• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Братство святого Антония Падуанского: история и день сегодняшний

Первые шаги Братства
История Братства святого Антония Падуанского началась вскоре после того, как он умер и был канонизирован. Эти события произошли, соответственно, в 1231 и 1232 годах. Первый документ, свидетельствующий о существовании «братства святого Антония» (fratalee Sancti Antonii), относится к 1298 году, он хранится в Государственном архиве Падуи. Тем не менее только 12 июня 1334 года первый устав, согласованный с представителем династии Скальери (то есть представителем гражданских властей), получил каноническое утверждение. Составителями устава были о. Антонио да Монтегротто, настоятель монастыря Базилики св. Антония в Падуе, и гастальды Братства, то есть миряне, ответственные за управление Братством.
Братство, родившееся под патронатом Ордена братьев меньших конвентуальных, было, прежде всего, сообществом мирян – мужчин и женщин, – а также клириков. Братство занималось религиозной формацией собственных членов, практиковало евангельское милосердие и распространяло антонианское благочестие.
С самого начала группа благочестивых мирян сотрудничала с монашествующими братьями в пастырской деятельности. Например, в конце XIX века на обложке первого номера журнала «Вестник святого Антония» («Messaggero di Sant’Antonio» – католический журнал, сегодня один из наиболее распространенных в мире из числа католической периодики) было обозначено: «официальное печатное издание Базилики и Архибратства Святого Антония».
Столетие спустя, в 1438 году, вышла первая редакция устава Братства. На основании этого документа можно заключить, что в Братство принимали как мужчин, так и женщин. В том, что касается такого членства в братствах, это необычный факт даже и в наши дни.
Братьям и сестрам предписывалось совместно участвовать в особой Святой Мессе, которая совершалась каждое первое воскресенье месяца. Эта традиция сохраняется до сих пор. По завершении Мессы все члены собирались, чтобы обсудить дела Братства. При этом каждого угощали лепешкой (как свидетельствуют самые ранние фрески, расположенные у входа в Схолу Святого Антония – здание, предназначенное для собраний братства; на них изображен настоятель, раздающий хлеб у дверей оратория). В последующие века этот обычай получил название «Хлеб святого Антония».
И сегодня по окончании Мессы в интенции Братства в первое воскресенье месяца благословляется хлеб святого Антония. Затем его раздают паломникам. Собранные при этом добровольные пожертвования члены Братства используют для дел милосердия.
Они помогают бедным, навещают больных, принимают участие в похоронах, молятся за членов Братства и благотворителей.
У входа в Зал капитулов и приоров, расположенный в Схоле, находится древнее изображение главного праздника Братства, сделанное маслом по дереву. Это так называемый праздник Орехового дерева (Festa della Nogara), который праздновался после дня памяти святого Антония. Члены Братства шли в процессии от кафедрального собора до Базилики, и каждый приносил святому Антонию большую восковую свечу.


Одеяние членов Братства
Письменных свидетельств об одеянии, принятом в Братстве, не осталось, но несомненно, что уже в первый век своего существования члены Братства носили одеяние, сшитое по образцу монашеской рясы. Это одеяние называлось «каппа» – плащ с капюшоном. Обычай носить такой плащ на протяжении веков то исчезал, то возобновлялся. Впервые это одеяние отменили, вероятно, в 1631 году во время эпидемии чумы. В 1714 году оно было восстановлено, как гласит устав, одобренный Венецианской республикой. Одеяние снова отменили во время краткого нашествия Наполеона. Затем одеяние носили с середины XIX века и до начала ХХ века, когда оно вновь было отменено. В уставе 1940 года относительно церемонии принятия новых членов говорится только о благословении и вручении медальона, на котором начертан девиз святого Антония «Ecce Crucem Domini» («Вот Крест Господень»).
В 2002 году, желая дать новый импульс духу содружества, руководство Братства вновь вернуло одеяние, которое следует носить во время богослужений. Поскольку исторические факты гласят, что одеяние было подобно монашескому, сегодня оно шьется в виде плаща из цельного круглого отреза ткани. Черный шерстяной плащ (черный – это цвет одеяния Братьев меньших конвентуальных) обшит красной нитью, на левой стороне вышит крест рода святого Антония или знак «тау». Поверх плаща и в наши дни носят медальон на красном шнурке с изображением святого Антония.


