в разных областях. Как активнее способствовать их открытию и приложению в Церкви? (от кружков по интересам до пресловутого свечного заводика).

Заключение

«…важно, чтобы укреплялся зрелый и ответственный лаикат, способный вносить свой конкретный вклад в церковную миссию, с уважением к служениям и задачам каждого в жизни Церкви, и всегда в сердечном единстве с епископами» (Бенедикт XVI, Обращение к участникам VI Международного форума Католического действия, 10.08.2012). Нам следует приложить обновленное усилие к тому, чтобы воспитывать сознание верующих, а не навязывать модели, пусть даже правильные; стремиться к здоровому сотрудничеству согласно реальным условиям. Захотеть рискнуть. Все мы, христиане, – люди надежды.

Поэтому и свой доклад хочу закончить выражением живой надежды на то, что наша конференция поможет нам пробудить новую чувствительность к роли мирян для созидания, в духе совместной ответственности, приходских общин, в которых миряне действительно перестанут быть «клиентами» Церкви, но станут ее полноправной составной частью (ср. Анджело Скола).

Свящ. Николай Дубинин, OFMConv – Кустод Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского Ордена Францисканцев – Братьев Меньших Конвентуальных

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.