Мистическая сила, заключенная в любой христианской святыне, оказывает свое благодатное воздействие на души людей в течение многих веков. Но и среди этих святынь можно выделить те, которые играют особенную роль в развитии христианства в целом, которые не принадлежат какой-либо одной конфессии, поскольку становятся общехристианским символом. В числе таких святынь – “Троица” Андрея Рублева и Ченстоховская икона Божией Матери, фрески Беато Анджелико и Дионисия.
Крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи, безусловно, также входит в эту сокровищницу общехристианских святынь, являясь в то же время одной из главных реликвий Ордена Меньших Братьев.
Этот крест представляет собой икону XII века, которая была написана в Умбрии (провинция Италии) неизвестным художником. Крест св. Дамиана в полной мере соответствует представлению об иконе как “окне в горний мир”, поскольку изображает не только страдающего, но и прославленного Христа. Об этом свидетельствует и прямое расположение фигуры Спасителя, и ореол вокруг Его головы.
С левой стороны от Иисуса – изображение Девы Марии и св. Иоанна, любимого ученика Господа, которому Он поручил заботиться о Своей Матери.
Справа от Христа мы видим изображения Марии Магдалины, Марии – матери Иакова, – а также сотника, который в Евангелии от Марка произнес: “Истинно Человек Сей был Сын Божий” (Мк 15, 38). Лица женщин, стоящих возле креста, выражают глубокую скорбь. Руки, касающиеся лица, в сакральном искусстве XII века тоже служили выражением сильного чувства.
Первые четверо свидетелей крестных мук – это святые, которые посвятили свою жизнь Господу; поэтому они изображены с ореолами. Сотник стоит в классической позе христианского свидетеля веры. Жест его правой руки означает: “Свидетельствую о том, что Иисус – это Господь”. По другой версии, сотник изображен в тот момент, когда он говорит Иисусу: “Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой” (Лк 7, 7). В соответствии с этим представлением, лицо, расположенное над плечом сотника, принадлежит как раз исцеленному слуге. Однако против этой версии говорит тот факт, что в Евангелии нет упоминания о том, что возле креста находился тот самый сотник, слугу которого исцелил Иисус.
Три менее значительные фигуры, помещенные ниже главных свидетелей, тесно связаны с распятием Иисуса Христа. С левой стороны находится Лонгинус – римский солдат, который пронзил копьем бок Иисуса (см. Ин 19, 33). На некоторых подобных иконах кровь, стекающая с локтя Христа, попадает на глаза Лонгинуса, который, согласно легенде, был исцелен от слепоты на один глаз во время распятия Иисуса.
Справа от Христа (на том же уровне, что и Лонгинус) находится Стефатон, воин, который дал Иисусу губку, смоченную винным уксусом (см. Ин 19, 28-30). Имя Стефатон представляет собой измененную форму греческого слова, означающего губку.
Возле пронзенных ладоней Иисуса на иконе изображены шесть Ангелов, которые своими жестами как бы призывают нас к размышлению над удивительной тайной смерти Сына Божия и вместе с тем – к восхвалению Господа.
В нижней части креста св. Дамиана едва различимы фигуры двух покровителей Умбрии – святых Иоанна и Михаила. Предполагается, что рядом с ними могли быть также изображены св. Руфин, св. Иоанн Креститель, св. Петр и св. Павел.
По правую сторону от ног Иисуса помещено изображение маленького петуха, который напоминает нам об отречении Петра, предостерегая против излишней самоуверенности. Чтобы сохранить и укрепить свою веру, мы должны на протяжении всей жизни обращать свой взор к распятому Господу и просить у Него укрепляющей благодати.
В верхней части композиции мы видим Иисуса, облаченного в царские одежды, Который держит в руках крест, словно жезл победителя. Господь выходит из гроба и вступает в небесные чертоги. Вокруг Него – хор из десяти Ангелов, пятеро из которых, протягивая руки, приветствуют Иисуса. Над ними изображена Десница Бога-Отца. Ее жест (двуперстие) означал Воскресение Иисуса. Впрочем, его также можно понимать как благословение, которым Всевышний освятил все деяния Иисуса.
По мнению некоторых исследователей, темное пространство возле основания креста связано с образом бездны, в которую Иисус сошел перед тем, как вознестись к Своему Отцу.
Создателю креста св. Дамиана удивительным образом удалось выразить пасхальную тайну смерти, воскресения и вознесения Иисуса. Глядя на этот крест, мы видим страдание Христа; видим Его человеческую и вместе с тем Божественную сущность; видим, как Он выходит из гроба и возносится на небо; и наконец, мы видим, что все это сотворено силой Божией. Неудивительно, что крест св. Дамиана сыграл такую важную роль в духовном развитии святого Франциска, если и в наши дни он открывает людям глаза на красоту и славу Царства Божия.
Молясь перед распятием в храме Сан-Дамиано, св. Франциск услышал слова Господа: “Иди и восстанови мою Церковь”… Давайте еще раз внимательно посмотрим на крест св. Дамиана и прислушаемся – не зазвучит ли тот же самый призыв Господа и в наших сердцах.