Места встреч членов Братства
Последний устав, утвержденный в 1994 году, местом основания Братства называет церковь Пресвятой Марии Матери Божией. Это первая францисканская часовня, где был похоронен святой Антоний. Сегодня она включена в большую Базилику как «часовня Черной Мадонны». Таким образом, первоначально члены Братства собирались у монашествующих братьев. В начале XV века Братству позволили построить собственный ораторий на территории Базилики. Так возникло первое из известных нам мест собраний в регионе, который подчинялся Венецианской республике. Другое историческое здание – Схола Святого Антония – также было спроектировано и построено Братством святого Антония.
Возрастающее число членов и щедрые пожертвования позволили уже в конце XV – начале XVI века надстроить ораторий. Был возведен и украшен зал капитулов и приоров, который стали использовать как место собраний для братьев. В то же время сестры собирались внизу, в оратории.
Деятельность Братства не прерывалась вплоть до ликвидации церковных учреждений в наполеоновскую эпоху (25 апреля 1806 года). Затем, чтобы существование Братства не прекратилось, в 1828 году при содействии тогдашнего епископа Падуи монсеньора Модесто Фарина, Братство святого Антония было реформировано. Оно стало именоваться Братством Пресвятых Даров под покровительством Падуанского Чудотворца. С этого момента и до начала ХХ века Братству покровительствовали наиболее благородные и знаменитые горожане Падуи. Первым попечителем Братства, который оставался на этой должности почти 20 лет, был граф Алессандро Папафава, рыцарь Иерусалимский. А дворянин Агостино Скотти деи Дугласси стал первым президентом восстановленного Братства.


Возведение в ранг Архибратства
Успехи Братства в делах религиозной формации, милосердия и апостольства были оценены столь высоко, что Папа Лев XIII буллой от 21 ноября 1894 года возвел Братство в ранг Архибратства. Он предписал вернуться к изначальному названию – Братство святого Антония Падуанского – и в то же время дал полномочия собирать братства с тем же названием в других городах. В 1649 году Папа Иннокентий Х учредил в Риме Архибратство святого Антония Падуанского при Базилике Двенадцати Святых Апостолов Христа.


В наши дни
Можно сказать, что современная жизнь Братства началась 13 апреля 1940 года, когда Верховный Понтифик Пий XII буллой «Pias Christifidelium Sodalitates» одобрил новый устав.
В 1948 году по воле приора Де Чета была основана благотворительная организация «Общество обогрева бедных» («Opera per il riscaldamento dei poveri»). Зимой многие нуждающиеся жители города получали через это общество дрова для отопления, позже – топливо для отопительных приборов, а затем общество стало оказывать им экономическую помощь. Сегодня эта организация на протяжении всего года оплачивает некоторые коммунальные услуги примерно двадцати нуждающимся семьям, которых лично знают члены Братства или ответственные лица в приходах.


Бюллетень Архибратства Святого Антония
Братству необходимо было сообщать адекватную и своевременную информацию об общинной деятельности своим многочисленным членам, которые живут в разных регионах Италии и даже за рубежом. Потому Братство начало выпускать бюллетень для внутреннего распространения. В 1972 году этот бюллетень был зарегистрирован как периодическое издание Архибратства Святого Антония. Сегодня бюллетень выходит раз в два месяца тиражом около 2500 экземпляров, он предназначается для членов Братства, благотворителей и сподвижников.


Премия Доброты
В 70-х годах ХХ века приор Виньято и капеллан о. Венанцио Патерностер заявили, что желают свидетельствовать о доброте, которую были и будут способны проявлять новые поколения верных, особенно в эпоху секуляризации и дехристианизации общества. Они учредили Национальный конкурс доброты «Андреа Альфано д’Андреа», который теперь существует под новым названием: Премия Доброты св. Антония Падуанского в память Андреа Альфано д’Андреа. Этот конкурс для школьников и их воспитателей стимулирует христианские размышления на темы веры и общественной жизни. Темы, связанные с современностью, ежегодно предлагает Учредительный совет Братства. Первая тема звучала так: «Миру нужны добрые люди».
В рамках конкурса учреждены три возрастные секции: начальная школа, неполная средняя школа и средняя образовательная школа.


