• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

15 июля – св. Бонавентура, епископ и Учитель Церкви, память

Св. Бонавентура (Джованни Фиданца) родился около 1217 г. в Баньореджо (Италия). Первоначальное образование он получил, вероятно, в школе при францисканском монастыре в своем родном городе; затем обучался в Парижском университете, где его учителем был францисканец Александр Гэльский.

В 1242 г. Джованни вступил в Орден францисканцев и получил монашеское имя – Бонавентура. С 1248 по 1257 г. он преподавал в Парижском университете. 2 февраля 1257 г. он был избран генералом Ордена францисканцев. Понимая, что для всех монахов невозможно точное подражание исключительному подвигу св. Франциска, Бонавентура адаптировал монашеский идеал к реальной жизни и деятельности братьев, занимающихся различными формами апостольства, сделав при этом принципиальный упор на образовательную и научную деятельность. Благодаря этому многие францисканцы возглавили университетские кафедры, а Орден дал миру значительное число ученых.

В 1260 г. на капитуле в Нарбонне было принято первое кодифицированное законодательство Ордена, подготовленное св. Бонавентурой и получившее название Нарбонской конституции. Поэтому его называют сооснователем Ордена.

В 1273 г. Папой Григорием X Бонавентура был возведен в достоинство кардинала-епископа Альбано. Он принимал активное участие в работе II Лионского Собора, во время которого умер 15 июля 1274 г.

Св. Бонавентура оставил богатое и разнообразное творческое наследие: философские, богословские, экзегетические и мистические сочинения, а также произведения об Ордене францисканцев и проповеди.

Кроме того, он написал два жизнеописания св. Франциска – пространное (Legenda major) и краткое (Legenda minor). Они были созданы по поручению генерального капитула Ордена, чтобы опровергнуть искаженные представления о св. Франциске. Жизнеописания написаны ярким художественным языком на основании сведений, приводимых Фомой Челанским и дополненных рассказами сподвижников основателя Ордена.

Почитание

Бонавентуру называется святым уже во францисканских хрониках XIV в. Официально же его канонизировал Папа Сикст IV 14 апреля 1482 г., а в 1588г. Папа Сикст V провозгласил его Учителем Церкви. Память св. Бонавентуры в Католической Церкви – 15 июля.

В 1485 г. капитул конвентуальных францисканцев в Казале Монферрато постановил, что в каждой францисканской церкви должно быть хотя бы одно изображение Бонавентуры.

Начиная с XVI в. в его честь воздвигают храмы и часовни; его дом в Баньореджо, превращенный в церковь, в 1599 г. стал резиденцией одного из наиболее многочисленных братств, основанных в его честь.

Частицы мощей Бонавентуры покоятся в храме св. Франциска в Баньореджо, в базилике св. Антония в Падуе и в римских церквях (в т.ч. в часовне св. Бонавентуры в базилике Двенадцати Апостолов).

Иконография

Изображения Бонавентуры представлены прежде всего во францисканской художественной традиции. Как правило, его изображают в кардинальском или епископском одеянии поверх монашеского облачения; с книгой или свитком – его атрибутами как Учителя Церкви, в кардинальской шапке. Иногда его кардинальскую капу украшают образы серафимов, напоминающие о титуле Бонавентуры, – Серафический доктор. Распространенное изображение этого святого возле Креста, выросшего в древо, связано с его трактатом “Lignum vitae” – “Древо жизни” (иногда он изображается пишущим этот трактат). Образ Бонавентуры можно встретить в композициях, представлявших нескольких святых или Учителей Церкви, а также вместе с Богоматерью и Младенцем Иисусом.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.