• Российская францисканская община рада приветствовать вас!

    На нашем портале вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей и деятельностью францисканцев в России.

Францисканцы в России: начало

Появление францисканцев на территории современной России связано с именем итальянского монаха Джованни Плано Карпини, который был одним из друзей и первых сподвижников св. Франциска. Он “привил корни Ордена на территориях от долины Роны по Саксонию; из Саксонии распространил его в Чехии, Венгрии, Польше, Норвегии, Дании и Швеции, пересекая Европу от Лотарингии до Силезии, от Альп до Северного моря на осле, поскольку из-за своей тучности не мог ходить пешком”, – пишет о нем бр. Иордан Джанский.

В 1228 г. Карпини стал провинциалом Немецкой провинции, а после ее разделения в 1230 г. на Рейнскую и Саксонскую, в течение 9 лет руководил Саксонской провинцией. В 1238 г. был основан монастырь в Риге, откуда вскоре францисканцы прибыли в Литву, к князю Мендогу.

Тем временем из необъятных степей, раскинувшихся от Волги до Тихого океана, по Руси, подобно смерчу, пролетели, уничтожая все на своем пути, бесчисленные орды монголо-татар. Очень быстро они завоевали почти всю Русь и двинулись далее на Запад, превращая в руины города и села Польши и Венгрии и дойдя до Саксонии и побережья Адриатического моря.

Папа Иннокентий IV решил попытаться наладить дипломатические отношения с Золотой Ордой и обратить хана в христианство. Для выполнения этой важной и рискованной миссии были избраны не светские дипломатические чиновники, но нищенствующие монахи-францисканцы и доминиканцы.

Одну из легатских групп до возглавил францисканец Джованни Плано Карпини. Получая папскую миссию, он был уже человеком немолодым и весьма заслуженным: шестидесяти трех лет от роду, на его счету было 40 лет монашеской жизни, в том числе более 20 лет апостольской деятельности в Германии. Его посольство оказалось единственным достигшим цели.

16 апреля 1245 г. Иоанн Плано Карпини выехал из Лиона. Братья избрали северный путь, наверняка хорошо знакомый о. Иоанну, и продвигались в сторону Кельна, а оттуда – через Чехию в Польшу.
В Ленчице, где находилась резиденция князя Конрада Мазовецкого, послы познакомились с русским князем Василько Волынским, чье княжество уже было под монголо-татарским игом. Князь Василько стал покровителем посольства и помог монахам добраться до Киева, куда миссионеры отправились по старому торговому пути через Краков, Владимир Волынский и Луцк. В пути их застала зима, и теперь они передвигались на санях, которые наняли в Кракове.
3 февраля 1246 г. легаты покинули разоренный кочевниками Киев, а спустя 20 дней добрались до покрытого льдом Днепра, за которым уже тянулись татарские станы. Далее их сопровождали в пути татарские проводники.

Преодолев на своем крайне нелегком пути степи, пустыню и горы, 22 июля 1246 г. легаты, наконец, добрались до Шар-Орды – города, состоящего из юрт и находившегося в нескольких часах пути от Каракорум, столицы Золотой Орды. Как раз в это время там собралось около двухсот монгольских ханов, чтобы провозгласить новым правителем Гуюка – внука Чингисхана.

Здесь францисканцы встретили русского князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского. Ярослав Всеволодович правил с 1238 по 1246 г. и был первым великим князем, получившим “ярлык” (письменное согласие на правление) от хана. Поэтому он был представителем татарских властей, которому подчинялись все другие князья раздробленной Руси. Князь Ярослав стремился к единству с Католической Церковью. Однако этим планам не суждено было осуществиться из-за его внезапной смерти в монгольском стане: великий князь был отравлен во время пира. М. да Чивецца во “Всеобщей истории францисканских миссий” утверждает, что Ярослав II мог быть членом Третьего Францисканского Ордена.
15 августа 1246 г. состоялась интронизация нового великого хана, своей роскошью напоминавшая картины из “Тысячи и одной ночи”. В торжествах принимало участие около 5 тысяч монгольских вельмож и послов со всех сторон света.

После официального принятия власти Гуюк встретился с папскими послами. С огромным смирением и еще большей отвагой францисканцы прочитали великому хану свое послание: “Мы присланы сюда Папой Римским, властелином и отцом христианства. Он отправил нас к повелителю татарских князей и народов, поскольку мы, христиане, хотели бы заключить с ними дружественный союз. Через нас и своим посланием он просит вас стать христианами и принять веру Господа нашего Иисуса Христа, без которой вы не можете быть счастливы. Папа поражен резней, которую вы устроили христианам, особенно в Венгрии, Чехии и Польше; Бог глубоко оскорблен этими действиями и увещевает татар, чтобы в будущем они прекратили подобные жестокости”. Это был “первый зов” справедливости против насилия, благочестия против силы, христианской совести против монгольских разбойников.