Структура Братства
После II Ватиканского Собора и реформы канонического права Католической Церкви Братство также претерпело изменения в плане организации. 22 февраля 1994 года папский делегат Базилики св. Антония монсеньор Марчелло Косталунга, титулярный архиепископ Аквилеи, одобрил новый Устав.
В 2004 году Архибратство было признано Итальянской республикой как юридическое лицо.
Сегодня Архибратство насчитывает около 600 членов, как братьев, так и сестер, которые живут по всей Италии, а также в других европейских странах и на американском континенте.
Общественная жизнь Братства регулируется Учредительным советом, который состоит из модератора в лице ректора Базилики св. Антония, капеллана, приора, секретаря, администратора, двоих ответственных за дела милосердия братьев и сестер и еще десяти советников.


Деятельность в течение года
В течение года Архибратство проводит много встреч и занимается различной деятельностью. Оно участвует в процессиях на праздник Обретения нетленного языка святого Антония в феврале и в Вербное воскресенье, во время церемонии награждения Премией Доброты, в ежегодный юбилей избрания Папы, по случаю Тринадцатидневной молитвы святому Антонию в начале июня, в торжество Святого Антония 13 июня и торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 8 декабря.
Помимо этих встреч, связанных с жизнью санктуария, продолжаются ежемесячные встречи (с элементами формации) в Схоле Святого Антония каждое первое воскресенье месяца. После них совершается Святая Месса в Базилике и раздача «хлеба святого Антония» на паперти Базилики.


Братские визиты
Кроме того, в течение года Архибратство многократно принимает паломничества из антонианских обществ Италии. Совершается совместная Святая Месса в Базилике, после которой устраивается паломничество к гробнице святого Антония и затем братская встреча в Зале капитулов и приоров Схолы Святого Антония – подобно тому, как это совершалось и в XVI веке.
Эти паломничества Архибратство рассматривает как братские визиты. В качестве ответного визита члены Архибратства также отправляются с миссиями в соответствующие страны. Миссии возглавляет капеллан Архибратства, которого всегда сопровождают приор и несколько членов Архибратства. Нередко они везут с собой реликвии святого Антония, продолжая дело распространения антонианской духовности под девизом «Per Antonium ad Jesum» («Через святого Антония ко Христу»).


Духовные привилегии
На протяжении многих веков Папы удостаивали членов Братства дара полных индульгенций. Недавно эти привилегии были подтверждены предписанием Апостольского церковного суда в январе 2003 года. Все члены Архибратства в формах, установленных каноническим правом, могут получать полную индульгенцию в следующие дни и праздники литургического года:

  1. День вступления в Архибратство;
  2. Торжество Благовещения (25 марта);
  3. Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря);
  4. Торжество Успения Пресвятой Девы Марии (15 августа);
  5. Литургическая память святого Антония Падуанского (13 июня);
  6. Литургическая память перенесения мощей Святого – праздник Обретения нетленного языка (15 февраля);
  7. Литургическая память святого Франциска Ассизского (4 октября);
  8. Литургическая память стигматов святого Франциска (17 сентября).
    Новый устав особо подчеркивает тот факт, что сохраняется главное право каждого члена Архибратства, упомянутое уже в уставах XV века: совершение трех Святых Месс за усопшего члена Архибратства после его смерти.

Заключение
В этих немногих строках мы старались очертить вековой путь Архибратства святого Антония. Мы не пытались составить подробный исторический отчет, а, скорее, хотели показать, как Архибратство всегда было и остается сообществом людей, исполненных усердия и великодушия. Архибратство святого Антония, уважаемое Церковью и обществом, открыто навстречу современности, но прочно укоренено в католических ценностях. Оно достойно того, чтобы его знали, любили и поддерживали.

По статье «Breve storia Associativa» в сборнике «Arciconfraternitа di Sant’Antonio di Padova. Preghiere»

Обсуждение закрыто.