Несколько документов говорят нам о том, по каким правилам призваны жить францисканцы-миряне. В «Завещании» св. Франциска, а также в «Завещании» Григория IX, Уставе Николая IV и Уставе Льва XIII перечислены основные аспекты братской жизни.
Духовность францисканского движения, выросшего из братств покаяния, вдохновленных примером св. Франциска, может быть представлена следующим образом:
жизнь в покаянии: покаяние, пост, воздержание, дела милосердия;
жизнь в молитве, жизнь в братстве: уважение к каждой человеческой личности, желание нести мир и добро в различные сферы человеческих отношений, осознание общины как семьи, а ее членов – как братьев и сестер.
Период между «Завещанием» и Уставом Николая IV можно назвать временем становления отношений между Меньшими Братьями и Орденом покаяния. Генерал Иоанн Паренти (1227-1232 гг) воспринимал складывающиеся связи, как нечто само собой разумеющееся, но избранный Генералом в 1232 г. брат Илья постарался не брать на себя такой ответственности. Его политику отмежевания от Ордена кающихся продолжил брат Иоанн из Пармы, Генерал Ордена Братьев Меньших с 1247 по 1257 год. В период его служения на этом посту Папа Иннокентий IV издал буллу Vota Devotorum (13.6.1247), в которой провинциальным министрам Италии и Сицилии рекомендовалось заботиться о братьях покаяния, однако годом позже он поручил их окормление епископам Ломбардии, а с 1251 г. – епископам Флоренции. Св. Бонавентура также не хотел, чтобы его братья опекали Третий Орден. И Папа Александр IV в своем письме Cum illorum (20.1.1258) подтвердил, что «кающиеся» находятся в юрисдикции епископов Италии. Только в 1284 г. были восстановлены связи между Первым и Третьим Орденом. В этом году апостольским визитатором братьев и сестер покаяния был назначен бр. Каро из Флоренции, составивший францисканский Устав.
Устав Папы Николая IV, введенный буллой Supra Montem (18.8.1289), основывался на Уставе, написанном бр. Каро. В нем были сохранены все аспекты, упомянутые в «Завещании», а также введены такие понятия, как «визитатор» и «руководитель». С тех пор сопровождать Третий Орден стали визитаторы и форматоры из Первого Ордена. Это нововведение было подтверждено Папой в булле Unigenitus Dei Filius (8.8.1290), в которой также говорилось о том, что св. Франциск является основателем Ордена покаяния. Он призвал терциариев избирать собственного министра для управления братскими общинами. Не все кающиеся приняли Устав, утвержденный буллой Supra Montem, поэтому Папа еще раз указал на необходимость следовать тому, что предписывает Святой Престол, чтобы сохранить статус церковного ордена. Устав Николая IV просуществовал почти семь веков, в течении которых терциарии практически полностью утратили свою самостоятельность и оказались в подчинении у Первого Ордена. Такое положение дел было также закреплено буллой Romani Pontificis Providentia (15.12.1471), в которой папа-францисканец подтверждал, что Первый Орден является superioritas, praeminentia et auctoritas (превосходство, попечение и власть) для Ордена покаяния.
Другими важными документами, регулирующими жизнь Третьего ордена в течение этих семи столетий, были:
— Cum multae et graves (16.VI.1506), письмо Папы Юлия II, в котором терциарии разделялись на «конвентуальных» и «обсервантов», в зависимости от того, кто опекал общины в регионе;
— в 1547 г. Папой Павлом III был переработан Устав Николая IV и терциарии Испании, Португалии и Индии вошли под юрисдикцию Генерального министра TOR. Однако по большей части это новшество осталось только на бумаге, потому что терциарские общины продолжали сохранять свои связи с представителями Первого ордена.
— Папа Иннокентий XI принял Конституции и Генеральные статуты Третьего ордена, подтвердив их конституцией Ecclesiae Catholicae (26.VI.1686).
По материалам www.nafra-sfo.org