Общинную жизнь братьев святой Франциск понимал как послушание, соединенное с любовью – как в семье, в которой существует и подчинение, и свобода. В семье людей связывают узы любви, а любовь является единственным связующим звеном между подчинением и свободой.
Для святого Франциска послушание означало в первую очередь желание “слушать” – прислушиваться к тому, что Бог говорит нам в Священном Писании, прислушиваться к словам других людей.
Послушание “меньшего брата” должно основываться на примере Христа в Его послушании по отношению Отцу и людям, которым Он смиренно служил и даже умывал ноги. “Умывать ноги своим братьям” – это обязанность францисканских настоятелей.
Можно выделить несколько главных элементов францисканского послушания.
Готовность к служению братьям
Францисканец воспринимает послушание как служение ближним по примеру Иисуса Христа, Который “пришел не для того, чтобы служили Ему, а чтобы служить другим”.
Стремление услышать другого человека
Прежде чем начать говорить, надо научиться слушать. Чтобы стать учителем, вначале надо стать учеником, а чтобы стать способным давать, необходимо уметь принимать. В итоге человек должен научиться слушаться воли Важней, которая для него должна быть абсолютной истиной.
“Принятие в послушание”
Принятие в Орден называется “принятием в послушание”. Согласно идее святого Франциска, братья должны быть связаны между собой послушанием, и если кто-либо из них поступает без одобрения братьев или вопреки их воле, он тем самым ставит себя “вне послушания”. Послушание является выражением братского духа и желания служить ближним.
Послушание – синоним любви
Братская францисканская община, состоящая из людей, желающих слушать и служить, должна быть свободна от различных проявлений превосходства одного брата над другим. Примером для братьев всегда должен быть Христос, умывающий ноги Своим ученикам.
Францисканские настоятели
Святой Франциск ввел новые названия для настоятелей: “министр” (или слуга), генеральный министр, провинциальный министр. В Ордене никого нельзя называть приором или аббатом, поскольку все должны быть между собой братьями. Согласно идее святого Франциска, настоятели должны быть слугами других братьев. Руководящая роль настоятеля касается прежде всего не административной, а духовной сферы. Настоятель должен вдохновлять братьев, вселять в них надежду, направлять их действия. Только в случае крайней необходимости настоятель может использовать данную ему власть.
Подлинное послушание – это любовь, позволяющая другого человека ставить выше самого себя.