После аудиенции оба монаха вынуждены были пребывать в орде матери хана, “терпя великий голод и жажду”. Брату Бенедикту удалось познакомиться с фаворитом Гуюка, русским золотильщиком Кузьмой. Он стал помогать францисканцам и спас их от верной смерти.

13 ноября Иоанну Плано Карпини был вручен ответ хана Гуюка. Содержание письма было сокрушающе: “Силой Вечного Неба, (мы) наивысший хан всего великого народа: вот наше послание. Вот приказ, который мы даем великому Папе, чтобы о нем знал и его понимал (…) Вы предлагали нам, чтобы стать нашими подчиненными, о чем мы узнали от ваших посланников (…) Ты лично (великий Папа) во главе всех королей, без исключения, должны прибыть, чтобы отдать нам честь и повиновение… А если вы не исполните божественного повеления и будете поступать вопреки нашему приказу, мы будем считать вас врагами”. (Персидский текст этого письма, хранящийся в архиве Ватикана, является самым старым сохранившимся в оригинале документом монгольских правителей). Вместе с грозным письмом миссионеры получили разрешение на возвращение.

13 ноября 1247 г., после боле чем 2-х годичного путешествия, легаты вернулись в Лион, где Иоанн Плано Карпини представил Папе Римскому письменный рапорт, который назвал “История монгалов, именуемых нами татарами”.

Иннокентий IV возвел итальянского монаха в сан архиепископа г. Антивари, где он и скончался 1 апреля 1252 г.

На первый взгляд, эта францисканская миссия не удалась. Однако ее значение было огромно. Именно благодаря ей Европа впервые получила достоверные сведения о монгольской империи, ее жителях и их обычаях, секретах военного успеха. Кроме того, францисканцы по пути проповедовали, обращая в христианство многих встречавшихся на их пути людей.

Благодаря деятельности Иоанна Плано Карпипи князь Василько Волынский, а также его брат – Галицкий князь Даниил – 27 августа 1247 г. заявили о полном единстве с Католической Церковью.

И, наконец, нельзя забывать о том, что Иоанн Карпини, нищенствующий монах, впервые установил дипломатические отношения между далеким Востоком и Европой.

В 1253 г. король Франции Людовик IX, член Третьего Францисканского Ордена, причисленный к лику святых Католической Церкви, решил предпринять еще одну попытку установить контакт с монгольскими правителями: Сартаком и Мангу-ханом. Для исполнения этой миссии он избрал Гильома Рубрука, францисканца родом из Фландрии.

Ставший позднее всемирно известным путешественником и миссионером, Рубрук родился ок. 1220 г. Долгое время он пребывал во Франции, в том числе при королевском дворе. В 1252 г. монах отправился в Акку, где спустя год и получил столь важное поручение от Людовика IX. Кроме возможности проповедования христианства среди монголов, миссия должна была выяснить возможность союза крестоносцев с великим ханом в борьбе против ислама в затянувшихся войнах в Малой Азии.

В свой далекий и опасный путь Гильом де Рубрук отправился вместе с собратом по Ордену – Бартоломеем Кремонским. Не исключено, что с ними был еще один францисканец, о котором, однако, не сохранилось никаких сведений.

Францисканцы отправились сначала в Константинополь, а оттуда морским путем в Крым, где они остановились в Херсонесе, который Гильом в своей книге назвал городом святого Папы Климента по главной находившейся в нем святыне. Высадившись затем в Солдае (Судак), миссионеры держали путь через Перекоп, Донские степи, Поволжье, Южный Урал, Киргизстан, пустыню Гоби и Сибирь в Каракорум, где оказались 26 декабря 1253 г.

Союза с монголами и в этот раз заключить не удалось. 6 июля 1254 г., не достигнув цели миссии, Гильом Рубрук отправился в обратный путь. Бр. Бартоломей, который обладал менее твердым характером и слабым здоровьем, опасался, что не перенесет обратного пути, и поэтому навсегда остался в Каракорум.

В 1285 г. Рубрук прибыл в Иерусалим, где в монастыре Акры написал “Путешествие в Восточные страны” – книгу, прославившую его имя. 
“Путешествие в Восточные страны”, так же, как и “История монгалов” Карпини, неоднократно издавались на русском языке. Оба произведения вошли в книгу “Путешествия в Восточные страны”, выпущенную в свет московским издательством “Мысль” в 1997 г. 

Скончался Гильом Рубрук ок. 1270 г. Его миссия, так же, как и первая, не имевшая прямого успеха в своей цели, выполнила, тем не менее, свою провиденциальную задачу, пройдя по землям, где вскоре возникла целая сеть францисканских монастырей.

Обсуждение закрыто.